Первоначально, я хотел написать статью обо всех женах бакинских меценатов на рубеже XIX – XX веков. Тех, кто активно участвовали в благотворительной деятельности, помогали супругам и были их опорой.
Даже начал ее.
Но потом понял, что невозможно всех уместить в одну статью. Каждая из женщин достойна отдельного рассказа, ведь они сделали для Баку не меньше своих мужей.
Баку
В начале XX века Баку был городом несметных богатств, где нефтяные магнаты возводили роскошные дворцы и соревновались друг с другом в щедрости. Но за величием этих мужчин стояли женщины – их жены, которые зачастую оставались в тени истории. Они не только вдохновляли своих мужей, но и сами становились покровительницами искусства, благотворительности и культурного развития города. Их жизни были полны любви, трагедий и великих поступков.
Рождение и юность Соны Араблинской (1881—1932)
Сона ханум Тагиева-Араблинская родилась в 1881 году в древнем городе Дербенте, в семье генерала Балакиши-бека Араблинского. Одного из самых успешных лезгин (по другой версии аварцев) Российской империи.
Сам генерал-лейтенант родился в селе Юхары Тала Закатальского округа, где проживал их род, но позже перебрался в Дербент.
В некрологе, опубликованном в бакинской газете «Каспий» 20 января 1902 года отмечалось:
Смерть Б. К. А. б. Араблинского, как одного из немногих горцев, дослужившихся до чина генерал-лейтенанта, имя которого было известно каждому туземцу, вызвала искреннее сожаление всех знавших покойного, всего местного населения и особенно туземцев.
С раннего детства Сона Араблинская отличалась от своих старших сестер. Была любознательной и активной девочкой. Отец в ней души не чаял.
Генерал Араблинский был просвещенным человеком, понимал, что в Дербенте девушке будет сложно. Поэтому после окончания начального училища в родном городе, Сона вместе со старшей сестрой Нурджахан была отправлена в Баку, где продолжила обучение в престижном учебном заведении Святой Нины.
Судьба уже тогда начала плести сеть, которая свяжет её жизнь с династией Тагиевых.
Свадьба, поразившая Баку
28 июня 1896 года Дербент стал свидетелем свадьбы, о которой говорили годами. Юная, ослепительно красивая пятнадцатилетняя Сона ханум выходила замуж за бакинского миллионера и мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева, который был старше на 58 лет. Разница в возрасте, шокирующая даже по меркам того времени, стала предметом пересудов.
Зачем это было сделано? Действительно ли всё решали деньги, или же в этом браке скрывалась иная, более глубокая правда?
Генерал Араблинский сам был состоятельным человеком, а его просвещенность исключала принуждение дочери. Говорят, что сам 68-летний отец долго беседовал с Соной, и в итоге склонился перед её решимостью. Девушка видела в Тагиеве не просто богатого человека, но великого благотворителя, чья миссия в этом мире была ей близка. Возможно, именно это осознание и определило её выбор.
Счастье, обернувшееся служением
Несмотря на колоссальную разницу в возрасте, брак оказался счастливым. В их доме родились пятеро детей: Лейла, Сара, Сурея, Мамед и Ильяс. Но Сона ханум стала для своего мужа не только любящей женой и матерью его детей. Она была его верным соратником, вдохновителем и сподвижницей.
Именно Сона ханум стояла у истоков первой на Востоке светской школы для девочек-мусульманок – Александрийского женского русско-мусульманского педагогического училища.
Многим девочкам её теплота и забота помогали справляться с разлукой с родными, а её участие в благотворительности стало беспрецедентным.
Газеты того времени пестрели сообщениями о благотворительных вечерах, обедах и акциях милосердия, организованных Соной ханум. Она собирала пожертвования, помогала сиротам, ухаживала за больными, поддерживала раненых солдат. За свои заслуги в 1908 году она была удостоена медали «За усердие».
Крушение мира
Но всё это закончилось в 1917 году. Пришла революция – и мир Соны ханум, как и мир её мужа, был разрушен. Всё состояние Тагиевых было национализировано.
Гаджи Зейналабдина, поднявшегося из самых низов, трудом создавшего империю, новая власть записала во «враги народа». Его лишили всего.
Семья оказалась в изгнании, живя на даче в Мадакянах. Государство не осмеливалось выгнать их на улицу, но и не помогало. Больной и обессиленный Тагиев был вынужден продавать свои личные вещи, чтобы прокормить родных.
В 1924 году, пережив крах дела всей свой жизни, уже парализованный, он тихо умер.
В изданном в 1986 году IX томе Азербайджанской советской энциклопедии уже отмечалось, что Тагиев основал школы (в том числе школу для девушек), построил здание национального театра, тратил средства на издание газет и журналов, культурно-просветительские общества, подготовку национальных кадров, сразу же было написано, что Тагиев хотел «прославиться как глава и отец нации» и по-прежнему указывалось, что Тагиев разбогател в результате «жестокой эксплуатации рабочих». В этой статье Тагиев характеризовался также как «защитник контрреволюционных сил»
Разбитая судьба
Но трагедия на этом не закончилась. Один из сыновей Тагиева был убит, другой – арестован и доведен до безумия. Дочь Сару обвинили в заговоре. Старшая дочь Лейла с семьёй бежала в Иран, спасаясь от репрессий.
Хрупкая, но сильная духом Сона ханум не смогла выдержать стольких потрясений. Она погрузилась в безумие.
В 1930-х годах жители Баку видели её на улицах. Босая, с растрёпанными волосами, в рваной одежде, она просила у прохожих кусочки ткани, словно пытаясь вновь собрать воедино обрывки своей разбитой судьбы. Узнававшие её люди пытались помочь – кормили, давали одежду, но ничто уже не могло вернуть её в прежнюю жизнь.
Последний шаг
Зимой 1932 или, по другим сведениям, 1938 года её нашли мёртвой на одной из улиц Баку. В её иссохшей руке был зажат кусочек черствого хлеба – символ утраченного величия и неизмеримой боли.
Бакинцы смогли похоронить вдову миллионера, столь многое сделавшую для города, на Биби-эйбатском кладбище, однако два года спустя солдаты срыли могилу и она была утеряна.
Эпилог
Сона ханум, ещё недавно блистательная хозяйка одного из самых богатых домов Российской империи, превратилась в трагический символ разрушенной эпохи. Но её наследие живо.
Она была одной из тех женщин, которые создавали азербайджанскую интеллигенцию, боролись за просвещение и равноправие.
В сегодняшнем Баку есть и частичка труда Соны ханум Тагиевой. Жаль, что она не может этого увидеть