Две выставки в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В.Щусева
Адрес: улица Воздвиженка 5/25c1
До: 18 мая 2025
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет две выставки, посвященные жизни и творчеству Константина Мельникова: «Образы Дома Мельникова» и "Муза архитектора Мельникова".
Главное произведение архитектора, его собственный дом в Кривоарбатском переулке, сегодня закрыт на реставрацию, но в стенах Музея архитектуры можно познакомиться с чертежами, историей создания дома и посмотреть фотографии разных лет.
На выставке представлено 60 фоторабот самого Мельникова, а также Александра Родченко, Игоря Пальмина, Анри Картье-Брессона, Уильяма Брумфилда, Александра Наану, Ольги Отченашевой, Михаила Розанова и Ольги Мелекесцевой. Фотографии размещены в хронологическом порядке, что позволят зрителю проследить почти столетнюю историю Дома Мельникова.
Константин Степанович во время строительства старался фиксировать все важные моменты не только в дневниках, но и с помощью фотоаппарата. На выставке очень удачно переплетаются его дневниковые записи, чертежи и фотографии. Представлен на выставке и фотоаппарат архитектора фирмы Kodak, приобретённый им на гонорар за работу над павильоном СССР в Париже в 1925 году.
Выставка «Муза архитектора Мельникова» посвящена супруге мастера Анне Гавриловне Мельниковой, в девичестве Яблоковой, их истории знакомства, любви, начале семейной жизни, которая продлилась 62 года.
16 апреля 1912 года пара обвенчалась в церкви Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Большой Никитской улице.
Мог ли Мельников рассчитывать на столь выгодную партию, купеческую дочь с 1500 рублей приданого? Он родился в 1890 году в “Соломенной сторожке” — бараке при Петровской лесной и земледельческой академии (ныне Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева). Его отец, Степан Илларионович, был на казённой службе на строительстве и ремонте дорог во владениях первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения, мать была крестьянкой. Константин с детства помогал родителям: выгонял коров на пастбища и разносил молоко по близлежащим дачам. Мальчик очень любил рисовать, поэтому родители отдали его в иконописную мастерскую Прохорова в Марьиной роще.
Родители Мельникова познакомились на рынке с молочницей, которая разносила молоко по московским домам, в том числе в дом выдающегося учёного и педагога, специалиста в области отопления и вентиляции, инженера В.М.Чаплина. Так, Константина устроили мальчиком в принадлежащий В. М. Чаплину торговый дом «В. Залесский и В. Чаплин». Уже в первый день работы Чаплин попросил его что-нибудь нарисовать. Увидев на рисунке рельефную чугунную топку, Чаплин понял, что перед ним талантливый юноша. Он нанял для Константина учителя-художника, и в 1904 году Мельников выдержал экзамен по художественным дисциплинам в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но уровень образования, полученного в церковно-приходской школе, оказался недостаточным для сдачи экзамена по русскому языку, еще год Константин усиленно занимался с домашней учительницей детей Чаплина.
Именно на даче Чаплина в 1910 году произошло знакомство с купеческой дочерью Анной Яблоковой, где юный студент Мельников отдыхал у своего покровителя. Молодые люди начали общаться, писать друг другу письма, Константин приходил в гости к Яблоковым, и 2 апреля 1912 года решился сделать предложение. Разговор с будущим тестем Константин репетировал с 21 марта.
Из дневника Константина Мельникова (орфография сохранена): “Как сделать предложение. Вопрос серьезный и трудный при данных обстоятельствах. Во-первых – нет ни копейки денег, во-вторых в училище дела неважны: оставлен по рисунку и не зданы еще зачеты. Эхъ! Не все ли равно. Нужно же наконец приступить. А то выходит, что я какая-то тряпка – не делаю предложение и не перестаю ходить к ней. Положу конец моей вялости и неопределенности.
Завтра пойду к ней и если удастся быть вдвоем, то передамъ ей, как буду делать предложение и в какой день.
День – второй день Пасхи, день ее именинъ…
Приду по раньше съ букетом цветов. Потом попрошу Гаврилу Семеновичу выслушать меня.
“Гаврила Семенович!
Я решился наконец заговорить о серьезном моемъ решении. Мы с вами знакомы вот уже три года. Вы почти знаете меня знаете, что я еще ученик и пленник определенного положения. Я очень долго колебался, прежде чем решится на женитьбу, потому что по правилу я прежде должен былъ кончить училище и быть бы настоящим солидным женихом, достойным Анны Гавриловны….”
Венчальное платье Анны Гавриловны, созданное по индивидуальному заказу, и недавно отреставрированное – центральный экспонат этой камерной выставки. Сегодня в реставрации находится не только здание Дома Мельникова, но и предметы мемориальной обстановки: мебель, личные вещи семьи архитектора. Работа над восстановлением венчального платья стала одной из самых долгих и сложных, она заняла три года. Об этой уникальной кропотливой работе создан фильм, который можно увидеть на выставке.
Через 15 лет после свадьбы, в 1927 году Константин Мельников начал строительство своего собственного дома в центре Москвы. По тем временам это неслыханно даже для успешного архитектора. Появление частного дома в коммунистической столице скорее всего объясняется двумя причинами. Во-первых, Мельников был автором знаковых проектов: павильона «Махорка» на Всероссийской сельско-хозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года, павильона СССР на парижской Всемирной выставке 1925 года, Ново-Сухаревского рынка и стеклянного саркофага для мавзолея Ленина. Особенно важное значение для советской власти, конечно, имел павильон СССР в Париже. Это был первый выход молодого советского государства на международную арену. Мельников предложил свой проект, и жюри признало его лучшим. Павильон отвечал главному требованию конкурса — «резко отличался от всей существующей буржуазной архитектуры». Он представлял собой двухэтажную деревянную постройку со стеклянными стенами. Каркасное здание перерезала по диагонали открытая лестница на второй этаж, над ней было сооружено оригинальное перекрытие из перекрещивающихся деревянных плит. Эта постройка принесла Мельникову всемирную известность. Позже советский павильон много лет использовался в Париже как рабочий клуб.
Во-вторых, официально дом значился архитектурно-строительным экспериментом. При том, что дом был частным и возводился на личные средства, он возводился строительной организацией Московского коммунального хозяйства как экспериментальный и показательный, с намерением опробовать новые методы строительства и создать новые условия быта для их возможного внедрения в массовое жилищное строительство.
Строительство требовало огромных денежных затрат, необходимо было брать кредит.
«Отсутствие у нас средств заменилось обилием архитектурной фантазии. Независимое чувство уничтожило какую-либо зависимость от осторожности; интимность темы открыла грандиозные перспективы нерешённых проблем жизни; действительно реальная экономия делала девятиметровый пролёт таким же опасным и не менее новым, каким была в своё время громада Флорентийского собора»
К.Мельников. “Архитектура моей жизни”
Не только внешний вид, но и методы строительства можно и по сей день назвать инновационными. В феврале 1927 года в Москве проходил архитектурный конкурс на проектирование клуба трамвайщиков — ДК Зуева на улице Лесная, и Мельников его проиграл. Победил проект его друга Голосова: цилиндр, вписанный в прямоугольный объем. А в проекте Мельникова было пять цилиндров, которые пересекались, понижаясь по высоте и образуя фигуру, напоминающую трубы органа. Мельников написал тогда: «Я проиграл в конкурсе, но решил использовать эту идею для своего собственного дома».
Дом представляет собой два соединенных между собой цилиндра — двухэтажный и трехэтажный. Из мастерской можно выйти на крышу террасу на крыше первого цилиндра.
“Два туманных цилиндра полуутоплены друг в друга. Будто двое влюбленных стоят, обнявшись, во дворе, заслоненные от мира многоэтажными громадами. Она обнимает его со спины, положив голову на его плечо. Они, оцепенело прижавшись, рассматривают прохожих.
Это архитектурное стихотворение из двух слившихся строф... Это всенародное объяснение автора в любви своей красавице, Анне Гавриловне, пожизненной подруге создателя,” – так писал о Доме Мельникова Андрей Вознесенский.
На фундаменте в виде двух пересекающихся колец особой разработанной Мельниковым кладкой были выложены стены с 200 шестиугольными окнами, что образовывало собой подобие жесткой сетки с равномерным распределением нагрузки и не требовало использования несущих столбов и перемычек. Такое количество окон, конечно, не было нужно, поэтому из 200 осталось только 63. Остальные были заложены битым кирпичом или переделаны во встроенные шкафы и ниши.
Необычно были сделаны и перекрытия. Никаких традиционных несущих балок, вся большая поверхность — это сетка из поставленных на ребро досок. В результате получается мембрана с равномерным распределением нагрузки по всей поверхности. Даже прогибаясь под тяжестью мембрана сохраняет свою жесткость.
Мельников писал: "Суть моего дома в равномерности и равноценности напряжений света, воздуха и тепла".
В доме был создан прообраз домофона, который позволял переговариваться как внутри него, так и с посетителями, стоящими у калитки. Мельников называл эту систему воздушным телефоном.
Интересно, что авангардный дом был обставлен в основном антикварной мебелью конца XVIII-XIX вв.. Эта мебель очень нравилась Константину Степановичу, она стала основой домашнего уюта и отражала его вкус. Анна Гавриловна сама изготавливала кружевные изделия, занавески, кружевные детали убранства интерьера - отражение её вкуса.
В 1933 году на Триеннале декоративного искусства и архитектуры в Милане прошла персональная выставка Мельникова в числе лучших архитекторов мира. На Западе его считали выдающимся архитектором, а в СССР новаторские идеи не принимали и критиковали за «формализм». Позже Мельникова отстранили от работы в мастерской Моссовета и от преподавательской деятельности. В течение нескольких лет он не получал заказы, решил заняться живописью.
«Мне так казалось, весь мир лежит у моих ног, заказы в Париже, заказы в Москве… и вдруг все это рассеялось как дым. Свержение, отлучение, забвение, но может, все это и было дымом, ничего не значащим и совсем ненужным».
Константин Мельников
Константин Мельников умер в 1974 году, Анна Мельникова - в 1977-м. Они прожили по 84 года и похоронены рядом на Введенском кладбище Москвы.
Закончить сегодняшний обзор я хотела бы стихами Андрея Вознесенского:
Двое любовников кривоарбатских
двойною башенкой слились в объятьях...
Как он любил вас, Анна Гавриловна!
И только летчики замечали,
что стены круглые говорили,
сливаясь кольцами обручальными.
По одному билету вы можете посмотреть обе выставки и постоянную экспозицию “Калязин. Фрески затопленного монастыря”, о которой я писала ранее.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые столичные выставки.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Дом_Мельникова #Муза_архитектора_Мельникова #выставки_в_Москве #музей_архитектуры_имени_Щусева #Мельников