Владивосток, в силу своего довольно молодого возраста и географической удаленности от центра России, не часто встречался с первыми лицами государства. Но один такой визит подарил городу прекрасное сооружение – Арку цесаревича.
Итак, на дворе октябрь 1890 года. 22-летний наследник престола, будущий император Николай II, отправляется в длительное заграничное путешествие. Такие поездки были важной частью обучения членов российского венценосного дома еще со времен Петра I. Но обычно царевичи путешествовали по Европе, а Николай отправился в турне по восточным странам.
Сопровождали наследника престола пять спутников, их имена известны: генерал-майор свиты князь В.А. Барятинский, флигель-адъютант князь Н.Д. Оболенский, князь В.С. Кочубей, Е.Н. Волков и прикомандированный для написания книги о путешествии чиновник министерства внутренних дел князь Э.Э. Ухтомский. Путешественники посетили Грецию, Египет, Индию, Сингапур, Яву, Сиам, Цейлон, Китай и Японию. Везде русских встречали очень дружелюбно. Но без приключений не обошлось – в Японии на цесаревича было совершено покушение, в результате которого он чуть не погиб.
29 апреля 1891 года в городе Оцу неподалеку от Киото царевича Николая внезапно атаковал стоявший на тротуаре японский полицейский Цуда Сандзо. Он замахнулся на Романова мечом, целясь в голову, но удар пришёлся вскользь. Греческий принц Георг, сопровождавший царевича, отбил тростью очередной удар и ей же огрел Сандзо по спине. Подбежавшие рикши скрутили покушавшегося и связали его. Николай отделался легкой раной головы и в этот же день вернулся в Киото. Интересно, как бы повернулась история России, если бы удача в тот день сопутствовала Сандзо?
Японцы не хотели международного конфликта и постарались замять неприятный инцидент. На высшем уровне были принесены извинения, простые люди желали Николаю скорейшего выздоровления, а власти начали судебный процесс над Цуда Сандзо, которого приговорили к пожизненному заключению. Официальной причиной его поступка было якобы унижение, которое русские нанесли своим визитом Японии. Мол, нечего тут ездить всяким иностранцам.
И если цесаревич спокойно воспринял покушение на свою жизнь, то его отец император Александр III болезненно отреагировал на эту ситуацию и велел наследнику немедленно возвращаться в Россию через Владивосток. Кстати, русские газеты тогда писали, что на Николая напал "японский городовой", что породило появление в нашем языке нового фразеологизма.
Во Владивостоке наследника уже давно ждали. Еще за пять месяцев до его прибытия городская дума приняла решение построить напротив Адмиральской пристани триумфальную Арку или Николаевские ворота. На финансирование строительства из городской казны было выделено 5 тысяч рублей и ещё 4 тысячи рублей пожертвовало местное купечество. Автором проекта арки стал инженер-капитан Николай Васильевич Коновалов. Работы производились днем и ночью, при двойной смене рабочих, что позволило закончить строительство к 11 мая 1891 года, когда Николай прибыл во Владивосток.
Арка, судя по всему, будущему императору понравилась. Она была выдержана в строгом византийско-русском стиле и поражала современников своей лёгкостью и воздушностью. Ворота представляли собой четыре каменных основания, на которых были установлены серовато-желтые стены, напоминающие своими гранями стены Грановитой палаты. Сверху - светло-голубая, шахматная с синими гребнями крыша, на вершине которой был водружён русский двуглавый золочёный орел. В большой полуарке, обращённой к морю, был помещен образ Св. Николая Чудотворца. В остальных трёх полуарках помещались гербы и различные важные даты.
Помимо осмотра архитектуры Владивостока, наследник престола познакомился с начальниками частей Сибирской флотилии и порта, военных частей, руководителями гражданских и городских учреждений, но самое главное - заложил Уссурийский участок железной дороги, тем самым дав начало строительству великого Транссиба.
После отъезда будущего императора Арка продолжила украшать Владивосток. Но недолго. Сразу после революции сооружение потеряло своего двуглавого орла, а в 1923 году было переименовано в Комсомольскую арку. В 1927 году Владивостокский окружком постановил арку разобрать, как не имеющую исторической ценности и мешающую проезду транспорта по улице 1-го Мая. К 1930 году постановление было выполнено.
В начале 2000-х годов общественность Владивостока решила Николаевские триумфальные ворота восстановить. Правда, чертежи этого сооружения не сохранились и строителям пришлось опираться только на старые фото и описания. 20 марта 2002 года состоялась торжественная закладка новых Николаевских триумфальных ворот, а открытие - 16 мая 2003 года, к 135-й годовщине со дня рождения Николая II.
Сейчас эта историческая достопримечательность является одной из визитных карточек Владивостока.
А еще, говорят, Арка исполняет желания. Может быть, это просто городская легенда. А может, и нет…