Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Манодром” (2023, Manodrome): Ральфи сын к отцу хoтeл

Драматический триллер “Манодром” – это третий полнометражный и первый англоязычный фильм Джона Тренгова (John Trengove), режиссёра и сценариста южноафриканского происхождения. Но образование он получал в нью-йоркской школе искусств “Тиш”. Его дебютный фильм “Рана” (2017, Inxeba) получил признание за пределами родины режиссёра – на фестивале Sundance и на Берлинале (в секции Panorama) он снискал успех, он попал в шорт-лист категории Best Foreign Language Film на церемонии Oscar 2018 года, на BFI London Film Festival он был отмечен как лучший полнометражный дебют. Но в ЮАР – на родине режиссёра – он был запрещён из-за скандальной ЛГБТ-темы. Новый фильм Тренгова “Манодром” тоже был показан на Берлинале, но уже в рамках основной программы; премьера состоялась в феврале 2023 года. Его каст включает Эдриана Броуди во второстепенной роли лидера женоненавистнической общины и Джесси Айзенберга – в главной. Он рассказывает историю мальчика Ральфи, который так и не повзрослел, и о том, что если н
Оглавление

Драматический триллер “Манодром” – это третий полнометражный и первый англоязычный фильм Джона Тренгова (John Trengove), режиссёра и сценариста южноафриканского происхождения. Но образование он получал в нью-йоркской школе искусств “Тиш”.

Его дебютный фильм “Рана” (2017, Inxeba) получил признание за пределами родины режиссёра – на фестивале Sundance и на Берлинале (в секции Panorama) он снискал успех, он попал в шорт-лист категории Best Foreign Language Film на церемонии Oscar 2018 года, на BFI London Film Festival он был отмечен как лучший полнометражный дебют. Но в ЮАР – на родине режиссёра – он был запрещён из-за скандальной ЛГБТ-темы.

Новый фильм Тренгова “Манодром” тоже был показан на Берлинале, но уже в рамках основной программы; премьера состоялась в феврале 2023 года. Его каст включает Эдриана Броуди во второстепенной роли лидера женоненавистнической общины и Джесси Айзенберга – в главной.

Он рассказывает историю мальчика Ральфи, который так и не повзрослел, и о том, что если не бросишь ты, то бросят тебя. В сюжете тоже поднимается тема ЛГБТ, как и в дебюте.

вариант постера к драматическому триллеру "Манодром" (2023), режиссёр Джон Тренгов
вариант постера к драматическому триллеру "Манодром" (2023), режиссёр Джон Тренгов

Сюжет

Жизнь Ральфи (в исполнении Джесси Айзенберга) – это туннель без света в конце. Его уволили из автосервиса, и теперь он работает таксистом Uber. Его девушка-кассирша из супермаркета Сэл (в исполнении Одессы Янг) на последних неделях беременности, и он, скорее всего, боится себе признаться, что жалеет, как умолял её не делать аборт. Ведь сейчас им едва хватает денег на еду, а ещё нужно оплатить комплекс анализов и купить вещи для младенца.

Ральфи регулярно ходит в качалку, чтобы выпустить пар. Здесь у него есть приятель Джейсон, который продаёт ему таблетки – Ральфи “сидит” на перкосете.

Однажды Джейсон говорит Ральфи о неких ребятах при деньгах, которые ему самому помогли встать на ноги. Если Ральфи хочет наладить жизнь, Джейсон пообещал его свести со своими друзьями.

Ральфи согласился. Вскоре он узнал, что посвящение в общину “Манодром” требует от него определённого ответного шага.

Сэл (в исполнении Одессы Янг), подруга Ральфи, и сам Ральфи (в исполнении Джесси Айзенберга)
Сэл (в исполнении Одессы Янг), подруга Ральфи, и сам Ральфи (в исполнении Джесси Айзенберга)

Мои мысли и впечатления после просмотра

По ощущению изолированности и одиночества, исходящего от этого фильма, его можно записать в ряд к историям от Эндрю Хэя, Айры Сакса и Фрэнсиса Ли, которые тоже исследуют человеческую душу и однополые отношения. Но есть значительный нюанс.

Истории Хэя, Сакса и Ли транслируют любовь к человеку, они пронизаны поэтичными нотками, несмотря на все сопутствующие сложности; в их историях действующие лица принимают свою сексуальность, возможно, готовы к экспериментам, чтобы получше узнать себя.

А Джон Тренгов довольно жесток в своём высказывании – а он выступил и режиссёром, и сценаристом. Он создал безжалостный холодный мир, в котором обитает Ральфи, и не дал главному герою даже просвета во тьме, из чего следует, что он жесток и к главному герою, словно даже мысленно не желает ему выкарабкаться из тьмы и принять себя как есть.

При всех его горестях Тренгов толкает своего героя в общину “Манодром”, где мужчины отрекаются от прошлой жизни (жён и семей, что те считают их умершими) и чтят только себя, ведь в них есть “потрясающая красота, удивительная сила, помогающая созидать и уничтожать”. Их лидер именует себя Папа Дэн, а члены общины называют себя Сыновьями (те, что помладше) и тоже Папами (если являются ровесниками лидера). На руке каждого из них выжжен калёным железом символ их общины – треугольник с линией, условно отсекающей его верхушку.

Папа Дэн (в исполнении Эдриана Броуди)
Папа Дэн (в исполнении Эдриана Броуди)

Ральфи ненавидит себя, ему не нравится собственное отражение в зеркале (в итоге он его разбивает), он боится будущего в целом и отцовства в частности – как итог, он находится на пределе.

Ральфи застыл в нескольких шагах от нервного срыва, он пытается заглушить его упражнениями со штангой, таблетками, компульсивным поеданием шоколадных батончиков и нападением на случайных мужчин. Отчасти, конечно, он забивает в себе свою гомосексуальную натуру, подавляя её изо всех сил. У него вызывает раздражение непонятный интерес к скульптурно вылепленному телу чернокожего Ахмета, который занимается в том же зале; Ральфи неожиданно срывается, когда в его автомобиль садится гомосексуальная пара. Гомофобная реакция и отсутствие интереса к Сэл подают намёк на его подавленные желания.

Отчасти, он пытается справиться с надвигающейся ответственностью как главы семьи. Возможно, работа таксистом его устраивает как раз потому, что он большую часть времени проводит в салоне своего Subaru – здесь тесно, он сидит практически в позе эмбриона, мысленно возвращаясь назад в утробу матери, где безопаснее и безответственнее всего.

Отцовство вызывает в Ральфи панику по причине того, что его отец ушёл из семьи на Рождество. И нынешняя предрождественская обстановка только углубляет его подавленность. По сути, Ральфи остался всё в том же возрасте, когда отец последний раз закрыл за собой дверь. От отчаяния он согласился вступить в “Манодром”, лидер которого Папа Дэн создал в нём иллюзию заботы и замены так недостающей фигуры, но Дэн заставляет Ральфи самостоятельно принимать решения и опрометчиво дарит “Cыну” Ральфи свой глок.

Папа Дэн и Ральфи
Папа Дэн и Ральфи

Будучи внутренне ещё мальчиком, он сам себя не называет взрослым именем Ральф (а, если называет, то тут же поправляется), словно пытается этим подать намёк, что он – маленький мальчик у рождественской ёлки. Он хочет, чтобы его защитили, накормили вкусной домашней едой и любили просто так, потому что без сильной мужской руки он будет покупать вещи, которые ему не по карману, и палить во всех подряд из глока, забыв, что он настоящий, а не водяной. И, конечно, сейчас он не готов сам подавать пример правильного поведения, когда у него самого никакого положительного опыта в прошлом и нет.

Драматический триллер “Манодром” – это очень тяжёлое зрительское испытание, потому что сама история не очень интересная, цели главного героя точно не определены и сама община получилась ни страшной, ни спорной (именно в контексте данного сюжета). Мне показалось, что даже Мартин Скорсезе, довольно жёсткий режиссёр, предпочитающий реализм, оставляет в своих фильмах хотя бы узенькую полоску света в конце тоннеля. Но эта история просто удручает и вызывает радость, когда наконец начинаются титры.

Самый лучший персонаж в этой истории

Сачиэль (в исполнении Георге Мурешана)
Сачиэль (в исполнении Георге Мурешана)

Плюс у этой истории для меня всё же есть. Это персонаж в исполнении Георге Мурешана (Gheorghe Mureșan), румынского баскетболиста, который время от времени появляется в кино, рекламе и музыкальных видео. В этом фильме он затмил и Джесси Айзенберга, и Эдриана Броуди.

Сачиэль появляется перед Ральфи в самый отчаянный для него момент, когда последний понимает (или нет, потому что в таком состоянии вряд ли он мог отдавать себе отчёт), что его жизнь полетела со скалы вниз к пучине, а спасительной пули в “магазине” глока больше нет.

Сачиэль просто дал Ральфи заботу, которой тот не знал, но хотел, и не находил слов, чтобы попросит её у кого-то. Эту заботу ему не смог дать даже Папа Дэн, хотя у Ральфи эта надежда успела сформироваться и жестоко его обмануть. Сачиэль позволил Ральфи свернуться калачиком у него под боком, потому что понимал, что этому ребёнку во взрослом мужском теле нужен отец.