Найти в Дзене
Радио ЗВЕЗДА

Чем занимается фейерверкер?

Слово это немецкое. В буквальном переводе – «работник огня». Но никто никаких салютов на фронте не запускал. Даже по праздникам. Фейерверкер – офицерский чин в артиллерийских частях русской императорской армии. Звание это появилось в нашей стране в начале восемнадцатого века и только в так называемых потешных полках. Присваивалось лучшим бомбардирам и канонирам. После военной реформы 1884 года всех фейерверкеров разделили на младших и старших. Младший фейерверкер приравнивался к низшему чину унтер-офицера в других родах войск. К примеру, в армейской артиллерии он считался бы капралом. Отец Бориса Пастернака действительно служил младшим фейерверкером. Поэт очень гордился этим обстоятельством: БОРИС ПАСТЕРНАК: Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль. Я писал папе, что, в конечном счёте, торжествует всё же он. Проживший такую истинную, не
Фото: Википедия
Фото: Википедия

Слово это немецкое. В буквальном переводе – «работник огня». Но никто никаких салютов на фронте не запускал. Даже по праздникам. Фейерверкер – офицерский чин в артиллерийских частях русской императорской армии. Звание это появилось в нашей стране в начале восемнадцатого века и только в так называемых потешных полках. Присваивалось лучшим бомбардирам и канонирам.

После военной реформы 1884 года всех фейерверкеров разделили на младших и старших. Младший фейерверкер приравнивался к низшему чину унтер-офицера в других родах войск. К примеру, в армейской артиллерии он считался бы капралом.

Отец Бориса Пастернака действительно служил младшим фейерверкером. Поэт очень гордился этим обстоятельством:

БОРИС ПАСТЕРНАК: Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль. Я писал папе, что, в конечном счёте, торжествует всё же он. Проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своём девятнадцатом веке, частью – в верности ему, а не в диком, опустошённом нереальном и мошенническом двадцатом столетии…

Свою армейскую жизнь художник Леонид Осипович Пастернак не забывал никогда. И даже написал великолепную картину – «Вести с Родины»: в интерьере казённой квартиры солдаты отдыхают после манёвров. Один из них читает вслух письмо, полученное из дома. Рядом сидит его товарищ, глубоко погружённый в свои мысли, сжимая в руках надорванный конверт.

Удивительно, но факт. Это полотно прямо с мольберта купил Павел Третьяков для своей знаменитой галереи.

Об истории воинских званий слушайте в программе «По случаю присвоения» на Радио ЗВЕЗДА.