Роман Ткачук запомнился зрителям по ролям в фильмах «Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «Бумбараш», «Собачье сердце», работах в сатирическом киножурнале «Фитиль» и, конечно же, по роли Пана Владека из знаменитого «Кабачка 13 стульев».
Причина его ухода из жизни так и осталась до конца не выясненной, породив множество слухов и домыслов.
Рожденный на Урале, во время войны, он с родителями перебрался в Ташкент, где и прошла большая часть его жизни.
Мечтать о сцене Роман начал еще будучи школьником, поэтому его поступление в Театральный институт Ташкента было вполне предсказуемо. Друзья и родственники давно подмечали артистичность Романа и его талант перевоплощения.
Играть на сцене он начал еще на втором курсе института. Начинал с татра военного округа, а вскоре уже блистал на сцене Драматического театра им. Горького. Талант актера быстро оценили зрители – на спектаклях с Ткачуком всегда был аншлаг.
За десять лет театральной деятельности в солнечной республике Роман Ткачук был удостоен звания народного артиста Узбекской ССР. На тот момент актеру было чуть больше тридцати лет.
В 1965 году актер Театра Сатиры Спартак Мишулин попал на спектакль с участием Ткачука и был восхищен работой актера, назвав Ткачука «ташкентским самородком». Приехав в Москву, Мишулин рассказал о талантливом актере из Ташкента режиссеру театра Валентину Плучеку. И когда Ткачук с труппой театра был на гастролях в Ленинграде, посмотреть на его выступление отправилась целая делегация из столичного Театра Сатиры.
Получив приглашение от руководства театра, Ткачук засобирался в Москву. На тот момент он уже был семейным человеком – вместе с ним в столицу отправились жена Майя и маленький сынишка.
Актер быстро адаптировался в новом коллективе. Его дебют на сцене Театра Сатиры был тепло принят зрителями и вскоре пошли новые роли. Театралы тех лет до сих пор с удовольствием вспоминают спектакль в постановке Плучека «Самоубийца», где Ткачук блестяще играл роль Подсекальникова.
"В его персонажах, будь они самодовольные мерзавцы или глупые простаки, всегда звучали нотки лирической грусти, тоски и неустроенности", – отзывался о своем коллеге Александр Ширвиндт.
В кино Ткачук дебютировал еще во время работы в Узбекистане, в 1956 году, в картине «Встретимся на стадионе». А уже на следующий год на экраны вышел фильм "Случай в пустыне", где Роман Ткачук сыграл пограничника.
Всего за свою творческую жизнь актер сыграл около сотни ролей в кино и озвучил порядка трех десятков зарубежных фильмов.
В кино ему не предлагали главных ролей. Также не играл Ткачук известных деятелей революции, стахановцев и партийных работников. Может быть поэтому он не удостоился высоких званий, если не считать народного артиста Узбекской ССР и почетного деятеля культуры Польши (это звание Ткачук получил за роль Пана Владека).
Супруга актера Майя Гнездовская тоже была человеком творческой профессии. До переезда в Москву она трудилась на радио и телевидении Узбекской ССР, а после переезда устроилась в литературно-драматическую редакцию столичного телецентра.
Некоторое время Майя Гнездовская была корректором спектаклей Театра кукол Образцова, которые транслировались по телевидению: «По щучьему веленью», «Волшебная лампа Алладина», «Необыкновенный концерт» и др.
Супруги жили душа в душу, и больше всего на свете не любили надолго расставаться, поэтому, если выпадала возможность, Майя сопровождала мужа на гастролях.
"Майя была для Ромы ангелом-хранителем. Это была поразительная пара друзей, соратников. Он относился к жене необыкновенно" – вспоминал актер Михаил Державин.
Беда пришла в семью в 1993 году. В то время сын супругов Никита уже окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ и уехал в Америку. К Майи диагностировали неоперабельный рак. В этот момент жизнь семьи разделилась на «до» и «после».
О своей беде Роман Денисович не распространялся, носил боль в себе. Лишь однажды обмолвился в театре: «Если Майка умрет, я жить без нее не буду».
Зоя Зелинская вспоминала: « Репетиция спектакля, рабочие съемки. Стоит гроб на сцене, артисты что-то обсуждают и Роман Ткачук идет, и ложится в этот гроб. Ажиотаж, взрыв хохота. Я ни в коем случае не осуждаю в данном случае. Никто тогда не знал, что это всерьез. Но с какой решительностью и отреченностью он это сделал, это надо видеть, задним числом понимаешь, он тогда для себя все решил…».
Последние свои месяцы Майя провела на больничной койке. Супруг трогательно заботился о ней, доставал невиданные по тем временам дефицитные продукты, лекарства, кормил и ухаживал, отказываясь от услуг сиделки.
Умирать Майю отправили домой. Врачи выписали женщину 9 января 1994 года, понимая, что ей помочь уже невозможно. Майя скончалась в ночь на 10 января, на руках у любящего супруга.
Роман Денисович сразу же позвонил сыну Никите, а когда за телом Майи приехали, сказал, что она должна быть дома, не отдал.
А вскоре Никите позвонила соседка, сообщив, что он теперь круглый сирота – Роман Денисович ушел из жизни. Его обнаружили рядом с телом любимой жены. Дверь в квартиру была открытой.
О причинах произошедшего родственники предпочли не распространяться. Известно только одно – актер сдержал свое слово, он не стал жить без жены.
Роман и Майя были похоронены на Долгопрудненском кладбище, их не стали разлучать.
Также смотрите: