О Японии известно многое. Да и как иначе, ведь эта одна из самых высокоразвитых и прогрессивных стран мира, которая, к тому же, умеет гармонично сочетать в себе передовые взгляды и традиционное многовековое культурное наследие. Для некоторых Япония – заветная мечта, для других – далекая, чуждая и совершенно непонятная страна, о жизни в которой проще всего судить исключительно по самым популярным стереотипам. Так какая же она, страна Восходящего солнца, и ее жители на самом деле? Попробуем разобраться вместе.
Проблема рождаемости для Японии, как, впрочем, и для других азиатских стран – вопрос актуальный и, мягко говоря, болезненный. Поэтому многочисленное жилье, предусмотренное под аренду, сегодня пустует, а рынок «вторички» наоборот переполнен, и предложение существенно превышает спрос. Проще говоря, в Японии просто некому покупать ликвидное жилье. И, кстати, японцы до сих пор измеряют площадь жилых не в привычных нам квадратных метрах, а по старинке, в татами -1 татами равняется 1,6 кв. м.
Как так получилось? Еще лет 10 назад в японских городах было популярным строительство частных домов, состоящих из двух или трех частей. Такие дома японцы покупали с прицелом на будущее – это жилье досталось бы их детям, когда те подрастут. А до тех пор пустующая часть дома сдавалась бы в аренду. Это и дополнительный доход, и возможность хотя бы частично покрыть расходы на строительство.
Однако сейчас ситуация обстоит таким образом, что эти помещения в большинстве своем простаивают – нет ни детей, которые бы заняли часть родительской жилплощади, ни квартиросъемщиков. В крупных городах с этим попроще – там эту нишу занимают иностранные туристы, а вот в населенных пунктах поменьше туристов нет от слова «совсем», и недвижимость простаивает.
Японцы очень щепетильно относятся к вопросу сортировки и распределения отходов. Так, к примеру, во многих многоэтажных домах есть специальное полуподземное помещение, куда жители дома приносят мусор.
В частных домах все несколько иначе, поскольку «частники» сортируют и выбрасывают свой мусор по дням недели. Понедельник и четверг – отходы, подлежащие сжиганию, вторник - алюминий, пластиковые бутылки и стекло, среда – батарейки и перегоревшие лампочки, пятница – исключительно пластик. И такой порядок существует практически в каждом районе. Японцы вообще очень трепетно относятся к вопросам экологии.
А знаете, почему японцы практически повсеместно носят маски? Дело тут не только в качестве воздуха или страхе подхватить какую-нибудь хворь, передающуюся воздушно-капельным путем. Очень многие японцы страдают от аллергии, и по этой причине марлевые маски являются для многих необходимостью.
В сезон цветения по телевидению, вместе с прогнозом погоды, также передают информацию о ситуации с пыльцой, а заодно и дают полезные советы аллергикам. Поэтому иностранцы, не страдающие аллергиями, могут испытывать проблемы с дыханием разве что из-за влажности воздуха в самые жаркие месяцы года.
Но в бытовых вопросах есть и положительные моменты: так, к примеру, в Токио очень чистая водопроводная вода, и пить ее можно без опаски. Более того, некоторое время назад водопроводную воду в Токио продавали за символическую плату в пластиковых бутылках, а жителям рассылали бесплатные стаканчики с призывом не бояться пить воду из-под крана. Мелочь, а приятно!
Несмотря на то, что большая часть японских городов – это, прежде всего, современные мегаполисы со всеми вытекающими, даже на их территории частенько можно встретить диких животных. Самыми частыми гостями японских городов являются японские макаки. И если местные жители знают, как вести себя рядом с этими игривыми зверьками, то иностранцы из-за своей рассеянности частенько остаются без денег и документов, поскольку макаки очень ловко приноровились воровать сумки и кошельки.
Также нередко гостями в японских городах становятся разного рода пресмыкающиеся и, чаще всего, змеи. Ядовитый щитомордник, или мамуси, которые проживают только высоко в горах, очень опасны, но встречаются исключительно на Окинаве, да и то очень редко. Зато обычное дело - полозы и ужи, нередко их можно встретить даже в центре Токио! Местные говорят, что змеи тут не опасны, но…сами понимаете – змеи есть змеи.
Но, к сожалению, животные не единственные нарушители спокойствия в японских городах. Как ни странно, но довольно ощутимую угрозу представляют японские старики. Японская нация, как и азиаты в целом, стареет быстро, а возрастных ограничений для управления автомобилем в Японии не существует.
К тому же, престарелые японцы предпочитают управлять своими любимыми автомобилями, которым по 20 лет и больше. И, если к старым автомобиля с технической точки зрения вопросов нет, то к престарелым водителям хоть отбавляй! Именно пожилые японцы становятся виновниками ДТП с детьми, пострадавшими на переходах, да и сердечные приступы водителей на скоростных хайвэях не редкость!
Все это заставило японское правительство задуматься о пересмотре системы выдачи прав водителям старше 75 лет. Но только задуматься… Пока пожилые водители все также рассекают по дорогам, прикрепив на лобовое стекло знак «корэйся» («пожилой водитель»).
Многие иностранцы считают, что жители Японии отдают предпочтение исключительно местной кухни - эдакое сочетание отменного вкуса и патриотизма. Это не совсем так. Японцы, конечно же, по-прежнему очень любят суши и сашими, однако большинство молодых граждан страны восходящего солнца отдают предпочтение стейкам, особенно в ресторанах якинику, где посетители самостоятельно обжаривают мясо на гриле.
Что касается алкоголя, то молодые японцы практически не пьют национальные напитки на основе риса или батата и сливовое вино умэсю. Они любят пиво, алкогольные коктейли и сильно разбавленный виски. К тому же, в последние годы в геометрической прогрессии выросли продажи европейского вина. И это несмотря на то, что японцы и сами научились делать весьма достойное вино. Виноградников в стране много, особенно ценится лоза из префектуры Яманаси.
Многие годы отношение японцев к иностранным гостям было, мягко говоря, противоречивым. Впрочем, национализм в Восточной Азии, что в капиталистических, что в коммунистических странах, всегда был негласной, но доминирующей идеологией как среди правящей элиты, так и на бытовом уровне.
Конечно же, сегодня в Японии есть «свои» иностранцы – люди, живущие в стране уже много лет, знающие язык и соблюдающие традиции. Таким иностранным гостям местные всегда помогут, но эта «взаимопомощь» работает лишь в пределах района, где приезжего знают много лет, он, так сказать, свой. За пределами района окрестностей он по-прежнему считается чужаком. И в этом все японцы.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!