При всей моей любви к самой разной музыке, оперетта – один из жанров, который мне не особо близок. Однако такое комбо как Камерная сцена Большого, режиссер Поповски и главное - один из любимых композиторов, не могло не вызвать интереса.
«Москва-Черемушки» - единственная оперетта Дмитрия Шостаковича, написанная в 1958 году, премьера состоялась в 1959 на сцене Московского театра оперетты (либретто В. Масса и М. Червинского). Премьера на Камерной сцене Большого состоялась в 2021 году.
Композитор решил попробовать себя в легком жанре из уважения к тогдашнему дирижеру театра оперетты - Григорию Столярову, с которым сотрудничал в середине 30-х годов на постановке оперы «Катерина Измайлова». Столяров упрашивал Шостаковича обратить внимание на жанр оперетты. Дмитрий Дмитриевич, который никогда не считал легкий жанр чем-то уничижительным и часто использовал мелодии народного и городского фольклора в своих произведениях, написал душевную и сатирическую музыкальную историю на вечную в нашей стране тему квартирного вопроса.
Время действия - 50-е годы, в центре Москвы активно сносятся старые дома с коммунальными квартирами, жителям которых предлагается переезжать в новые городские районы, казавшиеся тогда очень отдаленными. Для пожилых москвичей – это своего рода испытание, а вот для молодежи отдельная квартира – огромное счастье, пусть даже ехать туда придется (по меркам тех времен) долго.
Оперетта многофигурная, но главных героев все же можно выделить. Александр Бубенцов ( А. Полковников) даже в титрах прописан как «счастливый москвич». Со своей женой Машей (А. Семенюк) они даже не могут жить вместе: у него проходная комната в коммуналке, у Маши – койко-место в общежитии. Молодые супруги встречаются все время лишь около разных достопримечательностей Москвы, им конечно же не терпится получить собственное жилье.
А вот его сосед Бабуров (А. Колесников) (в титрах - «пожилой москвич») даже огорчен, что придется покинуть уютный переулок в центре, так ему все привычно и удобно.
У Бабурова есть дочка Лидочка ( Е. Ферзба) - эрудированная симпатичная девушка, которая не так озабочена вопросом жилья, как собственным одиночеством.
Примечательно, что Лидочка работает экскурсоводом в Музее реконструкции Москвы. Именно в музее решили встретиться два старинных приятеля: водитель Сергей (З. Ковалев) и его друг Борис ( В. Соколов), сменивший немало профессий и мест проживания, приехавший в Москву строить метро.
И если Сергей - простой, стеснительный парень, который не находит в себе сил признаться в любви своей девушке Люсе, арматурщице (Т. Конинская), то Борис -очень непростой товарищ, из тех, кто считает себя неопределившимися до конца чего хотят, кем быть и тем более как найти женщину своей мечты.
Работягам скучновато в музее, однако симпатичная Лидочка привлекла внимание Бориса. А поскольку она оказалась девушкой с характером, своенравный парень решает во что бы то ни стало добиться ее.
И Бабуровым, и Бубенцовым, и многим другим москвичам, получающим новые квартиры в доме в Черемушках приходится столкнуться с бюрократизмом управхоза Барабашкина (А. Прокопьев).
Очень яркие герои - важный чиновник Дребеднев ( А.Морозов) ( в титрах – «персона») и его молодая жена Вава ( И.Хрулева). Сергей как раз работает личным шофером Дребеднева, но в тот день, подхваченный энтузиазмом Бориса, он везет Бабуровых и Бубенцовых смотреть новый дом. Вава устраивает мужу скандал за созданный дискомфорт, она не скрывает, что связалась с ним исключительно из-за денег и возможностей, хотя, получая свое, сразу становится ласковой кошечкой. Однако и им выделена новая квартира в том самом доме в Черемушках. Примечательно, что Борис когда-то был ухажером этой самой Вавы. Встретившись во дворе нового дома, они беседуют о разных знакомых, о том, кто чего добился. Похваляясь удачным замужеством, Вава вдруг узнает, что некая дама устроилась еще лучше и квартира у нее - трехкомнатная. «Персоне» Дребеднева устраивается очередной скандал и прохиндей Барабашкин предлагает чиновнику присоединить к их квартире соседнюю, подписав бумаги о том, что квартиры с тем номером нет. Да вот незадача: именно эту квартиру 48 по ордеру должны выдать Бабуровым.
Обычные люди начинают борьбу за свои права с сильными мира сего.
Если ряд каких-то сюжетов советских фильмов, водевилей в наше время оказывается архаичным, то в «Черемушках» поднимаются проблемы, звучащие актуально и сегодня. Произвол власть имущих, проблемы соседства в многоквартирных домах (в оперетте вроде бы все такие доброжелательные, основной лейтмотив вальса « Черемушки, в Черемушках» бодро поют, однако не во всех проблемах протягивают руку помощи), ну и конечно извечная российская история женщин, которым приходится быть активнее своих мужчин.
Музыка Шостаковича легка и очаровательна! Она очень разная: озорная, веселая, нежная, лирическая, с цитатами ( композитор разбросал по партитуре музыкальные фразы из « Цыпленка жареного», тот самый «черемушкинский» вальс очень напоминает популярную «Бывали дни веселые», для балетных интермедий используются мотивы русских народных песен, да и самоцитирование присутствует: ария Лидочки звучит на музыку «Песни о встречном»).
Шостакович, безусловно, гений! Понятно, что в целом его основное творчество серьезное, масштабное, исполинское даже, но эти его работы в легком жанре (говорю «эти», подразумевая помимо «Москва – Черемушки» и свой любимый балет «Светлый ручей») – бесподобны. Такие жизнелюбивые, искрометные, настоящие, с прекрасным чувством юмора! Такое настроение хорошее получаешь!
И как важно сохранить эту разнообразную музыкальную атмосферу, эту палитру человеческих характеров хорошей режиссурой. Ивану Поповски это безусловно удалось. Все на своих местах и всем хватает места! Столько персонажей, а крохотная Камерная сцена не выглядит перегруженной. Очень хороши хореографические и пластические номера (хореограф М. Колегов), особенно запомнился номер «про связи», которые по мнению Персоны и Управхоза чрезвычайно важны. Люди в черном с темными лентами ухитрялись изобретательно кружить вокруг поющих, ничего не запутав. В тексте были отсылки про связи инструментов в оркестре, а так же реплика в исполнении дирижера Павла Клиничева, что «без связей и дирижером не стать». Кстати, оркестр звучал прекрасно, связи не подкачали! :)
Сценографы С. Чобан и А . Шейнер и художник по костюмам Л. Гаинцева тоже потрудились на славу: все выглядит согласно эпохе, но никакого нафталина.
Еще очень понравилось, что режиссер ввел в оперетту самого Шостаковича. Несколько раз действо словно замирало, сцена погружалась во тьму и растерянный композитор словно бы в поиске осматривал сцену или нервно ходил. Очень отозвался такой прием.
Отсылка к Музею реконструкции Москвы тоже очень понравилась, ибо его преемник – Музей Москвы сейчас вошел в число моих любимых, я стараюсь не пропускать ни одной интересной выставки в нем.
Осталось рассказать о том, как пели. А пели все очень хорошо! В составе моего спектакля произошла счастливая для меня замена – Захар Ковалев пел Сергея (должен был быть кто-то другой), с каждым разом я все больше проникаюсь его пением. Екатерина Ферзба и Василий Соколов – отличная пара и на сцене, молодцы! Хотя было бы очень интересно послушать А. Цалити в роли Бориса (такой вариант в составах есть).
Очень понравились Ирина Хрулева - Вава и Алексей Морозов – Персона, темпераментная, эмоциональная пара. Да в целом все артисты были на высоте!
Прочитала, что есть советский фильм по оперетте, неплохо бы посмотреть. А еще захотелось прогуляться по Черемушкам, благо живу в соседнем районе, иногда там бываю, но в таких местах, где в основном у района «новое лицо». Не думала, что когда-либо это скажу, но теперь любопытно посмотреть именно на «колыбель типовой застройки» - те самые 5- и 9-этажные хрущевки 9-го микрорайона, проект которых реализовывался затем по всей стране.