Университеты включают в свои стратегии социальную миссию. Но что вузы могут дать локальным сообществам, и зачем разные люди включаются в совместные исследования и разработки? Делятся Даша Комягина, Анна Пуртова и Анна Свинтеева, аналитики Центра трансформации образования СКОЛКОВО.
Когда университеты сделали мир вокруг своей лабораторией
Когда долго работаешь над каким-то проектом, есть риск слишком глубоко «закопаться» и потерять изначальную цель. В написании статьи очевидный шаг — попросить кого-то прочитать и обсудить текст вместе. А что делать университетам, если у них параллельно идут десятки исследовательских проектов и образовательных программ? Простой ответ: посмотреть, кто находится вокруг кампуса, и ради кого стоит продолжать работу. Мы решили разобраться, как сообщества могут участвовать в жизни университетов, и проанализировали примеры четырех университетов из разных стран.
Сегодня университеты умеют выделять значимых для себя стейкхолдеров и продумывать различные роли по отношению к ним. Например, навигатор в профессиональном и личном развитии для студентов, партнер в разработке новых технологий для индустрии, носитель экспертизы для органов власти. Но кроме этих стейкхолдеров университеты находятся на пересечении разных местных сообществ: это жители района, учащиеся школ и их семьи, некоммерческие организации, медиа, социальные инициативы и культурные учреждения.
Увидеть взаимосвязь разных групп можно благодаря пятизвенной модели инноваций: к устоявшейся тройной спирали университет-индустрия-государство Генри Ицковица добавляется открытое общество, основанное на знаниях, и окружающая среда. Для университета они не только внешний контекст, но и источник инноваций.
При этом в пятизвенной модели заложены важные характеристики общества: во-первых, оно неоднородное, а во-вторых, у всех составляющих его групп есть агентность и собственные цели. Общественные группы могут участвовать в производстве знаний и создании технологий через механизмы гражданской науки, общественные консультации и обратную связь. Это трансформирует сообщества вокруг университетов из пассивных потребителей в соавторов инноваций.
Представить окружающую среду как кого-то конкретного сложнее, но она такой же соавтор инноваций. Среда задает «правила игры»: например, стимулирует поиск зеленых альтернатив, устанавливает пределы, за которыми природа теряет способность к восстановлению, или посылает сигналы через кризисы.
4 примера, как университеты развивают чуткость к своему окружению
Университетам необходимо уметь отвечать на запросы не только прямых участников университетского сообщества, но и тех, кто остается за его пределами. При этом важно не только транслировать знания, но и создавать пространства для обмена на равных: университетам нужно видеть альтернативные точки зрения, а не додумывать, что может быть полезно другим.
Чтобы действительно вовлекать общество и поднимать значимые для него вопросы, требуется сделать ставку: кто целевая аудитория и как отдельные мероприятия и проекты встраиваются в общую стратегию.
Каждый университет сам отвечает на эти вопросы, но в этом трудном процессе можно ориентироваться на опыт других — поэтому мы делимся примерами того, как университеты выстраивают взаимодействие с локальными сообществами.
🖇️ Университет Сиама (Тайланд): работа с городскими проблемами → содержание образования
Кризисы часто ставят вопрос о миссии и задачах университетов. Из-за наводнения в Бангкоке Университет Сиама задумался о модели вовлечения студентов в решение проблем локальных сообществ. Для этого был создан Центр Устойчивости. Среди проблем, с которыми работает Центр — перенаселенность городов, проблемы с доступом к еде и чистой воде, старение населения, рост преступности в отдельных районах. Из экспериментального подразделения центр вырос до организации с международным авторитетом. Один из показателей его авторитета — руководство кластером Устойчивого развития высшего образования в Международной ассоциации университетов (IAU)
Одним из простых решений на начальном этапе было открыть инфраструктуру кампуса горожанам и создать там сад, чтобы транслировать принципы зеленой инфраструктуры и органического земледелия, но это не единственный пример. Более системный способ работы — выстраивание коммуникации между местными сообществами и городскими властями. Для университета оказалось проще установить доверительные отношения с людьми в уязвимом положении, чем полиции и другим службам.
Кроме того, студенты тестируют на кампусе технические решения для улучшения экологии. Например, способы очистки каналов, придуманные студентами, могут быть тиражированы по всему городу. Инновации могут быть не только технологическими, но и социальными: студенты проектируют доступную городскую среду для пожилых людей и продумывают систему заботы о них. Президент Университета Сиама П. Монгхонванит обозначает, что роль университета в городе — быть живой социальной лабораторией, в которой студенты учатся выявлять проблемы и предлагать решения.
🖇️ Ольстерский университет (Северная Ирландия, Соединенное королевство): как сформировать лояльное сообщество вокруг нового кампуса
В 2022 году Ольстерский университет переехал в новый кампус в Северном Белфасте, привезя с собой 15 500 сотрудников и студентов. Для вуза всегда была важна поддержка социальной мобильности, но на новом месте появился вызов: как не потерять этот принцип при интеграции в новое локальное сообщество. Университет не только смог сохранить свою миссию, но и стал значимым проектом по экономическому, социальному и культурному возрождению города.
Перед командой ректора возникли две проблемы: как управлять строительством кампуса, которое располагалось всего в нескольких метрах от жилого квартала, и как стать значимым партнером в регионе, где только 3% населения обучаются в вузах. Залогом успеха стала работа с местным сообществом, партнерами и региональными стейкхолдерами. Было выделено пять шагов для успешной интеграции:
- Формирование доверительного общего пространства для решения проблем и выстраивания партнерств
- Развитие удобной инфраструктуры для общественного транспорта.
- Повышение образовательных достижений среди местной молодежи.
- Повышение осведомленности об ощутимых преимуществах, которые новый кампус принесет району, создание возможностей для всех взаимодействовать с университетом и получать от него пользу.
- Организация обучения и трудоустройства для сообщества.
Ключевые инициативы университета заключались в создании пространства для поиска решений проблем стейкхолдеров. Например, форум соседей кампуса объединил представителей местного сообщества, политиков, подрядчиков, полиции и т.д. Группа работала над программой общественных работ, нацеленной на снижение негативных эффектов от строительства кампуса, решение проблем парковки и антиобщественного поведения. Со временем группа существенно выросла и стала лоббировать принятие инициатив по созданию безопасной дорожной инфраструктуры, формированию возможностей для волонтерской работы, например, когда студенты помогают жителям ухаживать за их садами. В итоге группа стала своего рода сервисом, который поддерживал обратную связь с местным сообществом и помог создать безопасную и поддерживающую среду.
Другой пример – коммуникационная кампания, направленная на снижение интенсивности автомобильного потока. Основной показатель достижения этой цели – 70% местного населения, включая сотрудников университета, сменят средство передвижения с личного транспорта на общественный или велосипед. Для достижения этой цели сотрудники университета задействовали социальные сети, усилили взаимодействие с общественностью, партнерство с государственными транспортными агентствами с экологическими инициативами. Университет совместно с партнерами проводил тематические кампании в социальных сетях, были созданы сервисы планирования поездок, туристический центр на территории кампуса и т.д.
Таким образом, у университета появилась возможность изменить жизнь местного сообщества и сделать его активным участником а) создания кампуса, б) трансформации социальной инфраструктуры.
🖇️ Университет Руанды: как уловить неформальное взаимодействие
Для Руанды образование было способом преодолеть тяжелые последствия гражданской войны 1990-94 годов. Так, для регионального развития и перехода к экономике знаний в 2013 году за счет объединения семи вузов был создан Университет Руанды. Одна из особенностей в том, что он объединяет 9 кампусов в разных городах. Чтобы разрозненные части университета действительно стали агентами развития, важно было найти способы интегрироваться в локальные контексты, сохранив при этом целостную миссию и репутацию вуза.
По словам сотрудников, в 1990-е годы университет существовал как остров, изолированный от окружения. Но для восстановления понадобилось поменять культуру всего университета и стать более открытыми. При этом в условиях ограниченных ресурсов повестка университета и региона должна быть прагматичной.
Первым этапом стало картирование текущих партнерств, траекторий выпускников, совместных проектов, консультаций, заказов и неформальных связей с внешними акторами. Благодаря этому впервые появилась возможность увидеть университет целиком и оценить его сильные направления взаимодействия и дефициты.
На втором этапе университет разделил прямые инструменты влияния и неформальные механизмы. Прямое взаимодействие чаще всего выстраивается через официальные контракты и соглашения о совместной работе с правительством, компаниями и другими организациями, и дополнительная роль университета может быть в том, чтобы выстроить диалог между разными стейкхолдерами.
Неформальные способы взаимодействия сложнее уловить: они могут скрываться как в продуктах и сервисах, так и повседневных контактах. Хотя прямой механизм проще формализовать и оценить, влияние неформального может быть сильнее и долгосрочнее, поэтому университет сосредоточился на том, чтобы поощрять неформальные контакты и переводить их в устоявшиеся практики. Например, регулярные экспертные публикации привели к тому, что университет пригласили в городской совет. Так у университета постепенно сложились доверительные отношения с разными стейкхолдерами.
🖇️ Мюнхенский технический университет (Германия): открытые возможности предпринимательского университета
Университет дважды смог изменить общество вокруг себя. В XIX веке он создавался для подготовки инженеров в Баварии — в то время преимущественно сельскохозяйственного региона. Мюнхенский технический университет стал точкой притяжения для нового типа студентов и центром генерации прикладных знаний, и это позволило Мюнхену стать крупным промышленным регионом.
В 1990-е годы Мюнхенский технический университет переизобрел себя и выбрал модель предпринимательского университета. Вокруг университета сформировались сервисы, поддерживающие инновации. Например, Исследовательский институт предпринимательства и центр инноваций UnternehmerTUM сопровождают новые высокотехнологичные компании от замысла до запуска, предлагают экспертизу в позиционировании на рынке и увеличении масштаба. Благодаря этому каждый год на рынок выходят 70-80 стартапов.
Но просто создавать инновации недостаточно: исследователи TUM ставят цель перейти к проектированию технологий вокруг запросов человека, общества и окружающей среды. Для этой модели необходимо выстроить механизмы вовлечения сообществ. Ответом стала стратегия публичной коммуникации, основанная на трех аспектах: вдохновлять, создавать возможности и вовлекать.
- Вдохновлять — это задача, нацеленная на привлечение разнообразных аудиторий, включая тех, кто учились в других университетах или не планируют получать высшее образование. Для этого университет задействует связи с расположенными вокруг кампуса музеями, чтобы привлечь их аудиторию и одновременно познакомить своих студентов с культурными возможностями города.
- Создавать возможности значит научить исследователей и студентов эффективно коммуницировать с обществом. Например, Академия публичного вовлечения обучает профессоров выстраивать медиа-стратегии. В рамках программы eMpower Africa студенты, исследователи и выпускники университета объединяются ради поиска устойчивых решений для развития сообществ в Африке.
- Вовлекать в двусторонний диалог можно через открытые проекты. Например, проект MCube вовлекает городских проектировщиков, представителей транспортной индустрии, водителей автомобилей, регулярных пассажиров трамвая и людей, которым нужна помощь в общественном транспорте, в обсуждение, какой должна быть городская среда, чтобы людям с разным потребностями было комфортно.
Многоуровневая стратегия вовлечения позволяет избежать риска формализма в исследованиях — они действительно основаны на общественно-значимых проблемах и востребованы пользователями, а знания о новых технологиях находят свою аудиторию. Но университет не может в одночасье стать открытым, поэтому много внимания уделяется обучению исследователей и преподавателей принципам ведения коммуникации.
А как в России?
Стремление к расширению взаимодействия появилось у российских вузов не так давно. Долгое время университеты были недоступны для посторонних, сейчас же мировые тренды в высшем образовании задают новую норму — участие в социокультурной жизни общества стало важной миссией университета. Однако и сегодня действуют строгие регламенты — например, вход возможен строго по пропускам или паспорту. Как университеты в России открываются городу и обществу в условиях соблюдения правил безопасности?
В последние годы университеты в России стали делать шаги к созданию инфраструктуры и расширению взаимодействия с городскими сообществами. Так, например, Университет ИТМО запустил ряд стратегических проектов, задачи которых направлены на поддержку инициатив и реализацию проектов гражданской науки, развитие экосистемы сервисов для города и социально-ответственного предпринимательства. Высшая школа экономики также выделяет взаимодействие с городскими сообществами как важную задачу университета. В университете действует Центр реализации, благодаря которому было организовано около 180 проектов с привлечением более 5 млн участников.
Социальная миссия университетов находит отражение и в образовании — 415 вузов страны уже участвуют в программе «Обучение служением». Этот подход является ярким примером бережного отношения к потребностям и запросам общества. Студенты, получая практический опыт, участвуют в решении социально-значимых задач. Так, создаются новые связи между университетами и городскими сообществами, а у студентов формируется чувство социальной ответственности.
Есть и другие необычные примеры того, как вузы в России создают условия для взаимодействия с сообществами. В Томске университеты и НИИ запустили три научно-популярных маршрута для туристов и жителей Томской области. Помимо достопримечательностей города туристы могут побывать в научных лабораториях и музеях вузов. Маршруты включают в себя и интерактивную часть, чтобы участники не чувствовали себя пассивными наблюдателями. Стоит отметить, что инициатива развития научно-популярного туризма действует не только в Томске, но и еще 24 регионах страны — от Санкт-Петербурга до Амурской области.
Но ввиду существующих ограничений и отсутствия выстроенной стратегии взаимодействия, многие инициативы носят эпизодический характер. Тем не менее университеты в целом стали чаще заниматься просветительской деятельностью и организовывать открытые лекции, семинары, киновечера и прочие мероприятия, доступные для разных аудиторий. Еще один тренд — это создание открытых пространств на территории вуза — будь то спортивная секция, книжный магазин или кофейня. Они имеют потенциал стать местом притяжения и привлекать разные сообщества города к взаимодействию.
Однако для создания долгосрочных отношений на равных университетам необходимо работать комплексно и выстраивать стратегию взаимодействия — кого и для каких целей привлекать? Возможно даже появление новых ролей, таких как коммьюнити-менеджер или специалист по работе с сообществами. Кроме того, неразрешенной остается дилемма между обеспечением стандартов безопасности и стремлением к большей открытости, интеграции в городское сообщество. Для решения этой проблемы необходима разработка новых механизмов взаимодействия и комплексный подход к переменам.
А в ваших университетах есть стратегия взаимодействия и вовлечения городских сообществ? Поделитесь с нами в комментариях!