Работа с детской тревожностью
Актуальность работы по снижению тревожности обусловлена резко возросшим в последнее время количеством беспокойных детей, отличающихся повышенной неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Высокий уровень тревожности снижает социализацию ребенка, оказывает отрицательное влияние на развитие и формирование личности ребенка, а также усугубляет проблемы, возникающие в школьный период.
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Цель работы:работа по снижению тревожности у детей.
Поставленные цели обусловили необходимость решить ряд задач:
• снизить тревожность, эмоциональное напряжение дошкольников;
• сформировать адекватную самооценку, развить представление о собственной уникальности;
• воспитать уверенность в себе;
• развивать дружелюбие, внимательное отношение к окружающим.
Проводим работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки;
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
3. Снятие мышечного напряжения.
Проводим семинар, где с помощью диагностики узнаём, кто из детей нуждается в психологической помощи. Проводим коррекционные занятия. Ожидаемый результат: снижение тревожности, развитие дружелюбия.
Выделяют два основных вида тревожности:
1) Реактивную (ситуативную). Ситуативная тревожность порождается некоторой конкретной ситуацией (предстоящие сложности, возможные неприятности), которая объективно вызывает беспокойство и характеризуется переживаемыми эмоциями: напряжением беспокойства, озабоченностью, нервозностью. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.
2)Личностную. Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать любые ситуации как угрожающие, опасные. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Такое состояние влияет на становление характера и формирование заниженной самооценки.
Причины формирования тревожности
Средства массовой информации;
Следствие сильного испуга;
Семейные конфликты, ссоры, скандалы;
Неблагоприятный, психологический климат в группе, несправедливость педагога;
Высмеивание;
Поведение взрослых как образец;
Внутренний конфликт у ребенка.
Портрет тревожного ребенка
В группу детского центра входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы:
боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др.
Во время проявления тревоги они часто
ощущают сухость во рту;
ком в горле;
слабость в ногах;
учащенное сердцебиение.
Я как психолог использую тесты: «Лесенка» Хухлаевой Л., рисунок семьи. Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена), тест «Страхи в домиках» - модификация Панфиловой М.А., опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд., опросник для выявления тревожности у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко и определяю индекс тревожности.
Рекомендации родителям для преодоления тревожного состояния у детей.
1. Необходимо понять и принять тревогу ребенка. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из жизни, вместе ищите выход.
2. Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Таким образом, вы покажете, как можно решить такую ситуацию.
3. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
4. В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
5. Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру. Обыгрываем через персонажа проблемную ситуацию.
6. Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
7.Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»
8.Старайтесь в любой ситуации искать плюсы (да, сломалась машинка, но теперь ты знаешь…).
9. Учите ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
10. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
11. Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
Я учу детей успокаиваться дыханием. Вдох носом: 1-2-3-4, выдох в 2 раза дольше через рот. А чтобы взбодриться учу наоборот: вдох дольше, а выдох короче в 2 раза.
12. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
Работа с тревожными детьми ведется в нескольких направлениях:
Повышение самооценки. Мы провели психологический квест, где детей хвалили, восхищались талантами и они получили награды.
Снятие мышечного и эмоционального напряжения. У нас в группе есть игры с игровым массажем.
Отработка навыка владения собой в травмирующей ситуации.
Пути преодоления детских страхов.
Основные пути преодоления детских страхов – это
-игра
-арттерапия.
С их помощью можно решить такие задачи, как
Развеивание страха
Переключение внимания, отвлечение от страха
Выплеск и переключение страха
Преодоление страха
Придумывание ритуалов смелости.
Сюда можно отнести разные виды деятельности:
рисование страхов
лепка детских страхов
сказкотерапия, песочная терапия, пальчиковый театр и т.д.
музыкальные занятия
участие детей в играх драматизациях, сначала как зрителя, потом участника. Мы организовали новогодний психологический квест. Путешествовали по станциям.
Психогимнастика в игровой форме (быстрое общее мышечное расслабление).
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Возьми себя в руки. Ребенку говорят; «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека».
«Врасти в землю». Надо сказать ребенку: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».
«Ты – лев!» Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей, сильного, могучего, уверенного, в себе, спокойного и мудрого. Он красив, и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»
В какие игры мы можем поиграть с детьми, чтобы помочь им преодолеть тревожность и страх?
Игра «Похвалилки» способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.
Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я...» Например: «однажды я помог товарищу в садике», или «Однажды я очень быстро выполнил мамино задание» и т. д. На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.
После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.
В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.
Упражнение «Пингвины». «Говорят в Антарктике в особо холодную погоду эти симпатичные неуклюжие водоплавающие сбиваются в кучки, тесно прижимаясь друг к другу, чтобы согреться. А те, кто оказался с края, мерзнут и стараются протиснуться в центр стаи». Детям требуется изобразить поведение пингвинов.
Упражнение «Воздушный балл». Психолог предлагает детям превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно.
Упражнение «Огонь - лед». По команде психолога «Огонь!» - стоящие в кругу дети начинают двигаться всеми частями тела.
По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Психолог несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Упражнение «Колокол» (Данное упражнение обязательно проводится под строгим контролем психолога, детям объясняется, что от них зависит безопасность другого сверстника). Дети образуют несколько небольших кружков (по 5 – 6 человек). Дети в кругу стоят тесто и плотно прижавшись друг к другу, один ребенок – в центре. Стоящему в центре нельзя переступать с ноги на ногу, отрывать ноги от пола. Все толкают его от себя, и он свободно падает из стороны в сторону, как язык колокола.
После проведения упражнения обязательно обсуждается, что чувствовал ребенок, находящийся в кругу в роли «языка колокола».
Упражнение «Нарисуй облако своего настроения». Дети мысленно рисуют облако и мысленно раскрашивают его в зависимости то того, какое у них в данный момент настроение. Психолог записывает ответы детей. Можно данное упражнение выполнять на листе бумаги.
Упражнение-энергизатор «А у соседа тоже!»
Каждый из участников по очереди хвалит что-то, что у него (на нем) есть (ушки, носик, юбку и пр.). Затем участники дотрагиваются до того, что назвал сосед справа и слева, и хором кричат: «А у соседа тоже!»
По словам родителей, дети детского центра стали менее тревожными. Семинар, работа по коррекции тревожности и занятия дают положительный результат.
Психолог Пилипенко Этери Юрьевна