Найти в Дзене
Мои Гималаи

"Доктора ледопада" на Эвересте приступают к одной из самых опасных работ в мире

Доктора ледопада. Фото: Фото: SPCC
Доктора ледопада. Фото: Фото: SPCC

Намасте, друзья! Команда шерпов, ответственная за открытие маршрута через ледопад Кхумбу на Эвересте, приступает к своей ежегодной опасной работе. Эти специалисты называются "Доктора ледопада" и такое название им дали новозеландские гиды Роб Холл и Гэри Болл, когда увидели, как они с помощью ледобуров, скальных молотков, ледовых якорей, лестниц и веревок прокладывают путь по опаснейшему ледопаду. Это напомнило им работу хирурга.

На днях команда из восьми альпинистов-шерпов и небольшого персонала лагеря отправилась из Намче Базара в базовый лагерь Эвереста. Задача шерпов — найти оптимальный путь через лабиринт сераков (нестабильных вертикальных глыб льда) и трещин на ледопаде. Такую работу "доктора ледопада" проделывают каждую весну, начиная с 1993 года.

Фото: global.blackyak.com/en
Фото: global.blackyak.com/en

Каждый альпинист, поднимающийся на Эверест, а также на Лхоцзе и Нупцзе, полагается на "докторов", чтобы преодолеть этот смeртельно опасный маршрут, который проходит от подножия горы на высоте 5400 м до Западного цирка на высоте 6000 м.

Из всех опасностей, подстерегающих альпинистов на южной стороне Эвереста, ледопада Кхумбу невозможно избежать. Никакие технологии, дополнительный кислород или навыки скалолазания не спасут альпиниста на ледопаде, если серак обрушится.

Из 340 человек, пoгибших на Эвересте с 1953 года, 48 пoгибли на ледопаде (по другим данным- 64 человека). Большинство из них были альпинистами-шерпами, работавшими на горе. 18 апреля 2014 году на ледопаде Кхумбу сошла лавина, унесшая жизни жизни 16 рабочих, еще 9 человек получили травмы, трое из них попали в рeанимацию.
Доктора ледопада на Кхумбу. Фото: SPCC
Доктора ледопада на Кхумбу. Фото: SPCC

В команду 2025 года входят: Тшеринг Тензинг Шерпа в качестве руководителя базового лагеря и Доктора Ледопада: Анг Сарки Шерпа (руководитель группы A), Дава Джангбу Шерпа (руководитель группы B), Дава Нуру Шерпа, Нима Тенджи Шерпа, Мингма Гьялцен Шерпа, Дава Чхирри Шерпа, Лхакпа Сонам Шерпа и Тенду Шерпа. Ванди Гелбу Шерпа и Нгаванг Тхатен Шерпа отвечают за кухню.

Чтобы свести риски к минимуму, эта команда специалистов ищет относительно стабильный маршрут и придерживается его в течение всего сезона. "Доктора ледопада" останутся на месте в течение следующих трёх месяцев, поскольку маршрут необходимо постоянно проверять и поддерживать в рабочем состоянии ("подлечивать" его). Якорные крепления на верёвках и лестницах быстро ослабевают, поскольку ледник Кхумбу перемещается примерно на метр в день (!) вниз по склону.

Доктора ледопада идут на работу. Фото: everestchronicle.com
Доктора ледопада идут на работу. Фото: everestchronicle.com
Вспоминает Анг Сарки Шерпа (54 года, опыт работы на ледопаде почти 20 лет): "В прошлом году нам пришлось работать с голубым льдом (очень старым ледниковым льдом, залегающим глубоко под слоем снега), так как снега почти не было. Это усложнило нашу работу и заняло гораздо больше времени, чем в предыдущие годы. Мы работали в течение 36 дней, начиная с середины марта и до последней недели апреля, прежде чем, наконец, определили возможный маршрут через западный отрог ледника, отказавшись от трех других маршрутов. Каждый раз, добиваясь прогресса, мы натыкались на препятствие, и нам приходилось начинать все сначала. Это была одна из самых сложных задач в моей карьере. Не многие хотят работать на ледопаде, потому что это очень тяжёлая работа. Я взялся за нее из-за необходимости, так как это был единственный вариант трудоустройства для человека без формального образования или квалификации. Я стал первым в своей семье, кто занялся альпинизмом, это мой единственный источник дохода, позволяющий содержать семью и обучать двух детей. В моей деревне натуральное хозяйство часто является единственным вариантом для тех, кто хочет избежать альпинизма и связанных с ним рисков. В позапрошлом году мы попали под лавину во время работы на ледопаде. К счастью, нам удалось выжить, вовремя сбежав, мы отделались только небольшими травмами".
"Мы используем 16–17 видов узлов в зависимости от участка, на котором работаем, поскольку верёвка и правильные узлы имеют решающее значение для безопасности альпинистов",- сказал Пемба Шерпа, один из докторов ледопада.

***

Работу на ледопаде альпинисты-шерпы выполняли уже с самых первых экспедиций по южной стороне Эвереста. Часто молодые шерпы, у которых не было денег или опыта, брались за эту рискованную работу.

Прокладывание маршрута. Фото: SPCC
Прокладывание маршрута. Фото: SPCC
Вспоминает Мингма Темба Шерпа: " Я начал работать на ледопаде Кхумбу возрасте 19 лет в 2016 году. Из-за огромного риска, связанного с работой в горах на большой высоте, моя семья поначалу не решалась отпускать меня в горы. Но мне пришлось взяться за эту работу, чтобы прокормить свою семью. Я прошёл 15-дневное обучение ледолазанию в Центре скалолазания Кхумбу. Там я освоил базовые навыки скалолазания, в том числе правильное использование снаряжения, технику безопасности и оценку состояния льда, научился безопасному закреплению веревок и спуску, завязыванию узлов, установке якорей, а также поиску маршрутов и навигации. Сначала это не казалось сложной работой. Но после того, как я увидел весь маршрут и весь объем работ, меня охватил страх.... За все годы моей работы я ни разу не был на вершине Эвереста. Я хочу подняться туда хотя бы раз в жизни".
Доктора ледопада за работой.
Доктора ледопада за работой.

Комитет по борьбе с загрязнением окружающей среды Сагарматхи (SPCC, неправительственная организация, созданная местным сообществом шерпов в долине Кхумбу) с 1993 года организует работу докторов ледопада. С 1997 года SPCC ежегодно заключает контракт с Департаментом туризма Непала (DoT) на продолжение работы, которая по-прежнему опасна, но теперь лучше оплачивается и включает в себя более качественное оборудование.

Сейчас шерпы, специализирующиеся на этой опасной работе, в конце сезона зарабатывают от 2500 до 3000 долларов, зарплату они получают от SPCC. За прохождение ледопада Кхумбу каждый альпинист платит 600 долларов.
Переход через трещину. Фото: SPCC
Переход через трещину. Фото: SPCC

SPCC также отвечает за утилизацию отходов из огромного базового лагеря Эвереста во время сезона восхождений и минимизацию ущерба окружающей среде, внедряет стратегии утилизации отходов в различных базовых лагерях в долине Кхумбу. Кроме того, SPCC проверяет разрешения на восхождение и следит за незаконными восхождениями.

Часто докторов ледопада, как и шерпов-носильщиков, называют невоспетыми героями Эвереста, лишь немногие из них становятся известными за пределами Непала. Среди них -легендарный Анг Нима Шерпа из деревни Пангбоче. В течение 37 лет Анг Нима зарабатывал на жизнь на ледопаде Кхумбу, его земной путь закончился в возрасте 59 лет в 2013 году. В 2021 году американский путешественник и режиссёр Шон Берч посвятил ему свой документальный фильм «Доктор ледопада».

Анг Нима Шерпа.
Анг Нима Шерпа.
Анг Нима впервые поднялся на Эверест в 1975 году в составе экспедиции Криса Бонингтона, которая завершилась первым восхождением по Юго-Западному гребню Дуга Скотта и Дугала Хастона и гибeлью Мика Бёрка. В последующие 37 лет Анг Нима работал на нескольких основных маршрутах восхождения на Эверест, включая Западный гребень, Юго-Западную стену и Южный столб (South Pillar). В 2006 году он сказал, что потерял счёт количеству восхождений на Эверест, но считает, что их было больше тридцати.

И хотя он никогда не получал формального образования и не обучался альпинизму, его способность видеть состояние льда и предсказывать время обрушения больших глыб льда была даром Божьим. То, что он делал, для него было обычной работой, к которой он относился спокойно и никогда не думал о славе и почестях.

Этот фильм наглядно показывает все риски работы на ледопаде Кхумбу. ⤵

Пожелаем этим отважным людям удачи и безопасности в их нелегком труде.

Спасибо, что дочитали. Всем добра и Любви!

По материалам ExplorersWeb, EVEREST CHRONICLE, buddhaair.com, alpinist.com и других источников.