Найти в Дзене

Гражданское право: понятие договор и примеры договоров, в том числе в IT сфере. Теория.

План 1. Понятие "договор". Задания для воспитателей и учителей, ПНК, ДО, СДО. 2. Договоры в IT сфере. 3. Задания для ПО (программирование). Практика: https://dzen.ru/a/Z95ZqhQ0xC7dGrJa 1. Понятие "договор". В гражданском праве, в соответствии с главой 27 Гражданского кодекса РФ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/5be74dd4b5355803d359b4d1923c491e1cff9f00/ , договор представляет собой соглашение между двумя или более сторонами, которое определяет их права и обязанности по отношению друг к другу. Договоры могут быть разнообразными по своей структуре и содержанию, но обычно они включают в себя условия о предмете договора, сроках выполнения обязательств, цене, порядке оплаты и других аспектах, которые стороны считают важными для своих отношений. Договор является ключевым инструментом гражданского права, который позволяет сторонам устанавливать и регулировать свои отношения. Он может быть заключён как между физическими, так и юридическими лицами и может принимат
Оглавление

План

1. Понятие "договор". Задания для воспитателей и учителей, ПНК, ДО, СДО.

2. Договоры в IT сфере.

3. Задания для ПО (программирование). Практика: https://dzen.ru/a/Z95ZqhQ0xC7dGrJa

1. Понятие "договор". В гражданском праве, в соответствии с главой 27 Гражданского кодекса РФ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/5be74dd4b5355803d359b4d1923c491e1cff9f00/ , договор представляет собой соглашение между двумя или более сторонами, которое определяет их права и обязанности по отношению друг к другу. Договоры могут быть разнообразными по своей структуре и содержанию, но обычно они включают в себя условия о предмете договора, сроках выполнения обязательств, цене, порядке оплаты и других аспектах, которые стороны считают важными для своих отношений.

Договор является ключевым инструментом гражданского права, который позволяет сторонам устанавливать и регулировать свои отношения. Он может быть заключён как между физическими, так и юридическими лицами и может принимать различные формы, такие как договоры купли-продажи, аренды, займа, оказания услуг и т. д. В договоре стороны должны чётко определить свои права и обязанности, а также условия, на которых они будут выполнять свои обязательства. В случае невыполнения одной из сторон своих обязательств в соответствии с договором, другая сторона имеет право обратиться в суд для защиты своих прав.

Таким образом, договор является важным инструментом гражданского права, который позволяет сторонам устанавливать свои отношения на основе взаимного согласия и определять свои права и обязательства.

Видео-урок: https://yandex.ru/video/preview/13836647100633466744

Задания для ПНК, ДО, СДО:

Задание 1.Выпишите виды договоров в гражданском праве.

Задание 2.Напишите претензию, связанную с возвратом товара, можно компьютерный магазин, можно WB или OZON.

Образец: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/torg/forms/50358

Образцы претензий по защите прав потребителей

Претензия должна быть составлена в соотвествии с Законом о защите прав потребителей https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ .

2. ИТ-договоры – это собирательное понятие, выделенное лишь формально, характеризующее в большей степени сферу применения документа, нежели его структуру или особенности правового регулирования.

ИТ-сфера обширна и многогранна, договоры, призванные урегулировать правоотношения, складывающиеся в процессе, можно условно разделить на такие виды, как:

  • Договоры оказания IT-услуг;
  • Договоры по разработке и техническому обслуживанию Интернет-сайтов;
  • Договоры и сопроводительные документы для работы Интернет-магазинов и Интернет-сайтов в сфере оказания услуг (оферта, пользовательское соглашение, политика конфиденциальности и обработки персональных данных и т.п.);
  • Договоры на разработку программного обеспечения (заключается между компаниями);
  • Договоры авторского заказа на разработку программного обеспечения (заключается с физическим лицом);
  • Пользовательские и лицензионные соглашения;
  • Договоры сопровождения (техподдержки), настройки/интеграции (внедрения) ПО;
  • Договоры на создание сайта;
  • Договоры на настройку и сопровождение интернет-рекламы;
  • Многие другие.

3. Как правильно составить ИТ-договор?

Теперь поговорим о подготовке самого договора оказания ИТ-услуг.

Дополнительно: история компании Яндекс . Материал для проектной работы https://rutube.ru/video/acc8a42d7985dd72c84d229656f05049/?utm_source=embed&utm_medium=referral&utm_campaign=title&utm_content=acc8a42d7985dd72c84d229656f05049&utm_term=yastatic.net&referrer=appmetrica_tracking_id%3D1109935222251589310%26ym_tracking_id%3D5597192271113444086

Анализ бизнес-модели или проекта в целом

Работу над любым договором настоятельно рекомендуем начинать с анализа бизнес-модели или проекта в целом. Зачем? Чтобы четко понимать, к какому результату желает прийти наш заказчик в результате выполнения договора (или невыполнения, — тоже предстоит выяснить, чтобы вовремя прописать нужные условия и нивелировать риски). Нельзя ограничиваться формальным указанием заказчика на предмет договора, важны любые мелочи.

Например, компания разработала некое ПО, позволяющее генерировать ПЭП на мобильном устройстве и с помощью нее подписывать любые документы. Теперь она желает реализовать ПО некому банку. Задача исполнителя – подготовить для компании комплект документов, позволяющий реализовать проект заказчика до момента передачи ПО Банку.

Задача – как можно детальней описать предмет договора, максимально декомпозировать услугу, идеально – четко прописать в техническом задании к договору все требования заказчика и ожидаемый результат. Этот тезис в равной степени актуален и для заказчика, и для Исполнителя, ведь будет точно определено, что желает получить в результате оказания услуг Заказчик, и что должен сделать Исполнитель. Длящиеся во времени услуги целесообразно разбивать на этапы, определяя при этом сроки и стоимость каждого этапа.

В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенным является условие о предмете договора. Недостаточно конкретная формулировка может стать причиной для признания договора незаключенным.

Арбитражная практика показывает, что обычно при оценке договора оказания услуг и определении его предмета суды изучают, был ли перечень конкретных оказанных услуг обозначен в договоре и/или в приложениях к нему. Важным моментом для принятия решения о заключении договора является результат оценки судом степени конкретизации деятельности и/или действий, составляющих его предмет, что несет в себе риск, поскольку закон не содержит критериев для подобной оценки. Поэтому главную роль может сыграть выявленный нами критерий, уточняющий деятельность или действия исполнителя, как привязка услуг к конкретному материальному объекту, если это возможно, или к результату работу/услуг. (п. 1.1 и 2.2 постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.04.2010 по делу № А82-3523/2009-7, постановление ФАС Московского округа от 01.12.2009 № КГ-А40/11809-09).

Момент и порядок подписания/взаимодействие сторон по договору

Помимо предмета договора, определите момент и порядок его подписания, иных документов, а также регламент взаимодействия сторон по договору.

Например, так: «Моментом заключения договора считается дата, указанная в правом верхнем углу первой страницы договора».

И «Стороны признают юридическую силу электронных документов и переписки, направленных по адресам, указанным в разделе «Адреса и реквизиты сторон», посредством отправки электронных писем и/или сообщений. Все уведомления, направленные в соответствии с договором, считаются отправленными и принятыми надлежащим образом, и надлежащим лицом, если отправитель не получил соответствующего сообщения о том, что уведомление не было доставлено адресату. Настоящим, стороны заявляют, что признают юридически значимыми документы на бумажном носителе с подписями представителей сторон, переписку по электронной почте с адресов представителей сторон, телефонные переговоры с номеров сторон либо представителей сторон, а также сообщения представителей сторон, в случае получения ответа на них.»

Раздел об электронном документообороте (ЭДО)

Необходимо дополнить договор разделом об электронном документообороте с использованием, проще всего, простой электронной подписи. В этом случае исполнитель снимет массу вопросов заказчика по реализации задачи, соответствию результата и адекватному взаимодействию.

Лицензия

Если для оказания определенного вида услуг требуется лицензия, не забудьте упомянуть об этом в договоре, запросите копию лицензии и оформите в виде приложения к договору.

Стороны

Пока не перешли к прочим условиям договора оказания ИТ-услуг, хочу обратить Ваше внимание на стороны по договору. Ведь если заказчиком услуг по договору выступает физ. лицо, то правоотношения между заказчиком и исполнителем регулируются Законом о защите прав потребителей, который является специальным по отношению к нормам ГК РФ и прочим нормативным правовым актам. Здесь требуется учесть и прописать такие аспекты, как место составления, предмет договора, определить, какие именно недостатки услуг являются существенными, помнить, что по ЗоПП неустойки и штрафы очень значительные, и договором они не регулируются.

А теперь вернёмся к условиям договора оказания ИТ-услуг. Важными моментами, которые необходимо отразить в договоре оказания ИТ-услуг являются:

  • Место оказания услуг;
  • Сроки оказания услуг;
  • Права и корреспондирующие им обязанности сторон.

Порядок сдачи и приемки услуг

Особое внимание уделим порядку сдачи и приемки услуг. Так, нередко в договорах идет речь о том, что услуги считаются оказанными с момента подписания акта оказанных услуг. И вот что происходит на практике. Предположим, что акт оказанных услуг направлен Исполнителем Заказчику. В договоре прописан срок приемки и подписания акта Заказчиком – 5 рабочих дней, обязанность по оплате в полном объеме или в части возникает у Заказчика тоже только после его подписания. Однако, в большинстве договоров не сказано, что же будет, если заказчик не подпишет акт.

Исполнитель вынужден вести претензионную работу, доказывать в суде, что услуги оказаны, и заказчик обязан их оплатить – это долго, дорого. А ведь можно прописать в договоре фразу о том, что, если Заказчик не подписал акт оказанных услуг в течение 5 рабочих дней и не направил мотивированный отказ или замечания, то услуги считаются принятыми заказчиком без замечаний.

Мотивированный отказ и замечания

Также касательно мотивированного отказа или замечаний – не нужно лениться как можно детальней регламентировать процедуру взаимодействия между заказчиком и исполнителем. Со стороны заказчика может иметь место, например, злоупотребление правом направлять мотивированные замечания и, таким образом, затягивать приемку услуг и оплату по договору. Пропишите фразу о том, что заказчик обязан предоставить исчерпывающий перечень замечаний, укажите сроки их устранения исполнителем, порядок взаимодействия по урегулированию спорных моментов, возможно, определите экспертную организацию, заключение которой стороны обязуются принять, как обязательное для сторон, предусмотрите порядок несения расходов по урегулированию разногласий.

Ответственность сторон/обеспечение конфиденциальности информации

Не менее важными являются пункты договора оказания ИТ-услуг об ответственности сторон и обеспечении конфиденциальности информации.

Наряду с пунктами об ответственности сторон за неисполнение сроков по договору или обязательств по оплате, желательно предусмотреть пункты об ответственности сторон за нарушение иных обязательств по договору, таких как несвоевременное направление документов, устранение недостатков, разглашение конфиденциальной информации, использование результата услуг в целях, не обозначенных в договоре или за установленными пределами.

Естественно, наличие столь детально прописанных штрафных санкций может насторожить контрагента, но мы предлагаем всегда пояснять, что любые штрафы и неустойки по договору призваны только дисциплинировать каждую из сторон и ни в коем случае не обладают карательной функцией.

Теперь, касательно конфиденциальности. К сожалению, в большинстве договоров этому вопросу отводится всего несколько дежурных пунктов и то, просто потому, что положено про это писать, как и про форс мажор.

3. Задание для ПО :

Как составить иск в гражданский суд , связанный с айти сферой?

Как составить претензию в магазин компьютерной техники на замену товара?

Используйте статьи закона о защите прав потребителей.

Примеры:

1. Составление иска в гражданском суде, связанного с ИТ-сферой, может быть достаточно сложным процессом, так как в этой области существует множество специфических терминов и понятий.

1. Заголовок: В заголовке должны быть указаны имена и адреса сторон, а также предмет иска.

2. Преамбула: Здесь необходимо описать, какие права были нарушены, и какие действия должны быть предприняты для их восстановления.

3. Описание ситуации: Здесь следует подробно описать ситуацию, которая привела к нарушению прав.

4. Требования: Здесь должны быть перечислены требования заявителя, которые должны быть удовлетворены в результате рассмотрения иска.

5. Доказательства: Здесь нужно указать все доказательства, которые подтверждают требования заявителя.

6. Заключение: Здесь следует указать, что заявитель требует от суда принятия решения в соответствии с законодательством и его требованиями.

7. Приложения: В приложениях должны быть представлены все необходимые документы, такие как копии договоров, переписки и т.д.

8. Подпись: Иск должен быть подписан заявителем или его представителем.

Это общая структура иска, который может быть использован при составлении иска в гражданском суде. Однако, перед составлением иска рекомендуется обратиться за консультацией к юристу, чтобы избежать ошибок и защитить свои права.

2. Составление иска в гражданский суд, связанного с IT-сферой, требует внимательного подхода и соблюдения определенных формальных требований. Вот основные шаги и рекомендации по составлению иска:

### 1. Определите юрисдикцию
Убедитесь, что вы подаете иск в тот суд, который имеет юрисдикцию по вашему делу. Это может зависеть от места регистрации ответчика, места совершения правонарушения или других факторов.

### 2. Соберите документы
Соберите все необходимые документы, которые могут подтвердить ваши требования. Это могут быть:
- Договоры (например, контракты на разработку ПО, лицензии и т.д.)
- Переписка (электронные письма, сообщения)
- Документы, подтверждающие убытки (счета, акты выполненных работ и т.д.)
- Доказательства нарушения (скриншоты, отчеты и т.д.)

### 3. Составьте исковое заявление
Исковое заявление должно содержать следующие элементы:

#### Заголовок
- Наименование суда, в который подается иск.
- Данные истца (ФИО, адрес, контактные данные).
- Данные ответчика (ФИО или наименование компании, адрес).

#### Вводная часть
- Укажите, что вы подаете исковое заявление.
- Укажите основание для иска (например, нарушение договора, нарушение авторских прав и т.д.).

#### Описание обстоятельств дела
- Подробно изложите факты, которые привели к возникновению спора.
- Укажите даты, события и действия сторон.

#### Правовая основа
- Укажите нормы законодательства, на которые вы ссылаетесь (например, статьи Гражданского кодекса, законы о защите авторских прав и т.д.).

#### Требования
- Четко сформулируйте свои требования к суду (например, возмещение убытков, признание права, прекращение нарушения и т.д.).

#### Приложения
- Перечислите все документы, которые прилагаете к иску (копии договоров, переписки и т.д.).

#### Подпись
- Подпишите исковое заявление и укажите дату его составления.

### 4. Подготовьте копии
Сделайте копии искового заявления и всех приложенных документов для суда и для ответчика.

### 5. Подача иска
Подайте исковое заявление в суд. Убедитесь, что вы получили квитанцию о приеме документов.

### 6. Участие в судебном процессе
Будьте готовы к судебным заседаниям, предоставляйте дополнительные доказательства и аргументы в поддержку своей позиции.

### Пример структуры искового заявления

В [наименование суда] Истец: [ФИО или наименование компании, адрес, контактные данные] Ответчик: [ФИО или наименование компании, адрес] Исковое заявление о [предмет иска, например, о возмещении убытков] Я, [ФИО], [должность, если применимо], обращаюсь в суд с иском к [ФИО или наименование компании ответчика] по следующим основаниям: 1. [Описание обстоятельств дела] 2. [Правовая основа] 3. [Требования] Приложения: 1. [Перечень документов] Дата: [дата] Подпись: [подпись]

### Заключение
Рекомендуется проконсультироваться с юристом, специализирующимся на IT-праве, чтобы убедиться, что ваше исковое заявление соответствует всем требованиям и имеет высокие шансы на успех.

3. В (название суда)
Истец: (ФИО или название компании), (адрес)
Ответчик: (ФИО или название компании), (адрес)

Исковое заявление о взыскании убытков
Я, (ФИО истца), обращаюсь в суд с иском к (ФИО ответчика) по следующим основаниям: 1. (Краткое описание обстоятельств дела).
2.(Указание на нарушенные права и нормы закона).
3. (Формулировка требований).

Приложения:
1. Копия договора, 2. Копия переписки, 3. Другие документы.

Дата: (дата) Подпись: (подпись истца)

4. Составление искового заявления в гражданский суд, связанного с IT-сферой, требует четкого соблюдения процессуальных норм и правил, установленных **Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ)**. Ниже приведена пошаговая инструкция по составлению иска, а также пример его оформления.

---

### **Шапка искового заявления**
1. **Наименование суда**: Укажите название и адрес суда, в который подается иск. Обычно это районный суд по месту нахождения ответчика.
2. **Данные истца**:
- ФИО (если истец — физическое лицо) или наименование организации (если истец — юридическое лицо).
- Адрес, контактные данные.
3. **Данные ответчика**:
- ФИО или наименование организации.
- Адрес, контактные данные (если известны).

---

### **Описание ситуации**
1. **Предмет спора**: Кратко опишите, в чем заключается спор. Например:
- Неоплата услуг по разработке ПО.
- Нарушение прав интеллектуальной собственности.
- Некачественное выполнение работ.
2. **Обстоятельства дела**:
- Укажите, когда и при каких обстоятельствах возникли правоотношения (например, заключение договора).
- Опишите, какие обязательства были нарушены.
- Приведите доказательства (например, договор, акты сдачи-приемки, переписка).

---

### **Правовое обоснование**
1. **Нормы закона**: Ссылайтесь на статьи Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и другие нормативные акты, которые регулируют спорные отношения. Например:
- **Статья 779 ГК РФ** (договор возмездного оказания услуг).
- **Статья 309 ГК РФ** (исполнение обязательств).
- **Статья 1252 ГК РФ** (защита прав интеллектуальной собственности).
2. **Нарушенные права**: Укажите, какие права истца были нарушены.

---

### **Требования**
Четко сформулируйте, что вы хотите от суда. Например:
1. Взыскать задолженность.
2. Признать права на программный продукт.
3. Возместить убытки.
4. Расторгнуть договор.

---

### **Приложения**
Перечислите документы, которые прилагаются к иску:
1. Копия договора.
2. Акт сдачи-приемки.
3. Переписка (электронная почта, мессенджеры).
4. Претензия и доказательства ее направления.
5. Квитанция об оплате госпошлины.
6. Другие документы, подтверждающие вашу позицию.

---

### **Пример искового заявления**

**В [название районного суда]**
Истец: [ФИО или наименование организации], адрес: [адрес], телефон: [телефон].
Ответчик: [ФИО или наименование организации], адрес: [адрес], телефон: [телефон].

**Исковое заявление**
о взыскании задолженности по договору на разработку программного обеспечения

Между мной (Истец) и Ответчиком [ФИО или наименование] был заключен договор на разработку программного обеспечения от [дата]. Согласно договору, я обязался разработать ПО, а Ответчик — оплатить услуги в размере [сумма] рублей.

Я выполнил работы в полном объеме и передал результат Ответчику (акт сдачи-приемки от [дата]). Однако Ответчик до настоящего времени не произвел оплату, несмотря на направленную мной претензию от [дата].

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 310, 779 Гражданского кодекса РФ,

**Прошу суд:**
1. Взыскать с Ответчика в мою пользу [сумма] рублей задолженности.
2. Взыскать неустойку в размере [сумма] рублей за просрочку оплаты.
3. Взыскать судебные издержки в размере [сумма] рублей.

Приложения:
1. Копия договора.
2. Акт сдачи-приемки.
3. Претензия и доказательства ее направления.
4. Квитанция об оплате госпошлины.

Дата: [дата]
Подпись: [подпись]

---

### **Госпошлина**
Размер госпошлины зависит от суммы иска и рассчитывается по **ст. 333.19 Налогового кодекса РФ**. Например:
- При сумме иска до 20 000 рублей — 4% от суммы, но не менее 400 рублей.
- При сумме иска от 20 001 до 100 000 рублей — 800 рублей + 3% от суммы, превышающей 20 000 рублей.

---

### **Советы по подаче иска**
1. **Претензионный порядок**: Убедитесь, что вы направили претензию ответчику (если это предусмотрено договором или законом).
2. **Доказательства**: Соберите все документы, подтверждающие вашу позицию.
3. **Юридическая помощь**: Если спор сложный, обратитесь к юристу, специализирующемуся на IT-спорах.
4. **Сроки исковой давности**:14:57

Убедитесь, что вы подаете иск в пределах срока исковой давности (3 года по общему правилу).

---

Если у вас есть конкретная ситуация, уточните, и я помогу с более детальным ответом!14:57

Защита прав потребителей14:58

Защита прав потребителей в IT-сфере регулируется **Законом РФ "О защите прав потребителей"** (далее — ЗоЗПП) и **Гражданским кодексом РФ**. Если вы столкнулись с нарушением своих прав как потребителя IT-услуг или товаров, вы можете воспользоваться следующими механизмами защиты.

---

### **Основные права потребителя в IT-сфере**
1. **Право на качественный товар или услугу**:
- Услуга или товар должны соответствовать описанию и заявленным характеристикам.
2. **Право на информацию**:
- Потребитель имеет право получить полную информацию о товаре или услуге (например, о функционале ПО, условиях лицензии).
3. **Право на безопасность**:
- Товар или услуга не должны причинять вред жизни, здоровью или имуществу потребителя.
4. **Право на возврат или обмен**:
- Если товар или услуга не соответствуют ожиданиям, потребитель может потребовать возврата денег или устранения недостатков.
5. **Право на возмещение убытков**:
- Если из-за некачественного товара или услуги потребитель понес убытки, он может потребовать их возмещения.

---

### **Типичные нарушения в IT-сфере**
1. **Некачественное оказание услуг**:
- Например, разработка ПО с ошибками, несоответствие ТЗ.
2. **Нарушение сроков**:
- Задержка выполнения работ или поставки товара.
3. **Обман потребителя**:
- Продажа нелицензионного ПО, скрытые платежи в SaaS-услугах.
4. **Нарушение условий лицензии**:
- Ограничение доступа к ПО без оснований.
5. **Утечка персональных данных**:
- Неправомерное использование или передача данных потребителя.

---

### **Как защитить свои права**

#### 1. **Досудебное урегулирование**
- **Направьте претензию** продавцу или исполнителю. В претензии укажите:
- Суть нарушения.
- Требования (например, устранить недостатки, вернуть деньги).
- Срок для добровольного исполнения (обычно 10 дней).
- Претензию можно направить:
- Лично (под расписку).
- По почте (заказным письмом с уведомлением).
- По электронной почте (если это предусмотрено договором).

#### 2. **Обращение в Роспотребнадзор**
- Если продавец или исполнитель не реагирует на претензию, вы можете обратиться в **Роспотребнадзор**.
- Роспотребнадзор проведет проверку и может вынести предписание об устранении нарушений.

#### 3. **Подача иска в суд**
- Если досудебное урегулирование не дало результатов, подайте иск в суд.
- Иски по защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины (если сумма иска менее 1 млн рублей).

---

### **Как составить исковое заявление**

#### **Шапка документа**
- Наименование суда (обычно районный суд по месту жительства истца или месту нахождения ответчика).
- Данные истца (ФИО, адрес, контакты).
- Данные ответчика (наименование организации, адрес).

#### **Описание ситуации**
- Укажите, когда и при каких обстоятельствах были нарушены ваши права.
- Опишите, какие обязательства не были выполнены.

#### **Требования**
- Четко сформулируйте, что вы хотите от суда. Например:
- Возврат денег.
- Устранение недостатков.
- Компенсация морального вреда.

#### **Приложения**
- Копия договора.
- Претензия и доказательства ее направления.
- Другие документы, подтверждающие вашу позицию.

---

### **Пример искового заявления**

**В [название районного суда]**
Истец: [ФИО], адрес: [адрес], телефон: [телефон].
Ответчик: [наименование организации], адрес: [адрес], телефон: [телефон].

**Исковое заявление**
о защите прав потребителя

[Дата] между мной и Ответчиком был заключен договор на [описание услуги, например, разработку ПО]. Согласно договору, Ответчик обязался [описание обязательств], а я — оплатить услуги в размере [сумма] рублей.

Однако Ответчик не выполнил свои обязательства надлежащим образом: [описание нарушений, например, ПО содержит ошибки, не соответствует ТЗ]. Я направил(а) претензию Ответчику [дата], но ответа не получил(а).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей",

**Прошу суд:**
1. Взыскать с Ответчика в мою пользу [сумма] рублей за некачественно оказанные услуги.
2. Взыскать компенсацию морального вреда в14:58

размере [сумма] рублей.
3. Взыскать судебные издержки в размере [сумма] рублей.

Приложения:
1. Копия договора.
2. Претензия и доказательства ее направления.
3. Другие документы.

Дата: [дата]
Подпись: [подпись]

---

### **Компенсация морального вреда**
Вы можете потребовать компенсацию морального вреда, если нарушение ваших прав причинило вам нравственные страдания. Размер компенсации определяется судом.

---

### **Советы**
1. **Собирайте доказательства**: Сохраняйте все документы, переписку, чеки.
2. **Обратитесь к юристу**: Если спор сложный, помощь специалиста повысит шансы на успех.
3. **Не затягивайте**: Срок исковой давности по делам о защите прав потребителей — 3 года.

5. Пример претензии:

Составление претензии в магазин компьютерной техники на замену товара — это важный шаг для защиты ваших прав как потребителя. Вот пошаговая инструкция и пример структуры претензии.

▎1. Соберите необходимые документы

Перед написанием претензии убедитесь, что у вас есть:

• Чек или другой документ, подтверждающий покупку.

• Гарантийный талон (если имеется).

• Документы, подтверждающие дефекты товара (фото, акты и т.д.).

▎2. Определите основание для замены

Убедитесь, что у вас есть законные основания для замены товара. Это может быть:

• Неполный комплект.

• Дефекты (производственные или скрытые).

• Несоответствие описанию.

▎3. Напишите претензию

Претензия должна содержать следующие элементы:

▎Заголовок

• Наименование магазина.

• Ваши ФИО, адрес и контактные данные.

▎Вводная часть

• Название документа: "Претензия".

• Дата написания.

▎Описание обстоятельств

• Укажите, что вы приобрели (название товара, модель, дата покупки).

• Опишите проблему (например, товар оказался неисправным).

▎Ваши требования

• Четко укажите, что вы требуете: замену товара на новый аналогичный.

▎Приложения

• Перечислите документы, которые прилагаете к претензии (чек, гарантийный талон и т.д.).

▎4. Подпишите претензию

Не забудьте подписать документ.

▎Пример структуры претензии

[Наименование магазина]
[Адрес магазина]

От: [Ваши ФИО]
[Ваш адрес]
[Ваш телефон]
[Ваш email]

Претензия
«__»__________ 20__ г.

Я, [Ваши ФИО], приобрел(а) в вашем магазине [название товара, модель] [дата покупки] за [сумма] рублей.

К сожалению, товар оказался [описание проблемы: неисправный, с дефектами и т.д.]. Я обращался(лась) к вам [укажите, когда и как вы сообщали о проблеме], однако проблема не была решена.

В соответствии с [ссылка на закон, например, Закон о защите прав потребителей], прошу произвести замену товара на новый аналогичный.

Приложения:
1. Копия чека о покупке.
2. Гарантийный талон.
3. [Другие документы, если есть].

Дата: «__»__________ 20__ г.
Подпись: _______________

▎5. Подача претензии

Подайте претензию в магазин:

• Лично (с просьбой проставить отметку о получении на копии).

• По почте с уведомлением о вручении.

Создание искового заявления в гражданский суд, связанного с IT-сферой, требует внимательности и знания специфики IT-права. Вот подробная инструкция с примерами и важными моментами:
1. Подготовка к составлению искового заявления:
Определите предмет спора: Чётко сформулируйте, какие права были нарушены и что вы хотите добиться от суда. Например:
Взыскание задолженности по договору разработки программного обеспечения.
Защита авторских прав на программный код.
Оспаривание действий по незаконному использованию доменного имени.
Взыскание убытков, причиненных некачественным оказанием услуг по технической поддержке.
Соберите доказательства: Подготовьте все документы, подтверждающие вашу позицию:
Договоры (на разработку, оказание услуг, лицензионные соглашения и т.д.).
Технические задания (ТЗ).
Акты выполненных работ.
Переписка с контрагентом (электронная почта, мессенджеры).
Документы, подтверждающие нарушение авторских прав (например, скриншоты, экспертизы).
Документы, подтверждающие размер убытков (например, сметы, договоры с третьими лицами).
Заключения экспертов (при необходимости).
Оцените сумму иска: Определите, какую денежную сумму вы требуете взыскать с ответчика. Учитывайте:
Основной долг.
Неустойку (штраф, пени), предусмотренную договором.
Убытки, причиненные нарушением обязательств.
Компенсацию морального вреда (в случаях, предусмотренных законом).
Определите подсудность: Выясните, в какой суд вам нужно подавать иск. Обычно это суд по месту нахождения ответчика (если это юридическое лицо) или по месту жительства ответчика (если это физическое лицо). В договоре может быть указана договорная подсудность.
Уплатите государственную пошлину: Рассчитайте размер госпошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ и уплатите ее. К исковому заявлению необходимо приложить оригинал платежного документа.
2. Составление искового заявления:
Исковое заявление должно соответствовать требованиям статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).
Шапка искового заявления:
В [Наименование суда]
Адрес: [Адрес суда]

Истец: [Полное наименование организации или ФИО физического лица]
Адрес: [Адрес истца]
Телефон: [Телефон истца]
Электронная почта: [Электронная почта истца]

Ответчик: [Полное наименование организации или ФИО физического лица]
Адрес: [Адрес ответчика]
Телефон: [Телефон ответчика]
Электронная почта: [Электронная почта ответчика]

Цена иска: [Сумма иска в рублях]
Государственная пошлина: [Сумма уплаченной госпошлины в рублях]

Наименование документа:
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о взыскании задолженности по договору разработки программного обеспечения

Описательная часть:
Изложите обстоятельства дела: когда, между кем и на каких условиях был заключен договор, какие обязательства взяли на себя стороны.
"Между Истцом и Ответчиком [Дата] был заключен Договор № [Номер договора] на разработку программного обеспечения (далее – Договор). В соответствии с п. [Номер пункта] Договора, Истец обязался разработать и передать Ответчику программное обеспечение, соответствующее Техническому заданию (Приложение № 1 к Договору), а Ответчик обязался принять и оплатить выполненные работы в соответствии с графиком платежей (Приложение № 2 к Договору)."

Опишите, какие обязательства были нарушены Ответчиком:
"Истец выполнил свои обязательства по Договору в полном объеме, разработав и передав Ответчику программное обеспечение [Дата]. Факт передачи программного обеспечения подтверждается Актом приема-передачи № [Номер акта] от [Дата] (Приложение № 3 к исковому заявлению). Однако Ответчик нарушил условия Договора, не оплатив выполненные работы в установленный срок."

Укажите размер задолженности:
"По состоянию на [Дата], задолженность Ответчика перед Истцом составляет [Сумма] рублей, в том числе:
- Основной долг: [Сумма] рублей;
- Неустойка за просрочку оплаты: [Сумма] рублей (рассчитана в соответствии с п. [Номер пункта] Договора)."

Обоснуйте свои требования ссылками на нормы права:
"В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями

. В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. В соответствии со ст. 330 ГК РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должник обязан уплатить кредитору неустойку, определенную законом или договором."

Просительная часть:
Четко сформулируйте, что вы просите суд:
"На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 310, 330 Гражданского кодекса РФ, ст. 131-132 Гражданского процессуального кодекса РФ,

ПРОШУ СУД:

1. Взыскать с Ответчика в пользу Истца задолженность по Договору № [Номер договора] от [Дата] в размере [Сумма] рублей, в том числе:
- Основной долг: [Сумма] рублей;
- Неустойка: [Сумма] рублей.
2. Взыскать с Ответчика в пользу Истца расходы по уплате государственной пошлины в размере [Сумма] рублей.
"

Перечень прилагаемых документов:
Приложения:

1. Копия Договора № [Номер договора] от [Дата] (в [Количество] экз.).
2. Копия Технического задания (Приложение № 1 к Договору) (в [Количество] экз.).
3. Копия Акта приема-передачи № [Номер акта] от [Дата] (в [Количество] экз.).
4. Расчет задолженности (в [Количество] экз.).
5. Копия платежного поручения об уплате государственной пошлины (в [Количество] экз.).
6. Копия Устава Истца (для юридических лиц) (в [Количество] экз.).
7. Доверенность представителя Истца (если иск подписывает представитель) (в [Количество] экз.).
8. [Другие документы, подтверждающие вашу позицию]

Дата и подпись:
[Дата]
[Подпись Истца или его представителя]
[ФИО Истца или его представителя]

3. Подача искового заявления в суд:
Подготовьте необходимое количество копий искового заявления и прилагаемых документов (по одной копии для суда и для каждого ответчика).
Подайте исковое заявление в суд лично, через представителя или отправьте его почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
Пример искового заявления о защите авторских прав на программный код:
(Сокращенный вариант, основные моменты)
В [Наименование суда]
...

Истец: [ФИО или наименование организации]
...

Ответчик: [ФИО или наименование организации]
...

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о защите авторских прав на программный код

... (Описательная часть, в которой указывается, что Истец является автором программного кода, описывается факт нарушения авторских прав Ответчиком - незаконное копирование, распространение или использование кода)

На основании изложенного, руководствуясь ст. 1229, 1252, 1259, 1260 Гражданского кодекса РФ,

ПРОШУ СУД:

1. Признать за Истцом авторские права на программный код [Описание программного кода].
2. Запретить Ответчику использовать программный код [Описание программного кода] любым способом.
3. Взыскать с Ответчика компенсацию за нарушение авторских прав в размере [Сумма] рублей.
4. Обязать Ответчика удалить незаконно скопированный программный код с [Указать ресурсы, где был обнаружен код].
... (Перечень приложений)

Важные советы:
Будьте точны и конкретны: Четко излагайте свои требования и обстоятельства дела.
Подкрепляйте свои слова доказательствами: Чем больше у вас доказательств, тем сильнее ваша позиция в суде.
Соблюдайте процессуальные сроки: Не пропускайте сроки подачи документов и совершения других процессуальных действий.
Обратитесь к юристу: Составление искового заявления – ответственный этап. Лучше доверить эту работу профессионалу, специализирующемуся на IT-праве. Юрист поможет вам правильно оценить ситуацию, собрать необходимые доказательства и составить исковое заявление, которое будет соответствовать требованиям закона и максимально защищать ваши интересы.
Внимательно изучите судебную практику: Поищите решения судов по аналогичным делам. Это поможет вам понять, какие аргументы и доказательства являются наиболее убедительными для суда. закона

Литература:

Договоры в сфере ИТ. Как правильно составить | RTM Group
ГК РФ Глава 27. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ДОГОВОРА \ КонсультантПлюс
Закон РФ "О защите прав потребителей" (ЗОЗПП) от 07.02.1992 N 2300-1 (последняя редакция) \ КонсультантПлюс