Инвестиционный проект технического перевооружения Иркутского авиазавода, получивший поддержку регионального центра, уверенно занимает свое место в повестке дня. Его целью является выпуск 36 самолетов МС-21 в год, и авиазавод активно работает над наращиванием своих производственных мощностей.
На сегодняшний день уже возведены новые цеха и установлено передовое оборудование. Однако, учитывая планы по выводу иностранных воздушных судов из эксплуатации в России в ближайшие десять лет, существующие темпы расширения и модернизации могут оказаться недостаточными для выполнения намеченной задачи.
На совещании инвестиционной комиссии городской администрации было утверждено предложение, согласно которому проект должен быть реализован до 2030 года. Его цель — наладить серийный выпуск МС-21 к 2027 году с объемом 36 самолетов в год, а также обеспечить своевременный и качественный ремонт и модернизацию военной авиатехники.
Проект включает в себя строительство новых производственных объектов и модернизацию уже существующих. Кроме того, запланировано создание дополнительных складских площадей и дальнейшее техническое обновление ИАЗ. Авиазавод активно сотрудничает с муниципалитетом и региональным правительством по вопросам транспортного обслуживания, развития социальной инфраструктуры и укрепления инженерного состава.
В рамках технического перевооружения агрегатно-сборочного производства по гражданской авиационной технике (АСП по ГАТ) возникла необходимость строительства нового корпуса для переезда цеха 232 и отдела 320.
Общая площадь трехэтажного здания для этих подразделений составляет 12 811 м², из которых 8 173 м² — производственная площадь, а 4 638 м² — вспомогательные и офисные помещения. Новый корпус оснащен современным оборудованием, системами климат-контроля и пожарной безопасности.
В газете "Иркутский авиастроитель" от 20 марта 2025 года было объявлено о планах по освобождению и реконструкции пролётов 2 и 5 в рамках строительства МС-21. Цехи 204 и 243, расположенные в этих пролётах, будут переведены в пролёты 12 и 13 после освобождения площадей цеха 232 и отдела 320. Строительство здания началось в 2022 году, и в декабре 2024 года оно получило разрешение на эксплуатацию. Переезд начался в январе 2025 года.
Первым подразделением, которое переехало в новое здание, стал участок раскроя цеха 232. Несмотря на возникающие технические сложности, процесс переезда проходит без прерываний в производстве. Переезд отдела 320 запланирован на май 2025 года, а оборудование начнут перемещать в конце весны. Оба подразделения должны завершить переезд к концу июня.
Для удобства сотрудников на заводе был запущен рейсовый автобус, который перевозит до 200 человек между заводом и новым корпусом. Новое здание включает не только производственные площади, но и комфортные офисные помещения, зал для собраний, душевые и буфет. Верхние этажи защищены от шума специальными перегородками для создания удобных условий работы.
На ИАЗ передовым этапом является установка дополнительных монтажных станций в цехах сборки гражданской авиации. Это позволит снизить нагрузку на текущее оборудование, увеличить эффективность производства и расширить общие производственные мощности предприятия. Об этом сообщил ПАО "Яковлев".
Планируется разместить дублирующую сборочную станцию S31 в цехе 255 для ускорения процесса производства компонентов отсека Ф3, включая основные опоры шасси и систему кондиционирования воздуха (СКВ).
«Дополнительное оборудование позволит ускорить изготовление подсборок ниши основной опоры шасси и СКВ, что в дальнейшем сократит сроки закладки отсека Ф3. Монтаж стапеля для сборки планируется завершить в конце ноября, и уже в декабре слесари-сборщики приступят к изготовлению отсека СКВ», – рассказали в «Яковлеве».
Также в цехе 246 устанавливаются новые станции PF-20-1 и PF-30-1, которые улучшат процесс сборки полуфюзеляжей. С использованием этих станций работы будут распределены более эффективно, что позволит лучше управлять трудовыми ресурсами. Планируется начать использовать две новые станции в декабре этого года, что даст возможность оптимизировать трудозатраты.
В 2025 году планируется продолжить совершенствование производства самолетов МС-21 путем установки дублера станции для сборки дверей в цехе 205 и дублера сборочной станции P005 в цехе 255. Эти меры способствуют эффективному использованию ресурсов, увеличению производственных мощностей и соблюдению графика производства 36 самолетов в 2027 году, установленного правительством РФ.
На завершающем этапе осваивается новый обрабатывающий центр для ускорения процесса обработки деталей навески киля в цехе 246. Специальное оборудование значительно упрощает подготовку отверстий и позволяет авиазаводу справляться с увеличением объемов производства.
В последние дни августа текущего года генеральный директор ИАЗ, Александр Вепрев, отметил, что в монтажно-испытательном цехе готовятся девять планеров МС-21 различной степени готовности, а также производятся комплектующие детали для четырех следующих машин и материалы для 16-го, 17-го и 18-го серийных самолетов.
Александр Вепрев отмечал, что завод должен завершить модернизацию производственных мощностей и обеспечиться импортозамещёнными системами, чтобы производить не менее трёх самолётов МС-21 в месяц в ближайшие два-три года, достигнув стабильного производства.