Найти в Дзене

Трамп изменил один из самых важных миграционных маршрутов в мире. Президент Сальвадора, его активный партнёр

Фотография: AP
Фотография: AP

В своём стремленииI выдворить мигрантов из Соединённых Штатов Дональд Трамп нашёл заинтересованного партнёра в Центральной Америке. 15 марта его администрация депортировала более 250 предполагаемых членов венесуэльской банды в Сальвадор — некоторых в соответствии с Законом о врагах-иностранцах, принятым в XVIII веке. Они будут содержаться в тюрьме строгого режима, построенной авторитарным президентом Сальвадора Найибом Букеле в рамках борьбы с бандами. Но было неясно, все ли венесуэльцы были преступниками и нарушила ли их депортация постановление американского федерального судьи о приостановлении их высылки. «Упс… Слишком поздно», — написал Букеле в социальной сети X.

Ни один другой лидер стран Центральной Америки не поддержал антииммиграционную политику Трампа так же рьяно, как Букеле, символ MAGA. Но он не одинок. В феврале Марко Рубио, госсекретарь Трампа, заключил соглашения с Коста-Рикой, Гватемалой, Гондурасом и Панамой о том, что они будут служить перевалочными пунктами или пунктами назначения для депортируемых из других стран людей. В феврале Коста-Рика и Панама приняли рейсы с депортируемыми гражданами таких стран, как Афганистан, Индия и Иран.

Г-н Трамп пока не сравнялся с г-ном Байденом по количеству депортаций: огромное количество людей, прибывающих на границу во время президентства г-на Байдена, облегчило поимку и депортацию людей. Г-н Трамп выслал 37 660 человек за первый месяц своего президентства по сравнению со средним показателем г-на Байдена в 57 000 человек в месяц, но г-н Трамп заложил основу. Это включает в себя давление на страны Центральной Америки с целью принятия большего количества рейсов для депортации.

Диаграмма: The Economist
Диаграмма: The Economist

С момента вступления в должность г-н Трамп упразднил большую часть американской системы предоставления убежища. Он закрыл CBP One, приложение, которое позволяло просителям убежища записываться на приём, и прекратил действие программ временного пребывания для граждан определённых стран, в том числе кубинцев и гаитянцев. По всему региону распространились фотографии отчаявшихся людей, которые держат в руках плакаты с просьбами о помощи в отеле в Панаме после высылки.

Это знаменует собой большой сдвиг. Страны Центральной Америки уже давно принимают обратно своих граждан, но Соединённые Штаты ранее с трудом депортировали мигрантов из таких стран, как Венесуэла, которые не принимали депортируемых. (С тех пор ситуация изменилась.) Во время первого президентского срока Трампа он подписал соглашения о «безопасных третьих странах» с Сальвадором, Гватемалой и Гондурасом, обязывающие лиц, ищущих убежища, обращаться за ним туда, а не в Соединённые Штаты, но эти соглашения соблюдались слабо. Байден отменил эти соглашения, но заменил их аналогичными. Он предложил правительству Панамы 6 миллионов долларов за то, чтобы оно приняло депортированных и усилило пограничный контроль. В период с 2021 по 2025 год Байден депортировал около 4 миллионов человек, что намного больше, чем 1,9 миллиона, высланных во время первого срока Трампа. Теперь Трамп ставит перед собой гораздо более высокие цели.

Любой, кто направляется в Соединённые Штаты с юга Мексики, должен проехать как минимум через одну из семи стран, расположенных на участке суши, который тянется до Колумбии (см. карту). К моменту повторного вступления в должность президента Трампа число прибывающих на южную границу Соединённых Штатов уже сокращалось, но многие правительства ранее закрывали глаза на людей, проезжающих через их территорию.

Господин Трамп хочет, чтобы Центральная Америка ужесточила контроль за своими гражданами, а также за теми, кто транзитом следует на север. Коста-Рика предоставила автобусы для перевозки мигрантов напрямую от южной границы к северной. Гондурас рассматривает миграцию как право человека. Тем временем Никарагуа превратила аэропорт в Манагуа, своей столице, в перевалочный пункт для нелегальных мигрантов.

Диаграмма: The Economist
Диаграмма: The Economist

Несмотря на отсутствие исчерпывающих данных, политика Трампа уже меняет характер миграции. В панамском лагере Лахас-Бланкас более 90% из 485 его жителей — в основном венесуэльцев — готовятся вернуться туда, откуда они приехали, часто в Колумбию. В Эскипуласе, городе на юго-востоке Гватемалы, Джон Карабо и его семья, родом из Венесуэлы, собираются вернуться: «Какой смысл продолжать, если теперь нет пути назад?»

Гватемала, Гондурас и Мексика запустили программы для депортированных и возвращающихся граждан с патриотическими названиями, такими как «Брат, сестра, возвращайтесь домой!». Но помимо базовой помощи и небольших денежных выплат они предлагают мало поддержки и не могут справиться с наплывом возвращающихся.

Непреходящая приманка дяди Сэма

Более того, из-за подхода Трампа ещё больше мигрантов оказываются в затруднительном положении. Хотя число арестованных на южной границе Соединённых Штатов сократилось на 35% в период с 2023 по 2024 год, а количество пересечений через Дарьенский коридор сократилось на 42%, огромное количество людей по-прежнему находятся в пути. Анализ данных The Economist показывает, что многие люди застряли не только в Мексике, но и в других странах Центральной Америки.

Диаграмма: The Economist
Диаграмма: The Economist

Данные по Гондурасу свидетельствуют о том, что многим мигрантам, которые проходят через Дарьенский коридор, не удаётся продвинуться далеко на север. В 2023 году около 96 000 венесуэльцев, прошедших через коридор, не добрались до Гондураса, а это значит, что они, скорее всего, застряли в Коста-Рике или Панаме или повернули назад.

Политика Трампа вряд ли полностью остановит миграцию. На самом деле, его агрессивный подход может подтолкнуть ещё больше людей к попыткам добраться до Соединённых Штатов из-за растущей экономической нестабильности, которая, наряду с коррупцией, способствует эмиграции. Страны, испытывающие трудности с предоставлением рабочих мест и услуг, сильно пострадают от любого сокращения денежных переводов, которые составляют одну четвёртую часть денег, циркулирующих в регионе, говорит Мануэль Ороско из аналитического центра «Межамериканский диалог» в Вашингтоне округ Колумбия. По его оценкам, если депортировать только 10% тех, кто получил приказ о выдворении, и 65% задержанных, то ежегодный рост денежных переводов в Никарагуа снизится с 55% в 2023 году до 6% в этом году.

Большинству стран Центральной Америки не хватает ресурсов или политической воли для защиты своих границ. А экономическое притяжение Соединённых Штатов остаётся сильным. Выйдя из самолёта, следующего из Эль-Пасо в Гватемалу, Ингрид, 23-летняя депортированная учительница, полна решимости попробовать ещё раз; она хочет воссоединиться со своей семьёй. Она говорит, что мытьё посуды с сёстрами в нью-йоркском ресторане оплачивается гораздо лучше, чем преподавание в Гватемале