Найти в Дзене

Все смешалось: джипы, люди, кони, духи... Кто куда, а мы - к Белухе! Часть 4. Ярлу

Да нас прям таки балуют духи места! И все встречные говорят нам об этом. Два солнечных дня подряд в этом районе - это просто подарок! Значит, пользуясь везением, мы сегодня идём в долину Ярлу! Этот радиальный выход обещает быть более лёгким, чем вчерашний, к леднику. Но собираемся всё с тем же набором вещей, разве что мужчины сразу упаковали всё в свои рюкзаки, чтобы не нести потом по два сразу. Только Надя, из женской части команды, несёт свой рюкзак сама. Вышли только в 11 утра, никуда не спеша, в ожидании лёгкой прогулки. На самом деле сегодня нас не ждут ни морена, ни курумник, ни сильные перепады высоты. За сохранность вещей мы не переживали. В таких местах люди не трогают чужие вещи. Главное, не разбрасывать их повсюду. Убрать с верёвки всё, что сушилось, сложить все вещи в палатку, закрыть вход в неё на молнию, и можно не волноваться. Сюда не ходят такие, кому совесть позволяет присвоить чужое. Был случай, у знакомого знакомых, оставил он свои штаны на веревке сушиться. Возвраща
Оглавление

Новое утро встретило нас солнечной погодой.

Да нас прям таки балуют духи места! И все встречные говорят нам об этом. Два солнечных дня подряд в этом районе - это просто подарок!
Собираемся в Ярлу
Собираемся в Ярлу

Значит, пользуясь везением, мы сегодня идём в долину Ярлу! Этот радиальный выход обещает быть более лёгким, чем вчерашний, к леднику. Но собираемся всё с тем же набором вещей, разве что мужчины сразу упаковали всё в свои рюкзаки, чтобы не нести потом по два сразу. Только Надя, из женской части команды, несёт свой рюкзак сама.

Вышли только в 11 утра, никуда не спеша, в ожидании лёгкой прогулки. На самом деле сегодня нас не ждут ни морена, ни курумник, ни сильные перепады высоты.

За сохранность вещей мы не переживали. В таких местах люди не трогают чужие вещи. Главное, не разбрасывать их повсюду. Убрать с верёвки всё, что сушилось, сложить все вещи в палатку, закрыть вход в неё на молнию, и можно не волноваться. Сюда не ходят такие, кому совесть позволяет присвоить чужое.

Был случай, у знакомого знакомых, оставил он свои штаны на веревке сушиться. Возвращается - а их нет. На следующий день встречает чувака в своих штанах:

- Где взял?

- Бог послал!

Вот такие, с ума весёлые, могут взять, но в палатку не полезут...

Для того, чтобы попасть в Ярлу, необходимо переправиться на правый берег озера. Этим пользуются метеорологи со станции Ак-Кем, и, за относительно небольшие деньги - 300 рублей с человека, перевозят на лодке всех желающих. Но не наглеют, и в обратную сторону перевозят уже бесплатно.

С нашего берега отчётливо просматривалась тропа, ведущая по лугу на правом берегу к ущелью. Когда нас высадили из лодки, оказалось, что этот луг - как губка, напитанная водой. Куда не ступи - нога проваливается в сочный мох. Ботинки пока держат воду, но сколько это продлится, неизвестно. Тропу отсюда нам не видно, поэтому мы прыгали с кочки на кочку, пытаясь найти сухую почву, но безуспешно. Пройдя почти половину луга, мы, наконец, увидели тропу и вышли на неё. Идти сразу стало гораздо приятнее, потому что она была утоптанной и сухой.

Луг закончился и мы вошли в лиственный лес, почти сразу же, через ветви деревьев, открывший нам великолепные виды: ярко раскрашенный срединный хребет долины, Матерь Мира и ручей Ярлу, к которому вела нас тропинка, убегающая вниз.

Спустились к ручью, и тропа стала петлять через него, заставляя нас перепрыгивать то на правый, то на левый берег. Солнце припекает, полный штиль, и от этого стало очень жарко. Слева от тропы тянется скала, сложенная из сланца, справа - лес, за которым высится гора Ярлу.

В горе Ярлу отчётливо виден огромный разлом, по которому вода с вершины несколькими ступенями срывается вниз. Говорят, что она там проваливается куда-то под землю, и никто не знает, куда. Какой-то заколдованный провал там, якобы... Кто-то даже видел облака, вылетающие оттуда, якобы, это Духи снуют между мирами...

Идется легко, особенно если сравнивать со вчерашним треком к леднику.

На привале оценили перевал Кара-Тюрек, как он смотрится отсюда... Жесть, конечно! Как мы оттуда спустились??? Долину Ярлу оттуда мы видели, теперь - наоборот...

Тропа побежала правее от речки и потянулась выше, снова уводя нас в лес, где была тень, и от этого уже не так жарко. Немного погодя, из леса, мы вышли на альпийский луг, и вот уже перед нами срединный хребет. Этот узкий и извилистый массив похож на спину гигантского дракона, лежащего в долине и обращённого хвостом к её нижнему краю. Его волшебно-контрастные оттенки — зелено-лиловые, сиреневые, красные и фиолетовые — ярко выделялись на фоне всего окружающего.

-8

Это явление научно объясняется содержанием в горах молибденита и пирита, которые под воздействием кислорода окисляются, создавая соединения, окрашенные в яркие оттенки. С другой стороны цвет хребта к подножию становится сизо-зеленого цвета, так как почти полностью состоит из голубой глины. Именно поэтому многие ручейки здесь имеют молочно-бирюзовый или молочно-зеленоватый оттенок.

Говорят, что если фиолетовый или зелёный камень вынести из ущелья, он становится обычного серого цвета. Научного объяснения этому факту нет...

Матерь Мира смотрит в небо
Матерь Мира смотрит в небо

Хребет, уходящий вправо от срединного, от дракона, называют Матерь Мира, и при взгляде на него всем сразу понятно, почему. Там отчетливо виден профиль женщины, лежащей на спине и смотрящей в небо. А в центре виднеется красное пятно — Сердце Матери. Матерь Мира считается безгрешным, святым существом, некогда окаменевшим, но продолжающим охранять здешние земли, даруя радость и умиротворение.

Примерно на полпути вдоль срединного хребта к Матери Мира мы увидели каменный город, состоящий из небольших, сложенных из камня, пирамид и каменного же забора. Здесь совершенно безветренно и совсем не слышно звуков природы. Лишь голоса людей нарушают тишину. В центре города расположился огромный плоский и гладкий камень - когда-то сам Николай Рерих оставил на нём свой знак - "Знамя Мира" - три амарантовые точки в кольце, что символизирует вечность и единство. Рерих провёл в долине некоторое время, здесь он писал картины и свои труды. Его, великого просветителя, путешественника, ученого и географа, потрясла сильная энергетика, витающая вокруг этого валуна. С тех пор сюда стремится множество людей, занимающихся духовными практиками.

Температура поверхности камня всегда одинакова. Если кому-то холодно, камень может его согреть, а в жару, наоборот, охладить. Часто люди возле камня медитируют или погружаются в глубокие раздумья: думать следует о чём-то великом, духовном. Тогда возможно все, даже исполнение заветного желания!

Мы присоединились к людям на камне и какое-то время сидели на нём, погрузившись в слегка космически-гипнотически-медиативный транс. Каждый думал о чём-то своём и очень важном.

Когда вынырнули оттуда, я предложила подняться на хребет, похожий на дракона. Но мой призыв был принят безучастно, желающих не нашлось. На контрасте с эмоциональным и физически трудным походом к леднику, здесь мы стали заторможенными и вялыми. Возможно, это проявляется накопившаяся усталость, плюс жара.

Только выйдя за пределы каменного города я вспомнила, что именно здесь во множестве произрастают эдельвейсы, их тут целая долина! Как я могла забыть? Сойдя с тропы мы их сразу же и увидели! А за пределами долины Ярлу эдельвейсы не растут, ни в одном ущелье и долине поблизости Белухи!

Мы впервые видели эти цветы! Это так невероятно круто! Ведь далеко не каждый человек видел этот цветок вживую, в природе! Они растут в высокогорье, невысокие, всего сантиметров пятнадцать, беленькие, похожие на пушистые звёздочки, они не бросаются в глаза, но так притягательны! Это символ целеустремленности! Они учат добиваться невозможного: карабкаться вверх, обходя любые препятствия и выживать даже в самых суровых условиях.

Потому что эдельвейс - это волшебный цветок. Цветок - символ, цветок - талисман. В восточных странах существует поверье, что тот, кто завладеет Эдельвейсом, обретет способность разрушить любой обман и будет огражден от бед. Но мы рвать их не стали. Их мало, их надо беречь, недаром они внесены в Красную книгу.

Горный ирис
Горный ирис

Эдельвейсы, а, может быть, энергия из камня Рериха, а может, налетевшие облака, спасающие от жары, или всё вместе взятое, дали нам глоток сил, дали нам энергии, и мои ребята согласились подняться на "дракона".

Я, еще когда мы только подходили к этому хребту, нарисовала себе в голове траекторию подъёма на него, сейчас мы вместе её подредактировали, и полезли вверх. Надо сказать, подъем крутоват!

Верхняя тропа идёт вдоль всего края хребта. Люди тут ходят часто, раз натоптали её. Мы поднялись на то место гребня, где он ещё относительно покатый, а дальше, на верхотуру, не пошли, там в обе стороны скат градусов по пятьдесят-семьдесят, и тонкий гребень, по которому пролегает тропинка, страшновато как-то прогуливаться там. Кажется, что если дунет даже слабый ветерок, то нас оттуда сдует, как парашютики с семенами отцветшего одуванчика.

Мы
Мы

Пошли вниз. Справа, по ходу движения, внизу, виден сказочный волшебный лес. По рассказам отца, в этом лесу они с группой пили чай, и их всех, одновременно, накрыла волна радости и счастья, при этом дурманов никаких они не принимали:))). Долина Ярлу - очень магическая долина!

На склоне стоит маленький аил - это домик для охотников. Отсюда, сверху, он смотрится маленьким зонтиком какого-то сказочного зверька. От аила вверх тянется ниточка - это тропинка на смотровую площадку, с которой, со слов отца, открывается невероятный вид на всю долину Ярлу. Наша физическая неподготовленность не дала нам посетить, ни волшебный лес, ни смотровую... Так жаль!

Мы просто спустились к "хвосту дракона", и на его склоне, в не менее волшебном лесу, пообедали.

Обедаем
Обедаем

Начало резко темнеть, осмотрелись, в поисках причины, а это тучи стали сгущаться в стороне озера Ак-Кем, то есть над нашим "домом". Надо поспешить, пока нас не накрыл дождь.

Быстро собрали вещи и пошли, увеличивая темп, насколько это было возможно.

Халвистая скала
Халвистая скала

У скалы из сланца, а при близком рассмотрении она оказалась "халвичной" скалой, поскольку под давлением пальцев крошилась, как этот вкусный сладкий продукт. Так вот, у её подножия мы заметили сухие ветви деревьев. Наверное, их принесло сюда весной талыми водами. А у нас, на стоянке у озера, дров нет вообще. Деревья рубить там нельзя, а весь сухостой давно разобран туристами до нас. Собрали мы эти ветки, сколько нашли, смотали верёвкой, и Серега понёс их, в надежде, что лодочник не откажет нам переправить их на наш берег.

А в Ярлу еще не пасмурно.

Напоследок - хвост дракона
Напоследок - хвост дракона

Варя успевает собрать каменную пирамидку на желание.

На бегу фотографирую. Всё такое красочное!

Впереди небо тёмно-серо-синее, а позади еще пока солнце пробивает облака. В Ярлу, говорят, осадков выпадает гораздо меньше, чем в окружающих его ущельях.

Дождик стал накрапывать... Идём так быстро, что почти бежим...

-24

Выскочив на луг перед озером Ак-Кем, мы не увидели Белуху. Её закрыли тучи настолько, что как будто её там и не было. А дождь уже разошёлся, и нам пришлось закутаться в дождевики.

Лодочник поворчал, что он не дрововоз, но всё же перевёз нас, вместе с дровами:)) Не зря Серёга тащил их на своей спине.

"Домой" вернулись в 17.35, итого на поход потратив шесть с половиной часов, и натопав при этом 17 с половиной тысяч шагов.

-27

Вечер провели за игрой "Кто я?" Было весело!

Сделав за два дня два радиальных выхода, и оценив собственный физический потенциал, оказавшийся очень-очень слабым, пришлось принимать серьёзное, безрадостное решение: ни на озеро Горных духов, ни на семиозёрье мы не идём, а набираемся сил, и послезавтра, раньше на один день, чем планировали, выдвигаемся в сторону Тюнгура. И погода тоже с нами согласна, снова поливая нас дождём.

Дождь лил всю ночь и всё утро.

А мы себе на завтрак пожарили оладьев, да приготовили омлет, который не удался совсем...

К обеду тучки растаяли, и над озером образовалась радуга, поднимая нам настроение.

Опять костротоводы
Опять костротоводы

Да бурундуки развлекали нас, по-очереди грызя наши орешки с сухофруктами, и утаскивая их, в защёчных кармашках, по норкам.

А еще они, оказывается, жимолость едят, забираясь по тоненьким веточкам на самый верх кустиков.

К вечеру опять затянул дождь...

Поздно вечером рядом с нами лагерем встала компания девчонок, только поднявшихся сюда по Аккемской тропе. Палатки они ставили прямо в траву, в темноте, под дождём. Мы решили, что утром они заменят нас, переехав на наше уютное место.

Весь день мы набирались сил на завтрашний поход. Но, даже испытав переход сюда через Кара-Тюрек, мы не могли предположить, что нас ждёт завтра....

Тем более, что папа, накануне похода, сказал нам, что вниз по ущелью будет идти не сложно...

"Вниз же, под горочку идти, - думали мы... - Всего-то километров около двадцати пяти. И пройти их надо не за день, а за два, что сильно упрощает задачу..."

Продолжение следует...

Большое спасибо за внимание! Надеюсь, что кому-нибудь этот подробный рассказ поможет узнать, что ожидать от похода, подобного нашему. Я бы точно с удовольствием прочла, перед поездкой, но не нашла тогда ничего подобного...

Подписывайтесь на наш канал! Если понравилось - поставьте лайк! Вам не трудно - нам приятно! Комментарии и вопросы - приветствуем!