“Колхида”: Автомобиль из древней легенды или проклятие советского водителя?
Колхида… Древнегреческое название райского уголка на восточном побережье Чёрного моря. Но у советских водителей-дальнобойщиков, повидавших всякое на дорогах СССР, это слово вызывало совсем другие ассоциации: иронию, усмешку, а порой и откровенную злость. Ведь «Колхида» — это КАЗ-606, первый советский «бескапотник», ставший настоящим кошмаром для водителей и легендой советского автопрома в самом плохом смысле этого слова. Готовы узнать, почему от одного названия этого автомобиля у советских водителей начинался нервный тик?
Ирония судьбы заключалась в том, что автомобильный завод решили построить именно в регионе, славящемся своим прекрасным виноделием. Может, стоило сосредоточиться на вине? Но нет, партия сказала «надо», значит, будем строить автомобили!
Поначалу завод выпускал самосвалы на базе проверенных ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164. Но КАЗ-606 «Колхида» стал собственной разработкой кутаисских инженеров. За основу взяли всё тот же знакомый ЗИЛ-164, но компоновку решили кардинально изменить. Кабина оказалась над двигателем, что было довольно стильно для своего времени. Впервые в СССР грузовик получил кабину со спальным местом! Здесь нужно отдать должное грузинским инженерам, которые не стали изобретать велосипед и позаимствовали дизайн у чешской Škoda 706, которая в то время была «пределом мечтаний» советских дальнобойщиков. Кабины этих автомобилей были поразительно похожи.
Но у «Колхиды» был один ОГРОМНЫЙ недостаток, который перечёркивал все её достоинства: кабина НЕ ОТКИДЫВАЛАСЬ! Да-да, вы не ослышались. Чтобы добраться до двигателя, нужно было корячиться прямо внутри кабины, со всеми вытекающими последствиями: неудобством обслуживания и постоянным проникновением выхлопных газов в кабину через неплотно прилегающие кожухи. Это была настоящая пытка для водителя!
Впрочем, в процессе модернизации, через несколько лет, кабину всё-таки сделали откидной, но все остальные «прелести» этого автомобиля остались при нём.
“Колхида”: Красота снаружи, ад внутри
Изначально внешний вид «Колхиды» был настолько «своеобразным», что её внезапное появление из-за поворота могло напугать неподготовленных людей и заставить их заикаться. Хорошо, что потом дизайнеры вдохновились чешским грузовиком и придали ей более-менее приличный вид.
Двигатель достался «Колхиде» по наследству от ЗИЛа: шестицилиндровый рядный 5,5-литровый бензиновый ЗИЛ-157К мощностью около 110 лошадиных сил. Для седельного тягача с такой огромной кабиной это был крайне слабый агрегат. Машина едва разгонялась до 55 километров в час, да и то при идеальных условиях. Заявленная максимальная скорость составляла 65 км/ч, что даже по тем временам было смешно.
Чтобы машина хоть как-то ехала, двигатель приходилось постоянно «крутить» на максимальных оборотах, из-за чего он перегревался и быстро выходил из строя. Неудивительно, что одним из многочисленных язвительных прозвищ «Колхиды» в среде водителей стало «подгорный тягач», так как нормально ехать она могла только с горы и при попутном ветре.
Расход бензина составлял в среднем 50 литров на 100 километров! И хотя в те времена бензин стоил копейки, объём топливного бака в 210 литров при таком расходе требовал постоянных заправок.
Прозвища «Колхиды»: «Шофёрская лирика и народный фольклор»
Пожалуй, ни у одного советского грузовика не было столько обидных прозвищ, как у «Колхиды»: «Жаба», «Цирковая лошадь», «Грузинский трактор», «Гордость Грузии», «Слёзы России». Шофёры посвящали ей частушки:
“Кто в Одессе не бывал, тот не видел море,
Кто на Колхиде не работал, тот не знает горя!”
“Страшнее волка или рыси,
Автомобиль из Кутаиси!”
“Курица не птица, Колхида не тягач”
Машина стала героиней грустных анекдотов. Один из них гласил: «Если двигатель был настолько плох, что его стыдно было отправлять на запчасти, его отправляли в Кутаиси».
Качество сборки: «Как будто делали из того, что украли с другого завода»
Помимо слабого двигателя, машину отличало отвратительное качество сборки и комплектующих. Всё, что могло сломаться, в «Колхиде» ломалось. И даже то, что не могло сломаться, тоже ломалось! Низкая культура производства и повсеместное воровство на заводе не способствовали высокому качеству продукции.
Говорили, что на заводе даже проходная не использовалась: после смены сторожа просто открывали ворота, и каждый выносил с завода всё, что мог унести. Представляете, как это сказывалось на качестве машин?
Первый удар «Колхиды» приняли на себя водители-перегонщики, ведь новую машину не всегда удавалось завести с первого раза. Ходили истории о том, как кабина, наклоненная для осмотра двигателя, просто отваливалась от рамы или откидывалась на ходу! Большая площадь остекления и отвратительные уплотнители стекол делали кабину даже поздних выпусков негерметичной.
«Колхида» выпускалась с 1961 по 1968 год, но практически сразу после начала производства конструкторы Кутаисского завода начали работать над её модернизацией, используя агрегаты нового ЗИЛ-130. Модернизированная в 1963 году «Колхида» даже получила новый индекс КАЗ-608. Но были проблемы с поставками новых восьмицилиндровых двигателей ЗИЛ-130Е-5, поэтому новый двигатель «Колхида» получила только в 1967 году.
В основном машина работала в паре с бортовым полуприцепом на 10,5 тонн, а также с изотермическим полуприцепом. Но были и необычные варианты применения: в качестве аэродромной техники, полуприцепа для перевозки пассажиров к самолёту, аэродромного самоходного лифта и топливозаправщика.
Несмотря на все свои недостатки, «Колхида» осталась в истории советского автопрома как символ смелых экспериментов, инженерных просчётов и народной смекалки. Этот автомобиль, вызывавший у водителей одновременно ненависть и жалость, занял своё место в памяти поколений.
А что вы знаете о «Колхиде»? Может быть, ваши родственники работали на этом «чудо-автомобиле»? Поделитесь своими историями в комментариях! И не забудьте поставить лайк, если вам было интересно! 👍 Ваша поддержка очень важна для нас!