Найти в Дзене
Инженерный подкаст

CRAFTовое образование: мотивация, дисциплина и смена ролей

По мотивам Инженерного подкаста с Елизаветой Кузьминой, куратором и амбассадором CRAFT/ED подхода в образовании в школе инноваций ИКРА и заместителем директора института ЛаПлаз, кандидатом физ-мат. наук Павлом Рябовым разобрали, проблемы мотивации студентов, роль дисциплины и трансформация отношений между учителем и учеником. Публикуем самое интересное! Люди, скептически относящиеся к креативности, часто отмечают, что в реальной жизни отсутствуют подсказки, используемые в описанных нами ранее методах обучения. В этом случае важно не забывать про третий шаг любой креативной методологии: о фильтрации. После формирования набора идей необходимо выбрать из них рабочие и протестировать получившийся прототип. Необязательно сразу переписывать курс, достаточно на одном занятии попробовать и посмотреть, как это сработает. Поэтому этап фильтрации так важен, чтобы сверить придуманное и вычленить действенное. И только потом мы сможем внедрить успешные идеи в обучение. Нужно только помнить о том, ч
Оглавление

По мотивам Инженерного подкаста с Елизаветой Кузьминой, куратором и амбассадором CRAFT/ED подхода в образовании в школе инноваций ИКРА и заместителем директора института ЛаПлаз, кандидатом физ-мат. наук Павлом Рябовым разобрали, проблемы мотивации студентов, роль дисциплины и трансформация отношений между учителем и учеником. Публикуем самое интересное!

Как измеряется качество образования, и как влияют креативные подходы на степень усвоения материала в рамках модифицированной дисциплины?

Люди, скептически относящиеся к креативности, часто отмечают, что в реальной жизни отсутствуют подсказки, используемые в описанных нами ранее методах обучения. В этом случае важно не забывать про третий шаг любой креативной методологии: о фильтрации. После формирования набора идей необходимо выбрать из них рабочие и протестировать получившийся прототип. Необязательно сразу переписывать курс, достаточно на одном занятии попробовать и посмотреть, как это сработает. Поэтому этап фильтрации так важен, чтобы сверить придуманное и вычленить действенное. И только потом мы сможем внедрить успешные идеи в обучение.

Нужно только помнить о том, что студенты, на которых происходит эксперимент, не должны пострадать от него. Постепенное внедрение изменений в обучение является более безопасным подходом. А вот в случае большого национального эксперимента нужно подумать о компенсации. Необходимо определить реперную точку, определяющую, до какого момента мы просто смотрим за процессом. И если мы понимаем, что все идет не по плану, нужно придумать, пути компенсации неудавшегося эксперимента, чтобы люди смогли выйти с дипломом и с образованием.

Образовательные эксперименты — это то, без чего невозможен прогресс. С 1981 года наблюдается устойчивый рост количества научных публикаций, посвящённых различным образовательным методологиям, в индексируемых изданиях. На момент 2014 года количество статей измерялось тысячами, по мировому масштабу это не так много, но на сегодняшний день число публикаций продолжает стремительно расти. Рост свидетельствует о востребованности, а главное о применимости. Если бы методики применяли меньше распределение было бы другим.

Возможно, сейчас интерес немного спадёт по сравнению с бешеным хайпом 10 лет назад вокруг креативности и критического мышления. Переход к стабильной, более сбалансированной и продуктивной активности крайне важен. Люди не в каждое место впихивают креативность, потому что иногда можно просто дать тест, и он сработает. Креативное мышление не всегда нужно. Иногда достаточно просто рационально решить вопрос, и всё.

Ведущие университеты мира, лидеры креативного подхода, отмечают важность сочетания креативных дисциплин, критического мышления и проектных методологий с серьёзной фундаментальной подготовкой в базовых дисциплинах.

Ключ к успеху в крафтовом образовании и креативных методологиях лежит в понимании того, как работает творческий процесс. Грэм Уоллес, один из основоположников исследования креативности, выделил четыре стадии творческого мышления: подготовка, инкубация, озарение и проверка.

-2

На этапе подготовки студенты погружаются в изучение базовых дисциплин, собирают информацию и формулируют задачи. Инкубация позволяет отойти от проблемы, давая подсознанию время для обработки данных. Озарение — это момент, когда рождается новая идея, а проверка помогает её доработать и воплотить в жизнь. Именно такой подход, сочетающий фундаментальные знания с креативными методами, позволяет создавать инновационные решения и воспитывать специалистов, способных мыслить нестандартно. Ведущие университеты мира уже активно внедряют эти принципы, чтобы подготовить новое поколение профессионалов, готовых к вызовам современности.

Какие еще есть методики в образовании?

В начале и середине XX века люди активно увлекались функциональным подходом. До этого времени так было и исправно работало. Это обусловлено относительно медленным и размеренным развитием технологий и мира в целом. Можно было один раз ходить отучиться, получить образование и использовать его всю свою жизнь. Но в какой-то момент, незадолго после четвёртой промышленной революции, люди больше начали ориентироваться на себя и начали замечать, что не все педагогические модели работают. От этого появился запрос: «А как ещё можно было бы учиться?». В этот момент расцвело огромное количество разных педагогических подходов. Например, проектное обучение, которое сейчас для нас это стало нормой. В какой-то момент это было что-то невероятное: можно не просто загрузить теорию в голову человека, а сделать с ним проект, чтобы он научился.

Впервые проектное обучение появилось в медицинском университете в шестидесятые годы. Обнаружили, что люди лучше запоминают информацию и интересуются материалом, когда имеют практическое применение знаний.

Другой популярный метод – проблемное обучение.

В нем обучение строится на наборе профессиональных задач, которые с течением обучения проходятся. К примеру, последовательное изучение дифференцирования, интегрирования и т. д. в курсе численных методов.

А как применить проектный подход в области математики?

Для всего курса это довольно сложно сделать, но в обучение можно встроить небольшие «куски». Например, в курсе математического анализа преподаватель нарезал из бумаги фигуры разной формы, образованные пересечениями различных линий, описываемых уравнениями разных функций. Задача студентов состояла в придумывании функций, которые могли бы кусочно описать фигуру. Для решения такой задачи нужно открыть другие разделы математики, например, интерполяцию. Она позволяет приблизительно восстанавливать график функций, заменяя его полиномом. Такая креативная задача вполне вписывается в классический курс математического анализа.

Обучение похоже на качели. С одной стороны, у нас есть теоретические, фундаментальные знания, которые надо понимать и уметь объяснить. Чтение учебника – это хорошо, но можно эффективнее, интереснее и приятнее изучать материал.

Есть другая полярность, например, Илон Маск в 2018 году заявил, что к ним приходят люди, которые занимаются инженерным делом, но они все теоретики, а нужны практики. Отсюда пошло предложение под конкретную задачу учить людей. Это тоже не очень верный подход. Если мы будем давать только набор навыков, то человек не сможет выйти за пределы этих простых задач. Все равно нужно будет дать ему какую-то теоретическую рамку и зародить в нём какой-то интерес, чтобы обучение и дальнейшая работа были эффективны.

-3

Обучение как бы качается немножко: не перегнуть с объемом теории, но и практика, чтобы была необрезанная, чтобы ты не просто, как на производстве, только одну деталь умеешь точить, а вторую не умеешь.

Есть занимательный пример из Сингапурского университета. Он входит в топ 10 университетов, которые выделяются как наиболее такие яркие инженерные университеты с качественной подготовкой. Помимо этого, университет выделяется как один из самых быстро растущих с точки зрения применения различных подходов к образовательному процессу.

Если посмотреть их учебные планы, то они структурируются по-разному. Есть серия планов, спроектированных на основе классического понимания курса, и существуют планы, основанные на креативном походе с использованием проектных методик. Для некоторых студентов того же бакалавриата предполагается сильная базовая подготовка, есть дисциплины, связанные с проектной работой, а завершаются они годом практики. Но есть учебные программы бакалавриата, где только первый год учеба происходит в университете, а три года остальные, условно, у индустриального партнёра, где дают реальные задачи, и студенты обучаются на них всё время.

Что делать, если физика опережает математику?

Есть известный вопрос физико-математических направлений. Физику и математику начинают изучать с первого семестра одновременно, но математический аппарат на физике нередко опережает курс математики. Люди решают эту проблему по-разному. Кто-то физику двигает на семестр, кто-то её не двигает. И вот мы сделали с коллегами в рамках квантовой инженерно-математической лиги компенсационный курс, который в формате попурри позволил бы параллельно догонять те математические разделы, которые нужны для физики. Обучающиеся по этому курсу ребята говорят о том, что это очень удобно. Раньше студенты прямо на первой паре физики всю математику на два года вперёд в очень ускоренном режиме.

Проектное обучение на ранних семестрах – это некое моделирование самостоятельного обучения. В рамках проектных всех подходов идеологически так заложено, что ты должен что-то искать сам, самостоятельно информацию её перерабатывать, учиться как-то вот синтезировать на основе этой информации что-то, но самостоятельно. В дальнейшей жизни после университета это пригодится каждому.

Читайте другие статьи, по этой теме. Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение! Следите за нами в Телеграмме, ВКонтакте, на официальном сайте.

#инженерный_подкаст #все_ответы_в_науке_МИФИ #десятилетиенауки #МинобрнаукиРоссии #популяризациянауки