Найти в Дзене
Усталый пилот: рассказы

«Авиатрисса» Лидия Зверева — первая женщина России, покорившая небо

1890 год. Глухой зимний вечер, крепость Осовец. Семилетняя Лидочка стояла на краю невысокой постройки, крепко сжимая в руках раскрытый зонт. Ноги дрожали, сердце колотилось, но страх отступил перед желанием испытать полёт. Она шагнула вперёд… и тут же, с громким визгом, рухнула в сугроб. Больно? Да. Опасно? Конечно. Но в тот момент девочка поняла: небо манит её сильнее, чем что-либо на свете. Её отец, генерал-майор Лебедев, стоял неподалёку, покачивая головой: — Лидия! Да что же ты опять вытворяешь? Девочка должна быть опрятной, воспитанной, а не носиться по двору, как бесшабашный мальчишка! — Папа, а если бы я полетела? — девочка сдула с носа снежинку и заглянула отцу в глаза. — Летать… — генерал вздохнул. — Ну-ну, девочка моя… Девушки выходят замуж, а не летают. Но Лидочка не слушала. Она поднималась на аэростате, который был в крепости, строила модели летательных аппаратов, воображала себя птицей, парящей над землёй. Прошли годы, она выросла. Её дальнейшая жизнь, казалось, была расп
Оглавление

1890 год. Глухой зимний вечер, крепость Осовец. Семилетняя Лидочка стояла на краю невысокой постройки, крепко сжимая в руках раскрытый зонт. Ноги дрожали, сердце колотилось, но страх отступил перед желанием испытать полёт. Она шагнула вперёд… и тут же, с громким визгом, рухнула в сугроб. Больно? Да. Опасно? Конечно. Но в тот момент девочка поняла: небо манит её сильнее, чем что-либо на свете.

Бесшабашный «мальчишка»

Её отец, генерал-майор Лебедев, стоял неподалёку, покачивая головой:

— Лидия! Да что же ты опять вытворяешь? Девочка должна быть опрятной, воспитанной, а не носиться по двору, как бесшабашный мальчишка!

— Папа, а если бы я полетела? — девочка сдула с носа снежинку и заглянула отцу в глаза.

— Летать… — генерал вздохнул. — Ну-ну, девочка моя… Девушки выходят замуж, а не летают.

Но Лидочка не слушала. Она поднималась на аэростате, который был в крепости, строила модели летательных аппаратов, воображала себя птицей, парящей над землёй.

Девушка в авиации

Прошли годы, она выросла. Её дальнейшая жизнь, казалось, была расписана заранее правилами тогдашнего светского общества: гимназия, институт благородных девиц, ранний брак. Всё началось именно так, но молодой муж рано ушёл из жизни.

И вместо того чтобы горевать и надеяться на новую женитьбу, Лидия отправилась в Петербург. Она уже знала, что здесь, в Гатчине, открылась первая частная школа воздухоплавателей, куда, как оказалось, принимали и женщин.

В 1910 году она вошла в класс авиашколы «Гамаюна» — единственная женщина среди мужчин, среди тех, кто мечтал подняться в небо.

— Девушка в авиации? — ухмылялись инструкторы. — Ну-ну, посмотрим, надолго ли тебя хватит…

Но Лидия не обращала внимания. Она слушала, запоминала, училась. Заплатила 400 рублей за обучение и 600 — за возможные поломки аэроплана, которые тогда были довольно частыми.

Свой первый самостоятельный полёт она совершила на «Фармане-4». И когда самолёт мягко коснулся земли, она впервые почувствовала себя абсолютно счастливой — это то, о чём она с детства мечтала.

После полёта инструктор подошёл к ней, положил руку на плечо:

— Ну что, барышня, теперь вы точно знаете, где ваше место?

Лидия улыбнулась:

— Знаю. Там, наверху.

23 августа 1911 года ей вручили диплом пилота-авиатора №31. Она стала первой женщиной России, получившей этот документ.

Новая любовь

Ещё в авиашколе Лидия познакомилась с молодым пилотом и инженером Владимиром Слюсаренко. Он был увлечён авиацией так же, как и она, и в их паре возникла не только дружба, но и нечто большее. Они понимали друг друга с полуслова, обсуждали конструкции самолётов, полёты, мечтали о будущем. Скоро они поженились и продолжали уже вместе работать и жить в авиации.

Они мечтали, как и многие пилоты того времени о больших перелётах, об авиационных рекордах, о том, чтобы всем доказать, что за авиацией будущее. Одной из их целей был первый перелёт между Петербургом и Москвой — сложный и рискованный маршрут в то время. Вызвались двенадцать пилотов, среди них был и Владимир.

Сначала Владимир собирался выполнить весь полёт на двухместном "Фармане", а Лидия должна была лететь в качестве пассажирки. Она волновалась, но верила в него. Они поднялись в воздух, взяв курс на Москву.

Однако им не повезло. Уже на первых километрах полёта мотор дал сбой. В воздухе, где секунды решают всё, не было времени на раздумья. Владимир принял единственное возможное решение — развернуть машину и попытаться дотянуть обратно до Петербурга. С трудом, на последних каплях удачи, им удалось совершить аварийную посадку.

Шанс отправиться снова у него был, но самолёт оказался повреждён. На помощь пришёл их коллега, авиатор Константин Шиманский. Он предложил свой мотор, но поставил условие — лететь вместе. Владимир согласился.

Когда Лидия смотрела, как они снова поднимаются в небо, у неё внутри было странное чувство — как будто она что-то знала заранее. Спустя короткое время над горизонтом появился чёрный дым…

Самолёт упал. Разбился. Шиманский погиб мгновенно, а Владимир получил тяжёлые травмы. Лидия стояла на краю аэродрома, вглядываясь в место, куда упал самолёт, и не могла двинуться с места.

Позже она напишет: "Вторично я не полетела только потому, что авиатор Шиманский предложил Слюсаренко свой мотор и, как владелец, полетел пассажиром. Результат известен — оба упали, Шиманский разбился насмерть и спас меня ценой своей жизни…"

Рискуя жизнью

Лидия вместе с Владимиром Слюсаренко, не просто летала — она творила в небе. Их выступления на авиашоу собирали тысячи зрителей, желавших увидеть чудеса пилотажа, она первой из женщин выполнила «петлю Нестерова»

В Тифлисе, когда она впервые поднялась в воздух перед восторженной публикой, небо словно проверяло её на прочность. Порывистый ветер бросал самолёт из стороны в сторону, заставляя зрителей ахать от страха. Но Лидия, стиснув зубы, уверенно управляла машиной, выполняя виражи, петли и сложные манёвры.

Она чувствовала небо, понимала его настроение. Когда её биплан, накренившись, описал головокружительный поворот, публика замерла. А затем разразилась громогласными аплодисментами.

В Риге всё могло закончиться трагедией. Ветер резко переменился, и самолёт Лидии стало сносить прямо на трибуны, полные людей. В этот момент она не думала, она действовала. Рывок штурвала, крыло почти задело первый ряд, но в последний миг самолёт ушёл вверх. Казалось, она на секунду остановила падение, повернула время вспять.

Но напряжение и перегрузка сделали своё дело — двигатель дал перебои, машина начала крениться. Ещё один манёвр, ещё один рывок — и вот она уже лежит на спине в кабине перевернувшегося самолёта. Зрители замерли. Обломки вокруг, но Лидия цела. Она сама выбирается из под обломков, отряхивает форменную куртку и, улыбаясь, машет рукой.

В тот день её имя узнали все. Она жила ради неба, а небо принимало её, испытывало, бросало вызовы. И она неизменно побеждала.

Женщина на самолёт

Уже в 1913 году, в той же Риге, она открыла свою первую женскую авиационную школу.

— Женщины тоже могут летать, — говорила она в интервью местной газете. — Они могут пилотировать не хуже мужчин. Они просто не верят в себя.

Она была не просто пилотом. Она строила самолёты, модернизировала их, вносила изменения в конструкцию. Завод, который она открыла с мужем в Петербурге, работал на износ, поставляя машины для фронта, когда началась Первая мировая.

— Лидия, тебе нужно отдохнуть, — говорил ей Владимир, когда она сутками пропадала в мастерской.

— Я отдохну потом, когда война закончится.

Но судьба распорядилась иначе. Она заболела тифом и ушла из жизни в 25 лет. Первая русская авиатриса, так тогда называли женщин-пилотов, пионер женской авиации, покорительница неба.

И сегодня, вспоминая её, мы видим не просто девушку из института благородных девиц. Мы видим бесстрашную покорительницу высоты, которая сделала первый шаг для женщин в авиации.

Сейчас в мире сотни, если не тысячи женщин-пилотов. Наши советские лётчицы покрыли себя неувядаемой славой во время Великой Отечественной войны, совершали подвиги, может быть не подвластные и мужчинам, и в мирное время.

Поздравим их всех сегодня с их женским праздником, первым весенним праздником и преподнесём им все цветы мира…