Все часы остановились ровно в 10:50.
Париж 21 января 1910 года, внезапное наводнение принесло хаос в город, метро было затоплено, здания разрушены, но что еще более любопытно, почти все часы по всему городу остановились четко в 10:50, как будто даже само время остановилось посреди хаоса. Эти часы были частью специальной сети подземных труб, которые использовали потоки воздуха для синхронизации времени по всему городу. Эта гениальная система была создана в 1880 году австрийским инженером Виктором Поппом, и всего через пять лет тысячи таких часов были установлены по всему городу.
Идея заключалась в том, чтобы установить в центре Парижа главные часы, которые каждую минуту посылали бы сигнал для синхронизации всех часов в городе.
Отправка сигналов электронным способом была слишком дорогостоящей в то время, поэтому Попп решил, что потоки сжатого воздуха будут дешевле и надежнее. Часам не нужен был источник энергии, потоки воздуха просто приводили бы в движение все часы в системе одновременно. Эта идея была протестирована в Вене несколькими годами ранее, и она наглядно продемонстрировала, что нахождение всех людей в одном «времени» — это будущее. Итак, правительство Парижа заключило с Виктором и его командой контракт на 50 лет, чтобы предоставить «время» Парижу, и они начали свою работу над главными часами.
Работа главных часов
Это были чрезвычайно точные часы, которые могли работать 24 часа в сутки без сбоев в синхронизации. Главные часы, были разделены на две отдельные части: слева находились стандартные часы с маятником которые приводили в движение часовую, минутную и секундную стрелки; часы справа, по сути, были таймером, который контролировал время подачи сжатого воздуха в систему часов. Чтобы главные часы оставались точными, при необходимости их подводили, используя в качестве ориентира часы в парижской обсерватории, которые ежедневно настраивались, основываясь на наблюдении за звездами и планетами.
Обе стороны часов работали сообща, посылая потоки воздуха на тысячи часов, подключенных к системе. В начале каждой минуты часы слева начинали обратный отсчет, в то время как часы справа фиксировались на месте с помощью рычага. Как только стрелка левых часов достигала 60-ой секунды, зубец на шестеренке активировал рычаг, который пускал в ход правые часы. Вместо спускового механизма для ограничения скорости у правых часов был простой поворотный механизм, который замедлял ход шестеренок за счет собственного сопротивления, это позволяло часам работать примерно 20 секунд до того, как они снова будут остановлены рычагом. Когда шестерни поворачивались, приводился в действие стержень, прикрепленный к одной из главных шестерен, он открывал клапан, который позволял сжатому воздуху поступать в распределительную трубу, клапан оставался открытым в течение первых 20 секунд каждой минуты и закрытым в течение оставшихся 40 секунд. Это создавало 20 секундный промежуток в каждой минуте, за который воздух мог дойти до всех часов в этой системе.
Одной из лучших особенностей всей этой системы была ее способность само-заводиться после того, как грузики опустились вниз. Тонкая трубка, отходящая от распределительной трубы, подавала сжатый воздух обратно в два поршня, расположенных сбоку от часов, это приводило к поднятию двух рычагов, прикрепленных к обеим системам часов, которые в свою очередь поднимали грузики и заводили часы без прерывания цикла.
Но куда уходил воздух после того, как он покинул главные часы?
Оттуда воздух поступал в 10 труб, каждая из которых вела к разным районам Парижа. По ним воздух поступал в железные трубы, которые тянулись на сотни километров по канализации и туннелям парижского метро. Когда сжатый воздух поступал в трубы, он сразу посылал волну давления по всей системе, занимало это до одной минуты, чтобы добраться до самых дальних часов.
Но что же происходило, когда воздух добирался до часов?
Сами часы были очень простыми, минутная стрелка была соединена с шестеренкой, имевшей ровно 60 зубьев, когда воздух достигал часов, он попадал в мехи, которые раздувались и толкали стержень вверх, это поднимало главный рычаг, который толкал шестерню, с другой стороны, другой зубец останавливал движение шестерни в обратном направлении. Как только мехи сдувались, зубец опускался, и небольшой вес удерживал его в сцепке с шестерней. Этот хитроумный механизм означал, что при полном надувании мехов часы всегда двигались вперед ровно на одну минуту. Часовая стрелка была соединена с минутным механизмом в соотношении один к двенадцати, что означало, что минутная стрелка совершит двенадцать оборотов за то время, которое требуется часовой стрелке, чтобы совершить один.
Финал истории
Самое замечательное в этой системе было то, что она предназначалась не только для общественных уличных часов или железнодорожных станций, любой желающий мог установить эти часы у себя дома за подписку всего в 30 центов за 1 день (в сегодняшних деньгах). Несмотря на то, что эта невероятная система была повреждена во время великого наводнения 1910 года, она продолжала работать почти 50 лет и прекратила свое существование в 1927 году, когда точные электронные часы были достаточно дешевыми, чтобы следить за временем. К настоящему времени все эти часы давно исчезли, но следы того, где они когда-то стояли, можно все еще найти по всему Парижу.
*Некоторые фото материалы взяты с YouTube канала Primal space*
А что вы думаете по поводу данного проекта? Пишите свое мнение в комментарии! А так же подписывайтесь на канал, чтобы узнавать о разных интересных изобретениях!