Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Суровые британцы и радиоактивный бегемот

Бегемот в нашем обывательском представлении — совсем не то, что в представлении создателей этой замечательной картины 1959 года Как это часто бывает в западной кинофантастике 50-х, ядерные испытания не только угрожают человечеству, но и пробуждают всяческую хтонь, которая не очень-то рада нашему присутствию на планете. Именно такой сценарий разворачивается в британском фантастическом триллере «Бегемот — морской монстр» (или «Гигантский Бегемот» в американском прокате). Картина, которая могла бы стать обычной историей про радиоактивных монстров, превратилась в нечто большее благодаря британскому хладнокровию, стоп-моушен анимации и щепотке ядерного апокалипсиса. Начнем с того, что главный герой, ученый Стив Карнес (Дж. Эванс), выступает перед британскими коллегами с предупреждением: ядерные испытания — это плохо. Очень плохо. Настолько плохо, что они могут превратить безобидных морских обитателей в гигантских радиоактивных монстров. И, как назло, его слова оказываются пророческими. Вско
Оглавление

Бегемот в нашем обывательском представлении — совсем не то, что в представлении создателей этой замечательной картины 1959 года

Самое большое существо с начала времен - гласит афиша. Как всегда пардон за мой инглиш.
Самое большое существо с начала времен - гласит афиша. Как всегда пардон за мой инглиш.

Как это часто бывает в западной кинофантастике 50-х, ядерные испытания не только угрожают человечеству, но и пробуждают всяческую хтонь, которая не очень-то рада нашему присутствию на планете. Именно такой сценарий разворачивается в британском фантастическом триллере «Бегемот — морской монстр» (или «Гигантский Бегемот» в американском прокате). Картина, которая могла бы стать обычной историей про радиоактивных монстров, превратилась в нечто большее благодаря британскому хладнокровию, стоп-моушен анимации и щепотке ядерного апокалипсиса.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Когда радиация встречает палеонтологию

Начнем с того, что главный герой, ученый Стив Карнес (Дж. Эванс), выступает перед британскими коллегами с предупреждением: ядерные испытания — это плохо. Очень плохо. Настолько плохо, что они могут превратить безобидных морских обитателей в гигантских радиоактивных монстров. И, как назло, его слова оказываются пророческими. Вскоре после его речи на пляже в Корнуолле находят мертвого рыбака, который перед смертью успевает прошептать только одно загадочное слово: «бегемот». Не «караул», не «спасите», а именно «бегемот». Видимо, он решил, что это самое важное, что он должен сообщить перед тем, как отправиться в мир иной.

Затем на берег начинают выбрасываться тысячи мертвых рыб, и Карнес вместе с профессором Бикфордом (Андре Морелл) отправляются на расследование. Они обнаруживают, что рыбы умерли от радиации, но на пляже никаких следов радиации нет. Загадка! Вскоре выясняется, что виновник всего этого хаоса — древний морской ящер (Палеозавр), который, из-за ядерных испытаний, превратился в гигантского радиоактивного монстра. И да, он еще и стреляет электрическими импульсами, как электрический угорь. Ибо, почему бы и нет?

Бегемот кушает автомобиль ГАЗ-21
Бегемот кушает автомобиль ГАЗ-21

Лондон в огне

Палеозавр, как и любой уважающий себя монстр, решает, что Лондон — это идеальное место для того, чтобы устроить небольшой апокалипсис. Он выходит из воды и начинает жечь город. Британские военные, разумеется, сохраняют хладнокровие и пытаются остановить монстра с помощью радаров. Но, как выясняется, Палеозавр невидим для радаров. Потому что невидим. Это же радиоактивный динозавр, а не какой-то там банальный монстришко.

Карнес и Бикфорд предлагают радикальное решение: убить монстра с помощью еще большей дозы радиации. Потому что если что-то не работает, нужно добавить больше радиации, верно? Они готовят торпеду с радием и отправляют ее в пасть монстра. И, о чудо, это срабатывает! Палеозавр погибает, а Лондон, хоть и слегка подгоревший, остается стоять.

Бегемот прогуливается по улицам Лондона и не понимает, куда это все бегут
Бегемот прогуливается по улицам Лондона и не понимает, куда это все бегут

Кто сделал этот хаос возможным

Режиссер фильма, Эжен Лурье, уже имел опыт работы с гигантскими монстрами, так как ранее снял «Зверя с глубины в 20 000 саженей». Видимо, он решил, что один радиоактивный динозавр — это хорошо, а два — еще лучше. Сценарий написал Дэниел Льюис Джеймс, который, кстати, был в черном списке Голливуда и работал под псевдонимом. Видимо, даже в черном списке он не мог устоять перед искушением написать историю про радиоактивного динозавра.

Сверхзадача актеров в «Бегемоте…», как и полагается в таких фильмах, — с максимально серьезными лицами обсуждать, как убить гигантского монстра. Джин Эванс и Андре Морелл играют своих персонажей с такой серьезностью, будто они, по меньшей мере, спасают Землю, а не охотятся на радиоактивного динозавра. Особого внимания заслуживает Джек МакГоуран в роли палеонтолога, единственный человек, знающий, что такое Палеозавр и почему он стреляет электричеством.

Бегемот позирует на фоне Биг-Бена
Бегемот позирует на фоне Биг-Бена

От Кинг-Конга до Несси

Фильм снимали в Англии, а спецэффекты, созданные Уиллисом О'Брайеном (тем самым, кто подарил миру Кинг-Конга), в Лос-Анджелесе. Кстати, в некоторых сценах можно услышать крики из «Кинг-Конга». Видимо, О'Брайен решил, что если уж использовать старые звуки, то пусть это будут крики самого известного монстра в истории кино.

В Германии фильм вышел под названием «Das Ungeheuer von Loch Ness» («Чудовище из Лох-Несса»). Видимо, немцы решили, что если уж монстр, то пусть будет из самого известного озера с монстрами.

Красавчик
Красавчик

И наконец…

«Бегемот…» — не столько про гигантского радиоактивного динозавра, сколько про то, как человечество своими руками создает монстров, а потом пытается их уничтожить. Это кино, которое как бы намекает, что иногда лучший способ справиться с последствиями радиоактивного заражения — это просто добавить еще больше радиации.

Так что, если вы вдруг решите посмотреть что-то одновременно увлекательное и слегка абсурдное, «Бегемот — морской монстр» подойдет как нельзя лучше.