1890 год. Глухой зимний вечер, крепость Осовец. Семилетняя Лидочка стояла на краю невысокой постройки, крепко сжимая в руках раскрытый зонт. Ноги дрожали, сердце колотилось, но страх отступил перед желанием испытать полёт. Она шагнула вперёд… и тут же, с громким визгом, рухнула в сугроб. Больно? Да. Опасно? Конечно. Но в тот момент девочка поняла: небо манит её сильнее, чем что-либо на свете.
Бесшабашный «мальчишка»
Её отец, генерал-майор Лебедев, стоял неподалёку, покачивая головой:
— Лидия! Да что же ты опять вытворяешь? Девочка должна быть опрятной, воспитанной, а не носиться по двору, как бесшабашный мальчишка!
— Папа, а если бы я полетела? — девочка сдула с носа снежинку и заглянула отцу в глаза.
— Летать… — генерал вздохнул. — Ну-ну, девочка моя… Девушки выходят замуж, а не летают.
Но Лидочка не слушала. Она поднималась на аэростате, который был в крепости, строила модели летательных аппаратов, воображала себя птицей, парящей над землёй.
Девушка в авиации
Прошли годы, она выросла. Её дальнейшая жизнь, казалось, была расписана заранее правилами тогдашнего светского общества: гимназия, институт благородных девиц, ранний брак. Всё началось именно так, но молодой муж рано ушёл из жизни.
И вместо того чтобы горевать и надеяться на новую женитьбу, Лидия отправилась в Петербург. Она уже знала, что здесь, в Гатчине, открылась первая частная школа воздухоплавателей, куда, как оказалось, принимали и женщин.
В 1910 году она вошла в класс авиашколы «Гамаюна» — единственная женщина среди мужчин, среди тех, кто мечтал подняться в небо.
— Девушка в авиации? — ухмылялись инструкторы. — Ну-ну, посмотрим, надолго ли тебя хватит…
Но Лидия не обращала внимания. Она слушала, запоминала, училась. Заплатила 400 рублей за обучение и 600 — за возможные поломки аэроплана, которые тогда были довольно частыми.
Свой первый самостоятельный полёт она совершила на «Фармане-4». И когда самолёт мягко коснулся земли, она впервые почувствовала себя абсолютно счастливой — это то, о чём она с детства мечтала.
После полёта инструктор подошёл к ней, положил руку на плечо:
— Ну что, барышня, теперь вы точно знаете, где ваше место?
Лидия улыбнулась:
— Знаю. Там, наверху.
23 августа 1911 года ей вручили диплом пилота-авиатора №31. Она стала первой женщиной России, получившей этот документ.
Новая любовь
Ещё в авиашколе Лидия познакомилась с молодым пилотом и инженером Владимиром Слюсаренко. Он был увлечён авиацией так же, как и она, и в их паре возникла не только дружба, но и нечто большее. Они понимали друг друга с полуслова, обсуждали конструкции самолётов, полёты, мечтали о будущем. Скоро они поженились и продолжали уже вместе работать и жить в авиации.
Они мечтали, как и многие пилоты того времени о больших перелётах, об авиационных рекордах, о том, чтобы всем доказать, что за авиацией будущее. Одной из их целей был первый перелёт между Петербургом и Москвой — сложный и рискованный маршрут в то время. Вызвались двенадцать пилотов, среди них был и Владимир.
Сначала Владимир собирался выполнить весь полёт на двухместном "Фармане", а Лидия должна была лететь в качестве пассажирки. Она волновалась, но верила в него. Они поднялись в воздух, взяв курс на Москву.
Однако им не повезло. Уже на первых километрах полёта мотор дал сбой. В воздухе, где секунды решают всё, не было времени на раздумья. Владимир принял единственное возможное решение — развернуть машину и попытаться дотянуть обратно до Петербурга. С трудом, на последних каплях удачи, им удалось совершить аварийную посадку.
Шанс отправиться снова у него был, но самолёт оказался повреждён. На помощь пришёл их коллега, авиатор Константин Шиманский. Он предложил свой мотор, но поставил условие — лететь вместе. Владимир согласился.
Когда Лидия смотрела, как они снова поднимаются в небо, у неё внутри было странное чувство — как будто она что-то знала заранее. Спустя короткое время над горизонтом появился чёрный дым…
Самолёт упал. Разбился. Шиманский погиб мгновенно, а Владимир получил тяжёлые травмы. Лидия стояла на краю аэродрома, вглядываясь в место, куда упал самолёт, и не могла двинуться с места.
Позже она напишет: "Вторично я не полетела только потому, что авиатор Шиманский предложил Слюсаренко свой мотор и, как владелец, полетел пассажиром. Результат известен — оба упали, Шиманский разбился насмерть и спас меня ценой своей жизни…"
Рискуя жизнью
Лидия вместе с Владимиром Слюсаренко, не просто летала — она творила в небе. Их выступления на авиашоу собирали тысячи зрителей, желавших увидеть чудеса пилотажа, она первой из женщин выполнила «петлю Нестерова»
В Тифлисе, когда она впервые поднялась в воздух перед восторженной публикой, небо словно проверяло её на прочность. Порывистый ветер бросал самолёт из стороны в сторону, заставляя зрителей ахать от страха. Но Лидия, стиснув зубы, уверенно управляла машиной, выполняя виражи, петли и сложные манёвры.
Она чувствовала небо, понимала его настроение. Когда её биплан, накренившись, описал головокружительный поворот, публика замерла. А затем разразилась громогласными аплодисментами.
В Риге всё могло закончиться трагедией. Ветер резко переменился, и самолёт Лидии стало сносить прямо на трибуны, полные людей. В этот момент она не думала, она действовала. Рывок штурвала, крыло почти задело первый ряд, но в последний миг самолёт ушёл вверх. Казалось, она на секунду остановила падение, повернула время вспять.
Но напряжение и перегрузка сделали своё дело — двигатель дал перебои, машина начала крениться. Ещё один манёвр, ещё один рывок — и вот она уже лежит на спине в кабине перевернувшегося самолёта. Зрители замерли. Обломки вокруг, но Лидия цела. Она сама выбирается из под обломков, отряхивает форменную куртку и, улыбаясь, машет рукой.
В тот день её имя узнали все. Она жила ради неба, а небо принимало её, испытывало, бросало вызовы. И она неизменно побеждала.
Женщина на самолёт
Уже в 1913 году, в той же Риге, она открыла свою первую женскую авиационную школу.
— Женщины тоже могут летать, — говорила она в интервью местной газете. — Они могут пилотировать не хуже мужчин. Они просто не верят в себя.
Она была не просто пилотом. Она строила самолёты, модернизировала их, вносила изменения в конструкцию. Завод, который она открыла с мужем в Петербурге, работал на износ, поставляя машины для фронта, когда началась Первая мировая.
— Лидия, тебе нужно отдохнуть, — говорил ей Владимир, когда она сутками пропадала в мастерской.
— Я отдохну потом, когда война закончится.
Но судьба распорядилась иначе. Она заболела тифом и ушла из жизни в 25 лет. Первая русская авиатриса, так тогда называли женщин-пилотов, пионер женской авиации, покорительница неба.
И сегодня, вспоминая её, мы видим не просто девушку из института благородных девиц. Мы видим бесстрашную покорительницу высоты, которая сделала первый шаг для женщин в авиации.
Сейчас в мире сотни, если не тысячи женщин-пилотов. Наши советские лётчицы покрыли себя неувядаемой славой во время Великой Отечественной войны, совершали подвиги, может быть не подвластные и мужчинам, и в мирное время.
Поздравим их всех сегодня с их женским праздником, первым весенним праздником и преподнесём им все цветы мира…