British American Tobacco (BAT) обладает относительно необычной особенностью: она была создана как полноценная многонациональная компания. Компания была основана в 1902 году как совместное дочернее предприятие ведущих табачных компаний США (American Tobacco Company Джеймса Дьюка, владевшая двумя третями акций BAT) и Великобритании (Imperial Tobacco Company). Её первоначальные активы включали права на бренды, экспортные фабрики и зарубежные операции двух основателей, в том числе заводы по производству сигарет в Германии, Канаде, Австралии, Японии и Южной Африке.
BAT может утверждать, что в период между двумя мировыми войнами она была самой географически распространённой многонациональной компанией в мире, пионером в методах международного маркетинга и управления человеческими ресурсами. Несмотря на резкую критику за продвижение курения в странах Третьего мира и многочисленные судебные иски в США, в эпоху глобализации компания укрепила свои позиции как производитель многих ведущих мировых табачных брендов, с фабриками в более чем шестидесяти странах и операциями на 180 различных рынках.
Соглашение о создании BAT в 1902 году стало частью глобального договора о разделе рынков между American Tobacco и Imperial Tobacco Company, согласно которому новая компания стала совместно управляемым зарубежным подразделением двух основателей. Хотя изначально основным бизнесом BAT был экспорт, компания всё больше расширяла свои производственные мощности за счёт прямых инвестиций за рубежом. Основным направлением расширения в первые десять лет стал Китай, где и American Tobacco и Imperial уже развили рынок вокруг Шанхая.
Под руководством главного продавца Дьюка, Джеймса Томаса, BAT создала в Китае сеть продаж сигарет, которая превзошла даже легендарный масштаб распространения керосина Standard Oil. Многие китайские торговцы были интегрированы в систему продаж BAT, а сигаретные бренды создавались и продвигались с учётом местных предпочтений. Несмотря на периодические политические препятствия и бойкоты её продукции, инвестиции BAT в Китай обеспечили компании платформу для роста и модель, которая могла быть применена на других похожих рынках, таких как Индия, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Ближний Восток в годы до и после Первой мировой войны.
Особой чертой этого раннего этапа международного роста стало поощрение местного выращивания табачного листа, пригодного для использования в сигаретах. Сочетание производства местного сырья с собственными сигаретными фабриками означало, что на многих рынках операции BAT становились в значительной степени независимыми, хотя до Второй мировой войны эти дочерние компании неизменно управлялись экспатриантами из США и, всё чаще, Великобритании. Штаб-квартира компании, расположенная в Лондоне, с самого начала склонялась больше к британскому, чем к американскому управлению, но это стало окончательно ясно после того, как роспуск American Tobacco в 1911 году вынудил эту компанию продать свою долю в BAT, сделав Imperial крупнейшим акционером. Активный интерес Дьюка к компании фактически прекратился в 1914 году и его позицию ведущей фигуры компании занял авторитарный англичанин Хьюго Канлифф-Оуэн.
Под руководством Канлифф-Оуэна компания продолжала расширяться в Азии, Африке и Латинской Америке, но также сделала важные инвестиции в Германию и США, где в 1927 году приобрела корпорацию Brown & Williamson. Компания разработала международную систему управления в период между войнами, в которой бухгалтерские практики были унифицированы на глобальном уровне, но местный «номер один» — экспатриант-директор — получал значительную свободу в управлении. Лондонские директора, тем временем, поддерживали общий контроль, требуя от себя проводить шесть месяцев в году в деловых поездках с инспекциями подконтрольных производств. Эта система международного управления особенно хорошо подходила для условий, преобладавших в 1930-х и 1940-х годах, когда разрыв мировой экономики и рост национализма означали, что автономия операций и сильное местное присутствие приносили дивиденды. Хотя доходность компании снизилась после 1929 года, BAT тем не менее смогла укрепить свои позиции как единственной по-настоящему международной табачной компании в мире.
Послевоенные годы стали для BAT временем борьбы с внутренними и внешними проблемами. Смерть Канлифф-Оуэна в 1947 году создала кризис преемственности, который был разрешён только во время председательства Дункана Оппенгейма между 1953 и 1966 годами. В этот период высшее руководство компании стало более интернациональным, а управление человеческими ресурсами и обучение были систематически развиты. Коммунистическая революция 1949 года в Китае привела к потере крупнейшего рынка компании, а другие серьёзные неудачи произошли в Египте, Индонезии и Индии.
Более того, в то время как такие компании, как R.J. Reynolds, Philip Morris и Rothmans International, переживали рост в 1960-х и 1970-х годах, когда рынок международных сигарет с фильтром и американских смесей расширялся, гегемония BAT на международном рынке сигарет была подорвана из-за отсутствия международного бренда, способного конкурировать с Winston, Marlboro и Rothmans King Size. Вступление Великобритании в Европейское экономическое сообщество в 1973 году также привело к тому, что Imperial продала свою долю в BAT в течение 1970-х годов. В связи с растущими доказательствами последствий курения для здоровья, BAT под руководством Дензила Кларка, Ричарда Добсона и Питера Макадама предприняла согласованные усилия по диверсификации из табачной отрасли в такие отрасли, как бумажная промышленность, косметика и розничная торговля, что завершилось созданием BAT Industries как общей холдинговой компании в 1976 году.
В 1980-х годах под руководством Патрика Шихи BAT успешно расширилась в сфере финансовых услуг. В 1989 году компания отразила дерзкую попытку поглощения со стороны Hoylake Investments, консорциума финансистов во главе с Джеймсом Голдсмитом, но это событие ознаменовало конец почти тридцатилетней кампании диверсификации BAT. Табак и финансовые услуги стали основой бизнеса BAT в 1990-х годах, а преемник Шихи, Мартин Бротон, курировал приобретение в 1994 году American Tobacco, важный шаг, который принёс компании глобальное владение такими брендами, как Pall Mall и Lucky Strike, которые можно было использовать для борьбы с феноменальным успехом Philip Morris с Marlboro.
Падение СССР способствовало росту продаж табака и в 1998 году BAT решила продать свои финансовые услуги Allied Zurich и вернуться к чисто табачному бизнесу. В 1999 году BAT объединилась с Rothmans International, четвёртой по величине табачной компанией в мире, мгновенно увеличив свою долю на рынке премиальных международных брендов с 11,3% до 17,6% за счёт добавления таких брендов, как Rothmans King Size, Peter Stuyvesant и Dunhill International.
Все статьи об истории табака можно найти в этой подборке:
А эти статьи могут быть вам интересны:
Если понравилась статья, ставьте, пожалуйста, лайк, чтобы я знал, что Вам наиболее интересно.
И помните: курение вредит Вашему здоровью!