Случалось ли вам начинать читать книгу просто потому, что о ней или о ее авторе говорят так много, что хочется в конце концов разобраться, из-за чего весь сыр -бор. Именно по этой причине мне в руки попал роман ирландской писательницы Салли Руни "Нормальные люди". Роман, по следам которого идет много критики и восторженных отзывов, неплохой сериал, который я однажды пыталась посмотреть, и вечный вопрос: чем так отличается мировоззрение поколения миллениалов, что его раскрытию автор посвятила уже три романа и не собирается останавливаться.
Действие романа представляет собой весьма зигзагообразное развитие отношений Марианны и Коннелла, их душевных терзаний и попыток разобраться в себе. Близкие отношения завязываются между ними в выпускном классе, но сразу приобретают нездоровых характер. Коннелл - член футбольной команды, весьма популярный в школе парень, Марианна - изгой и чудачка, которая на все оскорбления отвечает гордым молчанием и, кажется, вовсе не заботится о том, что думают о ней окружающие, чем невероятно их раздражает. В попытках быть нормальным, "как все", боясь потерять расположение друзей, Коннелл уговаривает Марианну, которую действительно любит, скрывать их связь, которой, понятно, не суждено длиться долго. Не ссорясь, не выясняя отношения, ребята молча расходятся, чтобы встретиться вновь уже в Тринити, престижном колледже в Дублине, где все начинается с начала.
Собственно, на этом и строится сюжет романа: они сходятся, расходятся, встречаются с другими, страдают, разговаривают, продолжают любить друг друга и не могут нормально поговорить (что невероятно раздражает) на протяжении многих лет. Не знаю, является ли самокопание и неуверенность в себе чертой поколения миллениалов, но Коннелл явно был этим одарен. Именно он был причиной и инициатором их расставаний:
"Он всего лишь хотел быть нормальным человеком, скрывать те свойства своего существа, которые самому ему казались постыдными и смущающими".
Марианна была слишком самобытной, надломленной, слишком много в ней было силы вести себя так, как ей хочется, без оглядки на мнение большинства. Коннела это пугало, рядом с ней он тоже привлекал внимание. И потому, несмотря на свою любовь к ней, на то, что только рядом с ней он чувствовал себя собой, ощущал, как они дополняют и наполняют друг друга, он раз за разом отказывался от неё. Но, в чем я абсолютно согласна с автором, абсолютно нормальных людей не существует. Это иллюзия. И тем не менее многие, как и Коннелл, хотят ими быть, хотят быть частью общества нормальных людей, которые при ближайшем рассмотрении (Джоанна, Пегги, Джейми, Роб и другие общие друзья Марианны и Коннелла) оказываются такими же чудными, со своими трещинками и страхами.
Что показалось мне в романе удивительным и не совсем правдоподобным, так это хроническая неспособность героев поговорить о своих чувствах, задать мучающие их вопросы, не ждать, когда тебе предложат остаться, а попросить об этом самому, если тебе действительно этого хочется. Почти весь роман они просто смотрят друг на друга и выжидают, когда ж другой догадается об их боли или страхе. А как ему догадаться, если ты молчишь? Наверное, в этом скрывается авторская задумка показать, что люди не умеют говорить о чувствах, но, по-моему, они просто не хотят. Каждый внутри себя переживает и не может просто спросить: что ты ко мне чувствуешь? Почему ты так ведешь себя со мной? Наверное, проблема в доверии. Героям страшно полностью открыться друг другу, несмотря на степень их физической близости. Хотя причин, мешающих им откровенно поговорить, я не увидела.
Все время, пока я читала "Нормальных людей", меня преследовало ощущение безнадежности, на фоне которой герои каким-то образом продолжали жить. Может, в этом и есть скрытое обаяние романов Салли Руни, которое притягивает читателей? Ты не видишь смысла в том, что делаешь, будущее представляется туманным полотном. Ты хочешь быть, как все, не как все, и все равно оказываешься несчастен. Марианна, единственная героиня романа, которой хватало смелости быть просто собой, оказывалась объектом желания и ненависти все окружающих её людей, и тоже была несчастна. По-мнению Салли Руни, счастье или хотя бы покой недостижимы? Пока ты молод, примириться с жизнью и самим собой шансов нет? Мне не близка такая логика.
Конечно, я не могу обойти вниманием пунктуацию романа. Ох, уж это пренебрежение знаками препинания. Пусть снова и снова мне говорят о том, что это стиль и способ выражения авторской позиции, я скажу одно: ничто не выше грамотности. Я могу понять отсутствие знаков препинания в описании потока сознания героя. Но тогда они не употребляются вовсе, либо используются только точки. Но бессистемный пропуск то тире, то запятой, то двоеточия больше смахивает на небрежность, чем на новое слово в литературе. Знаки препинания придумали не просто так. Они облегчают понимание, помогают выделить главное, отделить слова героя от внутреннего монолога, в конце концов. Когда текст превращается в кашу, не претендующую на поток сознания, это лишь затрудняет чтение и вызывает легкое раздражение, никакого художественного эффекта здесь нет и в помине.
Несмотря на своеобразную пунктуацию и трагическую тональность романа, он мне понравился. Не стал любимым, не изменил мои взгляды на жизнь, но над ним было интересно думать, спорить с автором, размышлять над поведением героев. Салли Руни действительно хороший писатель, хотя бы потому, что её романы побуждают вдуматься в себя, вглядеться в окружающих, постараться понять героев. Ты не просто читаешь книгу, закрываешь и забываешь о ней, ты размышляешь над романом, и для меня это признак хорошей литературы.
Знакомы ли вы с творчеством Салли Руни? Согласны ли вы с тем, что нужно не бояться говорить о своих чувствах, чтобы сохранить дружбу и любовь?
* Миллениалы - поколение Y - люди, родившиеся с 1981 по 1996 года. У поколения Y выражена тенденция "быть не таким, как все", противостояние толпе вплоть до окончательного ухода из неё.
Читайте и другие отзывы: