Замечали, что после разговора о каком-то товаре, на вашем телефоне начинают показывать рекламу именно этого продукта? Например, вы обсуждаете пластиковые окна, а через пару дней лента наполняется объявлениями о фирмах, которые устанавливают или продают окна именно в вашем районе. Думаете это совпадение? А слышали про «закон Яровой»? Давайте разбираться вместе.
Неужели телефон шпионит за нами?
Да, к огромному сожалению, но наш смартфон – это главный шпион, который следит за нами круглосуточно через микрофон, даже если телефон находится в режиме ожидания. Более того, существуют специальные приложения, выполняющие двойную функцию. Вот именно о них мы и поговорим более подробно.
Приложения двойного назначения
Приложения двойного назначения – это программы, которые мы устанавливаем на свой телефон для выполнения конкретных задач, но они изначально наделены шпионскими функциями (сохранение переписки, запись телефонных разговоров, прослушка окружения при помощи микрофона и так далее).
К таким приложениям относятся антивирус Касперский, Аваст и вообще все антивирусы, у которых есть доступ абсолютно ко всем уголочкам нашего телефона. Они же должны проверять все папки и файлы на наличие вирусов.
Также в эту категорию попадают банковские приложения. Мы привыкли думать, что они нужны исключительно для перевода денег и оплаты услуг, но на самом деле их функционал гораздо шире.
Такие приложения могут собирать практически любую информацию о вашей файловой системе, получать доступ к микрофону, контактам и другим данным без ограничений.
Сим-карта – главный шпион в телефоне
Телефон начинает следить за нами ещё с установки сим-карты. Она питается от вашего телефона и может выполнять команды, отправленные оператором. В нужный момент оператор может загрузить на ваш телефон определенное программное обеспечение, активировать скрытые функции – и готово.
Однако дополнительные функции заложены в любую сим-карту заранее, и они могут быть в любой момент активированы по сигналу. Кто этим управляет? Ваш оператор связи. По чьему указанию? По приказу «заинтересованных лиц».
Зачем записывают разговоры и окружение?
Вы когда-нибудь читали договор, который подписывали при открытии счета в банке? В нем четко указано, что в целях вашей же безопасности банк получает право на удаленный доступ к микрофону и многому другому.
Вот диалог клиента одного банка:
«Однажды я поместил мобильное приложение банка в специально изолированную среду, так называемую песочницу в своем телефоне, первое, что произошло – это сразу начались проблемы.
Мне сразу же начались звонки из банка, мне заблокировали счет, я вынужден был приходить объясняться. И мне говорили на полном серьезе, то есть мне сотрудник банка сказал: "А служба безопасности вас не видит и не слышит, мы не можем вашу безопасность обеспечить". Я говорю: "Ничего себе, вы мне напрямую сейчас заявляете, что вы за мной шпионите и говорите "как мы будем вас защищать, если мы вас не видим, не слышим, не имеем доступа?". Он ответил, что "да".»
И это не какая-то паранойя, это правда. Это абсолютная правда.
Банковские приложения и мобильные операторы обязаны записывать все телефонные разговоры, СМС и историю браузера в соответствии с «Законом Яровой». Но о нём чуть ниже.
Как происходит «законная» слежка?
Микрофон может быть активирован в любой момент и не только тогда, когда вы открыли данное приложение.
Даже если вы не даёте явного разрешения (например, не ставите галочку при запросе доступа к микрофону или файлам), ваш договор с банком уже включает соответствующие условия. Формально, это делается для вашей безопасности, но по факту – такие приложения работают как инструменты слежки.
Именно поэтому, когда вы говорите возле телефона о какой-либо вещи, то заложенная программа распознает ваши слова и выдает вам рекламу. Такая реклама называется «таргетированная реклама» – это официально разрешенный способ продвижения товаров и услуг в интернете, она показывается пользователям в зависимости от их интересов и запросов.
Это делает не человек, а программа, бот, нейросеть, ИИ, называйте как хотите, но эта функция изначально вложена в программы, которые мы ставим на свои телефоны. Она прослушивает окружения (не записывает) и по ключевым словам показывает рекламу.
Неужели телефон всегда слушает нас?
Да, всегда. Что касается голосовых помощников (например, Алисы) – они по-другому работать просто не могут. Чтобы услышать команду: «Привет, Алиса», она должна быть постоянно включена и слушать вас всегда. Это технически неизбежно. Это чисто физика.
И именно поэтому реклама в телефоне после обсуждения товара – это не случайность.
Что такое «Закон Яровой»?
Слежка – это не теория заговоров, а закон. По «закону Яровой» операторы мобильной связи обязаны не только записывать ваши телефонные разговоры и СМС-сообщения, но и хранить их минимум 5 лет.
Каждый ваш звонок, каждое SMS и весь интернет-трафик – всё это архивируется. И если кому-то понадобятся ваши данные, тогда возбуждается уголовное дело, поступает официальный запрос в сотовую компанию и операторы обязаны предоставить всю историю ваших коммуникаций.
Вместо заключения
Цель этой статьи не напугать вас и не посеять панику или развить паранойю тотальной слежки. Нет. Я хочу, чтобы вы поняли, что телефон действительно шпионит за вами, записывает телефонные разговоры и слушает то, что вы говорите рядом с телефоном. Это всё «законная» слежка, законная прослушка, и это не мошенничество.
Хочу вас успокоить, что хранить – не значит слушать. То есть, людей конечно же никто не сидит и не прослушивает. Это делается автоматически, это делают программы. Но... как будет нужно, по официальному запросу операторы сотовой связи обязаны предоставить все эти записи, сделанные в течение последних 5 лет, так как они у них есть!
Прочитайте и эти статьи, они помогут Вам избежать телефонных мошенников:
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!