Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Эжен Янсон: Гений сумерек, домосед и провокатор. Как шведский отшельник перевернул искусство, не выходя из дома

Оглавление

Или почему стоит смотреть в окно почаще

Если бы Эжен Янсон жил в наше время, его бы наверняка прозвали «королем инстаграмных закатов» — правда, вместо смартфона он использовал кисти, а вместо фильтров — синие тона, от которых у современников сводило скулы. Этот шведский художник, родившийся в семье почтового служащего, доказал, что для гения диплом — не главное. Систематического образования? Не слышал. Зато посещал лекции в Королевской академии изящных искусств так, как сегодня ходят на мастер-классы по йоге — для вдохновения, а не для оценок.

Эжен Янсон (18 марта 1862 — 15 июня 1915) — шведский художник, один из наиболее ярких представителей символизма в искусстве Швеции.
Эжен Янсон (18 марта 1862 — 15 июня 1915) — шведский художник, один из наиболее ярких представителей символизма в искусстве Швеции.

Домосед-визионер: Стокгольмские сумерки как главный хит

Пока коллеги-художники колесили по Европе в поисках муз, Янсон практиковал «искусство хюгге» задолго до того, как это стало трендом. Его мастерской была комната в районе Сёдермальм, а главным объектом вдохновения — вид из окна. «Зачем ехать в Париж, если рассвет над Стокгольмом уже идеален?» — видимо, думал он, создавая свои ноктюрны. Да-да, те самые «симфонии в синем», которые современники называли «слишком мрачными», а сегодня они бы собрали миллионы лайков под хештегом #mood.

Работал он как настоящий перфекционист-импровизатор: часами созерцал пейзаж, а потом выплескивал его на холст за один присест — без эскизов, без правок. «Это как рисовать душой, а не глазами», — сказал бы какой-нибудь арт-критик. А мы добавим: это как сделать идеальный кадр на айфон, когда торопишься, но солнце уже садится.

Ноктюрн в синем: Шопен, одиночество и мужские бани

Любовь Янсона к сумеркам — не единственная его тайна. После 1905 года художник, всю жизнь писавший пейзажи, внезапно переключился на... обнаженных мужчин. Исследователи шепчут: возможно, он находил модели в мужских банях — местах, где «пар поднимался не только от горячей воды». Если бы тогда существовали фитнес-блогеры, Янсон стал бы их главным летописцем: его герои купались, занимались гимнастикой и вообще демонстрировали, что «тело — это храм», желательно в классической живописи.

Признание после смерти: Как стать легендой, не пытаясь

При жизни Янсона его работы считали странными. «Союз художников? Да, мы его приняли. Но понять — нет», — могли бы пошутить современники. Зато в 1999 году музей Орсе в Париже устроил ему выставку, словно извиняясь: «Прости, мы опоздали на век». Сегодня его ноктюрны называют «гимном тишине», а мужские фигуры — смелым исследованием человеческого тела.

Мораль истории:

Эжен Янсон — это proof, что гениальность не требует дипломов, путешествий или одобрения соседей. Иногда достаточно окна, синей краски и упрямства. А если добавить к этому немного эпатажа (и пару походов в бани), можно войти в историю — пусть и посмертно. Так что в следующий раз, глядя в окно на закат, помните: возможно, вы созерцаете будущий шедевр. Главное — не забыть достать кисти.

P.S. Художник, кстати, обожал Шопена. Если решите повторить его метод, включайте ноктюрны — проверено, атмосфера гарантирована.

Материалы по теме