Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Почему лучшая монета древности была сделана именно в Керчи

На бывшем рынке столицы Боспорской империи теперь стоит Владимир Ильич Ленин. А напротив него — желтоликий муж с прической Робинзона Крузо. То ли это памятник сделке, благодаря которой статер из Пантикапея уже два года — самая дорогая древняя монета в мире. То ли — монумент неизвестному гению, задолго до да Винчи решившему трудную «проблему выхода из профиля в фас». Статер — это самая крупная монета античного греческого мира. А золотой статер из Пантикапея, отчеканенный где-то в 350-300 годах до н.э. — священный грааль мира нумизматов. «Самая большая редкость! Лучший экземпляр в частных руках из немногих известных! Работа завораживающей красоты чрезвычайно талантливого гравера!...» Швейцарский аукцион Numismatica Ars Classica исходил слезами счастья, когда в мае 2023 года выставлял эту монету на торги. Неведомый коллекционер решил продать своим статер столь же серым кардиналам мира больших денег. Аукционисты предвкушали сенсацию. Сделка все равно превзошла ожидания: при стартовой цене
Оглавление

На бывшем рынке столицы Боспорской империи теперь стоит Владимир Ильич Ленин. А напротив него — желтоликий муж с прической Робинзона Крузо. То ли это памятник сделке, благодаря которой статер из Пантикапея уже два года — самая дорогая древняя монета в мире. То ли — монумент неизвестному гению, задолго до да Винчи решившему трудную «проблему выхода из профиля в фас».

«Это чудо говорящего портрета...»

Статер — это самая крупная монета античного греческого мира. А золотой статер из Пантикапея, отчеканенный где-то в 350-300 годах до н.э. — священный грааль мира нумизматов.

«Самая большая редкость! Лучший экземпляр в частных руках из немногих известных! Работа завораживающей красоты чрезвычайно талантливого гравера!...» Швейцарский аукцион Numismatica Ars Classica исходил слезами счастья, когда в мае 2023 года выставлял эту монету на торги. Неведомый коллекционер решил продать своим статер столь же серым кардиналам мира больших денег. Аукционисты предвкушали сенсацию.

Сделка все равно превзошла ожидания: при стартовой цене в 1 млн франков статер ушел за 4,4 млн ($6 млн в тот момент).

Золотой статер из Пантикапея, 350-300 гг. до н.э.. Кадры из видео на сайте швейцарского аукционного дома
Золотой статер из Пантикапея, 350-300 гг. до н.э.. Кадры из видео на сайте швейцарского аукционного дома

Не скрою: получил укол удовольствия, прочитав об этом на табличке справа от памятника статеру на набережной Керчи. Хотя я не древний грек и не синд, а все равно есть чувство: «А наши-то хороши!». Разве нет? Но полмиллиарда рублей (это по курсу на сегодня) за 9,12 г золота, пусть и 999 пробы? За кружок диаметром в 2 см?

«Одна из самых важных и желанных монет всего греческого мира изображает Пана, бога скотоводства, плодородия и дикой природы — дает описание аукцион. — Красота этого редкого типа Пантикапея была подытожена век назад коллекционером Годфри Локером Лэмпсоном, чей экземпляр был отчеканен теми же штампами: «Это чудо говорящего портрета. То, что столько жизни можно упаковать в такой маленький круг, не поверит ни один человек, кто этого не видел...»

«Ее создатель не оставил после себя имени, но никто, кроме действительно непревзойденного художника — замечательного и оригинального гения — не мог бы создать такую незабываемую и удивительную маленькую жемчужину. Если бы нужно выбрать всего одну монету как пример работы величайшего в истории художника-гравера, кем бы он ни был — я бы выбрал эту», — резюмирует Годфри Лэмпсон.

Ну и ну (я даже огляделся — где те древние музы, что такое вдохновили). Аукцион тоже удивлен: «Монета представляет собой пример высочайшего классического греческого искусства. Это тем более примечательно, что она была произведена не в одном из великих бастионов культуры и искусства, таких как Афины или Сиракузы, а, скорее, на отдаленном форпосте».

Привет вам с пограничной заставы, мастера европейской экспертизы!

Набережная Керчи, 2025 год
Набережная Керчи, 2025 год

«Монета, конечно же, уникальная, — подключаются к разговору специалисты Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. — Более того, за весь период раскопок на Боспоре с начала XX века не найдено ни одной такой монеты. Большая часть их обнаружена в кладах, например, в Турции, Грузии, Ливане (клад Сидона в Финикии)... »

Свои же лучшие монеты — у себя и не нашли? Это что за история такая?

-5

Контрастные души — налицо

«На статерах Пантикапея голова сатира всегда изображалась в профиль, — рассказывает аукцион. — За исключением одного эффектного и чрезвычайно редкого выпуска, для которого гравер решился на художественно сложную новую трактовку — изобразить сатира, обращенного на три четверти влево». Ах, вот оно как.

Копию обычного статера из Пантикапея я купил в Керченском музее древностей за 100 рублей
Копию обычного статера из Пантикапея я купил в Керченском музее древностей за 100 рублей

Главная трудность портретиста состоит в том, что ни у одного человека на свете нет постоянного лица. Я утром, я вечером и я в паспорте — это вообще три разных персонажа противоположных национальностей и привычек (и один из них — злюка). Каждый из людей — вихрь во времени и пространстве. А художник должен сделать так, чтобы зритель (и, о ужас, сам портретируемый) протянул скучно, взглянув на результат: „Ну да, да, похож...“.

Передать не только объем и характерные черты, но настроение, и манеру героя двигаться. При этом не пойти по легкому пути, а отважно повернуть героя лицом к зрителю. Как говорят искусствоведы: «выйти из профиля в фас». Обратите внимание: почти все первые светские портреты в Европе Нового времени, начиная с середины 14 века (момента возрождения жанра) выполнены в формате «швабра проглотила гвоздь, на котором сидит». Ну не получалось у художников.

Первый индивидуальный портрет, написанный в Европе Нового времени — лицо французского короля Иоанна Доброго. Между 1350-1375 гг., Франция. Лувр, Париж
Первый индивидуальный портрет, написанный в Европе Нового времени — лицо французского короля Иоанна Доброго. Между 1350-1375 гг., Франция. Лувр, Париж

Первым по-настоящему смог Леонардо — но для этого он и писал «Мону Лизу» не отрываясь с 1503 года до смерти в 1519-м (и Вазари отмечает, что картина «осталась незавершенной»). Уже столетия идет спор, как же мастеру удалось сделать Джоконду столь живой на плоском полотне.

«Портрет королевы Ульрики Элеоноры», Мартин ван Мейтенс, 1730 год  Национальный музей Швеции, Стокгольм
«Портрет королевы Ульрики Элеоноры», Мартин ван Мейтенс, 1730 год Национальный музей Швеции, Стокгольм

Мне нравится такая версия: да Винчи ухватил «кокетливый взгляд украдкой» — Лиза поворачивает голову в одну сторону, но стрельнула глазками в другую, на предмет своего обожания. А там как раз ты, зритель. Конечно, ты сразу подсознательно желаешь толпиться у этой картины, как японский турист — не отрываясь.

«Портрет инфанты Маргариты», 1660 г., Испания, последователь Диего Веласкеса. Лувр, Париж
«Портрет инфанты Маргариты», 1660 г., Испания, последователь Диего Веласкеса. Лувр, Париж

Ну а в нашем случае — гений с берегов Боспора решил ту же проблему за два тысячелетия до Леонардо. «Утонченный гравер уловил мимолетный жест сатира и сохранил его на все времена в блеске золота, — сухо констатирует аукцион. — Живые глаза, искривленные губы сатира, кажется, несут в себе намек на удивление, будто бы его внезапно застали врасплох, когда он бродил по лесу в поисках амфор, полных вина, или хорошеньких нимф».

Каждый бы хотел в тот лес, как бы намекают нам эксперты.

Портреты неизвестного типуса и его супруги, неизвестный художник, Италия, конец 15 века. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Портреты неизвестного типуса и его супруги, неизвестный художник, Италия, конец 15 века. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Несметное золото Сатира

В науке утвердилось мнение, что на монете изображен Пан или же просто сатир, лесной дух. Глядите, мол, на реверсе — геральдический грифон Пантикапея с хлебным колосом, это все про природу и местное плодородие. Но я думаю, что мы здесь видим конкретное лицо — это реальный мужчина с прической по тогдашней черноморской моде.

Фото золотого статера на сайте аукционного дома
Фото золотого статера на сайте аукционного дома

И со мной, кажется, согласны эксперты из Швейцарии: «Детальная проработка черт лица и волос создает искусную иллюзию того, что гравер работал с натуры и действительно видел сатира, затаившегося в диких землях Скифии». Или речь о Сатире с большой буквы? «Голову, вероятно, следует понимать как ссылку на династию Спартокидов, боспорских царей, настоящим основателем которой был некий Сатирос I», — эхом отзываются эксперты.

Неизвестно, откуда прибыл Спарток, захвативший в 438 году власть в греческой колонии Пантикапей — вероятно, он был фракиец, то есть, из нынешней Болгарии. Его сын Сатирос (правил в 433-389 годах) заложил фундамент Боспорского царства, простоявшего потом тысячу лет и добившегося в IV веке до н.э. статуса ведущего поставщика продовольствия в Средиземноморье.

Разрушительная Пелопоннесская война (431–404 до н. э.) и поражение от Спарты лишили Афины привычных поставщиков еды. Зато еда была у нас дома — на Таманском и Керченском полустровах, в только что оформившемся Боспорском царстве. Боспоряне, этот ситуативный союз пришлых греков-колонистов и местных земледельцев синдов, засевали яровыми до 1500 кв км.

В сельском хозяйстве государства, по подсчетам исследователей, было занято 70-100 тысяч работников. Пантикапей поставлял в Афины, по свидетельству оратора Демосфена, до 16 тыс т хлеба в год. Хорошие цифры давал также экспорт рыбы с Азовского моря (самого богатого водоема планеты в тот момент), выделанных кож и, увы, прилежных рабов с окрестных гор. Среди импортеров продукции с Боспора также значились другие полисы Греции.

А это золотой пантикапейский статер из коллекции Эрмитажа. Он не представлен в постоянной экспозиции, но в начале года монету показывали на выставке  «″…Посмотри в глаза чудовищ…″ Мифические олицетворения ужаса в античности и их победители» © экспонат Эрмитажа
А это золотой пантикапейский статер из коллекции Эрмитажа. Он не представлен в постоянной экспозиции, но в начале года монету показывали на выставке «″…Посмотри в глаза чудовищ…″ Мифические олицетворения ужаса в античности и их победители» © экспонат Эрмитажа

Это царство в Северном Причерноморье в 4 веке вдруг стал чем-то вроде России наших дней — искушенным поставщиком ресурсов. Здесь, конечно, тут же вспыхнуло ювелирное искусство — как пламя на хорошо просушенных купюрах (чем оно, в сущности, и было).

Восточно-Крымский музей: «Возможно, что золотые статеры [с сатиром в фас] изготавливали для царских подарков, и хождения на внутреннем рынке они не имели. Да и невозможно было появиться на рынке с такой монетой, она не подлежала размену на серебро или бронзу. Не зря некоторые скифские вожди делали из них перстни, которые найдены в курганах Украины».

Это как в наши дни прийти в ТЦ с купюрой в 500 миллионов, то есть. Этими статерами не платили — ими награждали союзников и экономических партнеров блестящего царства.

-15

Европейские эксперты, запишите себе: не «отдаленный форпост», а «житница античности» и «один из важных центров древнегреческой культуры». Так будет экспертнее.