Найти в Дзене
Книжные тропинки

Все книги серии «Академия Хаоса» («Лабиринт стихий», «Искушение огнём», «Когда рушатся стены») Ольги Ярошинской по порядку чтения

Будучи большой поклонницей детективного жанра, я открыла для себя мир фэнтези именно через него. Если сюжет ловко закручен и держит в напряжении, то мне уже не важно, в какой вселенной происходят события и кто является преступником — человек, орк, вампир или дракон. Поэтому Ольга Ярошинская привлекла меня в первую очередь как автор детективного фэнтези. Прочитав у неё всё в этом жанре, я постепенно начала интересоваться и другими её историями. Вдруг смогу распробовать и полюбить что-то ещё? На этот раз я решила покуситься на «Академию Хаоса», лелея в душе надежду, что Ольга Ярошинская не станет ограничиваться исключительно романтикой и студенческими буднями. Однако трилогия настолько превзошла мои скромные ожидания, что я занесла её в свой список любимых академок. В крови юной Арне́ллы Але́тт проснулся Хаос, и теперь она либо должна научиться управлять им, либо запечатать дар навсегда. Этот выбор ей предстоит сделать в Академии Хаоса, где царит весьма странная атмосфера: преподаватели
Оглавление

Будучи большой поклонницей детективного жанра, я открыла для себя мир фэнтези именно через него. Если сюжет ловко закручен и держит в напряжении, то мне уже не важно, в какой вселенной происходят события и кто является преступником — человек, орк, вампир или дракон. Поэтому Ольга Ярошинская привлекла меня в первую очередь как автор детективного фэнтези. Прочитав у неё всё в этом жанре, я постепенно начала интересоваться и другими её историями. Вдруг смогу распробовать и полюбить что-то ещё? На этот раз я решила покуситься на «Академию Хаоса», лелея в душе надежду, что Ольга Ярошинская не станет ограничиваться исключительно романтикой и студенческими буднями. Однако трилогия настолько превзошла мои скромные ожидания, что я занесла её в свой список любимых академок.

Цикл книг белорусской писательницы Ольги Ярошинской «Академия Хаоса»: книга №1 «Лабиринт стихий», 2021), книга №2 «Искушение огнём» (2022), книга №3 «Когда рушатся стены» (2023); жанры — городское фэнтези, детективное фэнтези, любовное фэнтези, приключенческое фэнтези; страны — Белоруссия, Россия. Возрастное ограничение — с 18 лет.
Цикл книг белорусской писательницы Ольги Ярошинской «Академия Хаоса»: книга №1 «Лабиринт стихий», 2021), книга №2 «Искушение огнём» (2022), книга №3 «Когда рушатся стены» (2023); жанры — городское фэнтези, детективное фэнтези, любовное фэнтези, приключенческое фэнтези; страны — Белоруссия, Россия. Возрастное ограничение — с 18 лет.

Краткое содержание книг и порядок чтения цикла «Академия Хаоса» Ольги Ярошинской

Книга (роман) №1 «Лабиринт стихий»

В крови юной Арне́ллы Але́тт проснулся Хаос, и теперь она либо должна научиться управлять им, либо запечатать дар навсегда. Этот выбор ей предстоит сделать в Академии Хаоса, где царит весьма странная атмосфера: преподаватели то ли учат, то ли калечат, по ночам в общежитии летает призрак бывшей возлюбленной ректора, а границы учебной территории охраняют умертвия. Однако причина всего происходящего здесь одна — это Хаос, что скрывается на горизонте за траурной каймой Стены, который удерживает изнутри мощный артефакт. Периодически к нему отправляется патруль из сильнейших боевых магов Империи, чтобы подпитать силой. Иначе он погаснет, и постоянно порождаемые хаосом твари вырвутся на свободу. Не редко маги, уходящие в патрули, гибнут или того хуже — сами становятся извращёнными проявлениями собственных стихий. Потому куда проще отказаться от магии и выйти замуж, да и мама отчаянно толкает дочь на этот путь. Однако девушка твёрдо решила следовать своему призванию, и первое её испытание — Лабиринт стихий, после прохождения которого хаос, струящийся в крови, примет одну из шести форм. Правда, при условии, если Арнелла выйдет из Лабиринта живой.

Родерик Адалхард и Арнелла Алетт из цикла «Академия хаоса» Ольги Ярошинской (арты).
Родерик Адалхард и Арнелла Алетт из цикла «Академия хаоса» Ольги Ярошинской (арты).

Книга (роман) №2 «Искушение огнём»

Инициация первокурсников обернулась кошмаром. Из Лабиринта стихий вышло всего семеро, и родители тринадцати погибших студентов тут же превратились в обезумевшую от горя толпу. Но на этом тяжёлые последствия срыва одного из боевых магов Академии не закончились. Когда вернулись остатки патруля, выяснилось, что вдобавок за Стеной погибла большая часть магов-водников. А чтобы не лишиться ещё и единственного боевого некроманта Мо́ррена Фе́ргюса Изерга́ста, его пришлось связать ритуалом призыва из посмертия. И всё же настоящей головной болью для ректора Академии Хаоса — Ро́дерика А́далхарда, оказалась Арнелла Алетт, которая обрела дар огня, и секта Ровных, прослышав о ней, начала слать угрозы и даже совершила показательное убийство магички-воздушницы в ближайшем к Академии городке Фу́ргард. В ответ Родерик Адалхард усилил охрану Академии, надеясь, что со временем, когда Арнелла научится контролировать свой дар, страсти понемногу утихнут. Но всё оказалось тщетно. Последний гвоздь в крышку спокойной жизни умудрился вбить лично император Де́нверон Гуманный, решивший изловить мага-путника, чтобы узнать своё будущее.

Моррен Фергюс Изергаст и Миранда Корвена из цикла «Академия хаоса» Ольги Ярошинской (арты).
Моррен Фергюс Изергаст и Миранда Корвена из цикла «Академия хаоса» Ольги Ярошинской (арты).

Книга (роман) №3 «Когда рушатся стены»

После смерти императора управление страной временно взял на себя Совет Шести, возглавляемый представителями пяти магических лучей и одним равновесным лучом от людей-немагов. Естественно, каждый из них вознамерился посадить на трон своего представителя и, таким образом, получить наибольшие преференции. А вот инструмент для придворной схватки был выбран ими единогласно — предсказание путника, данное Денверону Гуманному незадолго до его кончины: явится избранный с огнём, и Королева хаоса падёт. Понятно, что на чьей стороне окажется легендарный герой — тот и получит власть. Потому как только траур завершился, Совет Шести издал приказ, по которому все маги огня независимо от уровня подготовки, возраста и пола должны принять участие в походе за Стену. В результате все попытки оградить Арнеллу от патруля, предпринятые Родериком Адалхардом, оказались напрасными. Теперь он мог утешать себя лишь тем, что она пойдёт в хаос вместе с ним. Но и этот план провалился. Стоило ему уехать во дворец в связи с гибелью за Стеной главы службы безопасности — Кли́вера Ри́чпока, Хаос вырвался на свободу, и полчища тварей ринулись к Академии.

Эстетика романа «Академия хаоса» Ольги Ярошинской (коллаж).
Эстетика романа «Академия хаоса» Ольги Ярошинской (коллаж).

Жанровая структура и особенности композиции цикла «Академия Хаоса» Ольги Ярошинской

Магическая академия не только самый популярный, но и наиболее предсказуемый поджанр романтического фэнтези. Если, конечно, автор следует строгому рецепту из двух сюжетных ингредиентов любовь плюс учёба. В «Академии Хаоса» Ольги Ярошинской они оба присутствуют, но повествование очень быстро выходит за их рамки, предлагая яркий жанровый коктейль от приключений до моего любимого детектива. Причём главную роль среди них буквально с первой главы начинает играть эпик, делая лёгкий реверанс в сторону знаменитого романа Джона Толкина «Властелин колец», только вместо Мордора здесь бурлящий за Стеной Хаос, а бремя братства берёт на себя патруль из магов пяти стихий. Собственно, с их появления в далёкие времена и берёт начало центральная сюжетная линия, проходящая через всю трилогию вплоть до финальной битвы отчаянных смельчаков с Королевой Хаоса.

Когда-то в одну из древних войн в сражении, развернувшемся близ Лабиринта стихий, женщина — боевой маг огня потеряла своего любимого. Узнав о его смерти, она выплеснула всю свою ярость и боль вместе с силой, которая мгновенно прожгла дыру в ткани мироздания. В результате магические потоки вокруг неё исказились и превратили в жуткого огненного монстра, движимого единственной потребностью — убивать. Она стала той, кого позже назовут Королевой Хаоса. Все оказавшиеся рядом с обезумевшей магичкой тоже начали быстро утрачивать человеческий облик. Чтобы остановить распространение извращённых стихийных потоков, анимаги сомкнули свои ряды в плотное кольцо, приняв форму огромных деревьев. Так появилась Стена. А спустя несколько дней группа боевых магов доставила в центр аномальной зоны артефакт, напитав его чистыми потоками пяти магических стихий. Однако со временем тот начал разряжаться. Пришлось снова отправляться к артефакту. Так появились патрули, целью которых стала периодическая зарядка Сердца Хаоса.

Учитывая, что причиной почти случившегося апокалипсиса стала огненная магичка, сразу же был издан указ о запечатывании девочек с наследственностью к этой стихии. С подобным решением все сразу согласились, тем самым подтвердив старую истину, что война — не женское дело. Но однажды именно этот закон поставил Империю в трудную ситуацию: ректор Академии Хаоса и сильнейший маг огня — Родерик Адалхард потерял свой дар, вступив в схватку с Королевой Хаоса. Временно в патруле его заменил маг огня первого уровня, но понятно, что в случае нападения Королевы ему не выстоять. Кроме того, по закону магов, ставших пустышками, запечатывают, и чем выше была магическая сила — тем меньше шансов сохранить рассудок и жизнь после этой процедуры. Потому император позволяет Родерику Адалхарду сохранить свой изъян в тайне, чтобы дать ему возможность решить в кратчайшие сроки данную проблему. Способ в принципе хорошо известен и прост: нужно замкнуть свой энергетический контур с носительницей той же магии, то есть провести ночь с проявленной магичкой огня. Вот только их уже нет.

Благо на помощь пришла корявая деревенская бюрократия, допустившая восемнадцать лет назад ошибку в магических реестрах. При подаче документов на брак выяснилось, что Мира́нда Корве́на, рождённая от мага огня, оказалась записана мальчиком, а потому избежала запечатывания в детстве. И Родерик сразу ухватился за неё, как за соломинку: расстроил свадьбу и зачислил в Академию Хаоса. Понимая, какое пятно ляжет на репутацию девушки за помощь в возвращении ему дара, Родерик берёт у Императора разрешение на брак с ней и даже добивается издания нового указа о том, что магичек огня больше не будут запечатывать ни до, ни после прохождения Лабиринта. Однако смягчить сердце красавицы не получилось. Более того, именно в этот момент в жизнь мужчины врывается настоящая любовь в облике Арнеллы Алетт, родившейся у родителей без магического дара, что само по себе странно. И в итоге Родерик оказывается на распутье: разум твердит ему одно, сердце — другое, на тело продолжает претендовать третья — любовница Дже́мма Кри́сто.

Как я уже отмечала выше, «Академия Хаоса» это история с переплетением большого количества жанров, однако каждый том, в зависимости от развития в его рамках центральной сюжетной линии, приобретает собственный облик. Первый том определённо можно назвать любовным фэнтези-триллером, который лично для Родерика Адалхарда заканчивается хорошо, но приводит к фатальным последствиям для возглавляемой им Академии. Во втором томе ведущую роль на себя берёт уже детектив, предлагая сразу две самостоятельные ветки: серия убийств девушек-магичек в исполнении то ли секты, то ли маньяка, и попытка императора-безумца Денверона Гуманного поймать мага-путника, используя в качестве живца мать Арнеллы Алетт. Естественно, что девушка не сможет закрыть на это глаза, и в итоге последствия предпринятых ею шагов лягут тяжёлым грузом не только на плечи Родерика Адалхарда, но и на всю Империю. Наконец, третий том сперва погружает читателя в клубок дворцовых интриг между магическими кланами в борьбе за трон, а затем бросает в пекло финальной эпической битвы с древним злом. При этом, несмотря на сменяющие друг друга жанровые акценты, «Академия Хаоса» на всём своём протяжении остаётся академкой: с уроками по магии, экзаменами и их пересдачами, шумными студенческими вечеринками, забавными розыгрышами и жестокими драками, и, конечно, первой любовью: яркой и сложной, чистой и болезненно-сладкой.

Анализ содержания, персонажи и темы цикла «Академия Хаоса» Ольги Ярошинской

Для романтического фэнтези, где основной линией является любовная, описанию мироустройства и механики магии, как правило, не уделяется должного времени, да и делается это весьма схематично. Потому «Академия Хаоса» в первую очередь приятно удивила меня наличием чётко и глубоко проработанной системы наследования магического дара на основе генетики! Сперва в крови человека просыпается Хаос — энергетический поток с зачатками всех шести магических стихий, который нужно взять под контроль и научиться использовать его в простейших бытовых заклинаниях. Только после этого можно ступить в Лабиринт, где хаос уже обретает свою окончательную форму в зависимости от доминантной стихии (вода, воздух, огонь, некромантия, анимагия, путники). Правда, в некоторых случаях, например с рецессивным геном путника, возможны варианты. Потому никто не знает наверняка, каким магом он станет, выйдя из Лабиринта.

Академия Хаоса — это альма-матер будущих магов в Империи. Всех детей, в ком просыпается хаос, привозят сюда. Первогодки постигают теорию и учатся управлять Хаосом. Затем Лабиринт, а после — два года обучения на магических факультетах, в зависимости от пробудившейся стихии. В случае если магический уровень низкий — выпускник покидает Академию и выбирает себе дело по душе. Если же уровень высокий, то он обязан пройти двухгодичную службу в патруле, где очень высока вероятность погибнуть или стать тварью Хаоса. Естественно, что далеко не все студенты жаждут так рисковать собой на благо Империи, особенно девушки. Потому Академия очень быстро превратилась в место для отбора элитных невест с магической наследственностью, куда юные прелестницы поступают, чтобы найти себе самых выгодных мужей. А учитывая, что покинуть учебное заведение им следует до прохождения Лабиринта, то делают они это активно и ничего не стесняясь.

Арнелла Алетт родилась в семье обычных людей, потому могла позволить себе мечтать выйти замуж по любви и самой выбирать судьбу. Однако проснувшийся Хаос вынуждает девушку перешагнуть порог Академии. Но разве это повод изменять принципам? Потому она начинает всячески противиться усилиям матери выдать её замуж. Воображение Арнеллы захватывает путь мага! Тем более, что мужчина, тронувший девичье сердце, находится тоже здесь — это ректор Академии Хаоса! Их отношения развиваются медленно, несмотря на общую стихию огня. И главной преградой на пути к счастью становится разница в возрасте, вернее, в жизненном опыте. За тридцать два года Родерик Адалхард успел потерять многое и многих. Он консервативен, строг, рассудителен, умеет просчитывать свои ходы и ловко маневрировать между периодически возникающими штормами в высших эшелонах власти. Восемнадцатилетняя Арнелла Алетт слегка наивна, импульсивна, порывиста и в силу молодости ещё не осознаёт тяжкого груза ответственности за свою силу и поступки, даже если они законны и справедливы со всех точек зрения. Смотреть друг на друга влюблёнными глазами недостаточно, им предстоит пройти долгий путь, чтобы научиться смотреть в одном направлении и быть друг другу опорой.

Цитата №1 из цикла «Академия Хаоса» Ольги Ярошинской.
Цитата №1 из цикла «Академия Хаоса» Ольги Ярошинской.

Тема настоящей любви, которая хоть и врывается сама, когда её совсем не ждёшь, но при этом всё равно требует немало усилий, внимания и терпения, чтобы огонь двух сердец превратился в единое мощное пламя, неподвластное никаким жизненным бурям, затрагивается автором не только через Арнеллу Алетт и Родерика Адалхарда. Второй паре — студентке Миранде Корвена и преподавателю некромантии Моррену Фергюсу Изергасту судьба преподносит счастье столь каверзным способом, что девушке становится страшно брать его в свои руки! А как поверить в искренность чувств, если любовь вдруг оказывается средством привязки в проведённом ею же магическом ритуале?! Однако Моррена Фергюса Изергаста — Мистера Совершенство во всём, циничного хама и Белого Бога туземцев с его личного острова, которого те постоянно пытаются убить, подобный крендель судьбы лишь порадовал, заставив погрузиться в кипучую деятельность по завоёвыванию язвительной и дерзкой некроманточки. Им тоже придётся пройти долгий путь: мужчине — научиться терпению и такту, девушке — доверять сердцу, а не разуму. Но главное, им обоим предстоит понять, что настоящая любовь выбирает ту дорогу, которая подходит двоим лучше всего, потому по части кривизны может переплюнуть любой хитро закрученный лабиринт.

Цитата №2 из цикла «Академия Хаоса» Ольги Ярошинской.
Цитата №2 из цикла «Академия Хаоса» Ольги Ярошинской.

Такой же сложной и разной предстаёт в трилогии дружба, которая рождается из совместных проказ, споров, драк, розыгрышей или помощи на экзаменах, но в итоге неизменно прорастает под кожу, впечатывается в душу. Иногда она рушится и оставляет глубокие шрамы, порой возрождается и помогает встать на ноги, когда своих сил уже нет. Однако самая яркая звёздочка на этом небосклоне — броманс двух преподавателей Родерика Адалхарда и Моррена Фергюса Изергаста. Я с огромным удовольствием следила за их дружеским дуэтом, который заставлял меня то переживать, то замирать от страха, то смеяться до колик в животе.

Цитата №3 из цикла «Академия Хаоса» Ольги Ярошинской.
Цитата №3 из цикла «Академия Хаоса» Ольги Ярошинской.

Рекомендации к чтению

Трилогия «Академия Хаоса» Ольги Ярошинской подарила мне столь яркие эмоции, что я даже позволила себе пофантазировать о дальнейшей судьбе героев. Они меня долго не отпускали. Да, при желании продолжить историю вполне можно, но при этом лучше будет всё-таки переключиться на других главных действующих лиц (из нынешних второстепенных). Если же говорить об «Академии Хаоса», то это было очень крутое, захватывающее приключение: логичное, продуманное до мельчайших подробностей, без лишних сцен или ненужных поворотов сюжета. Так что, если вам хочется добротной академки с двумя яркими любовными линиями и эпическим размахом, советую от души.

Оценка: 5/5

Интересное по теме

Дзен | ВКонтакте | Пинтерест