Найти в Дзене
Истории. Судьбы. Герои

Роковая ошибка Константина Эрнста, о которой никто не решался говорить вслух

Оглавление

Что может стоить репутации самому влиятельному медиаменеджеру страны? Какой просчет способен оставить несмываемый след даже на безупречной карьере человека, фактически сформировавшего современное российское телевидение?

Вступление

Константин Эрнст — человек, чьё имя десятилетиями было синонимом российского телевидения. Гений медиапространства, продюсер, режиссер, создатель телевизионных шедевров. В своем интервью журналу Forbes он однажды признался: «Я занимаюсь тем, что создаю смыслы, а потом перевожу их в символы и образы» [Forbes, декабрь 2018]. Его достижения бесспорны, но есть в карьере Эрнста эпизод, который поставил под вопрос всё, что было построено годами кропотливой работы.

Константин Эрнст уже более четверти века возглавляет ОРТ/Первый канал
Константин Эрнст уже более четверти века возглавляет ОРТ/Первый канал

Олимпийская драма

Февраль 2014 года. Сочи. Величайший триумф российского спорта и одновременно наивысшая точка карьеры самого Эрнста. Церемония открытия Олимпийских игр, режиссером которой он выступил, стала истинным шедевром — соединением истории, культуры и технологических инноваций.

Мир аплодировал. Западные СМИ, обычно сдержанные в похвалах России, не скупились на восторженные эпитеты. Британская The Guardian назвала церемонию «экстравагантным спектаклем, прославляющим всё русское» [The Guardian, 8 февраля 2014].

Церемония открытия Зимней Олимпиады-2014 запомнилась ее зрителям
Церемония открытия Зимней Олимпиады-2014 запомнилась ее зрителям

Пять олимпийских колец должны были стать кульминацией первой части представления. Пять снежинок, зависших под куполом стадиона, должны были превратиться в легендарный символ Олимпиады. Четыре раскрылись безупречно, а пятое... застыло неподвижной снежинкой.

Весь мир увидел этот сбой. Кроме российских телезрителей. И здесь кроется главная ошибка Эрнста — решение, принятое в считанные секунды, но аукнувшееся годами обсуждений.

То самое нераскрывшееся кольцо
То самое нераскрывшееся кольцо

Для российского эфира была использована запись с репетиции, где кольца раскрылись идеально. Эрнст позже признался в интервью The New York Times: «Это была защита нашего имиджа, мы сделали это для зрителей России, чтобы не разрушать праздник» [The New York Times, 10 февраля 2014].

Вопрос этики и репутации

Решение Эрнста вызвало неоднозначную реакцию в мировых медиа. Западные журналисты увидели в этом возвращение к советским традициям манипулирования информацией. Российская аудитория разделилась на тех, кто считал это проявлением профессионализма, и тех, кто увидел в этом обман.

Телевизионный критик Ирина Петровская отметила: «Это решение показало глубокий разрыв между представлением о современных медиа и тем, как воспринимают телевидение наши руководители. В эпоху интернета невозможно что-то скрыть, можно только усугубить ситуацию попыткой манипуляции» [Эхо Москвы, 15 февраля 2014].

Константин Эрнст на одной из пресс-конференций
Константин Эрнст на одной из пресс-конференций

Для Эрнста это стало моментом истины. Человек, создавший новое российское телевидение, построивший его на принципах зрелищности и развлечения, вдруг оказался перед этическим выбором: правда или красивая картинка?

Критик Даниил Дондурей в своей последней статье для журнала «Искусство кино» писал: «Эрнст попал в собственную ловушку эффектности. Десятилетиями транслируя идею о приоритете формы над содержанием, он в критический момент поступил согласно собственным принципам» [Искусство кино, июнь 2017].

Это решение стало символическим водоразделом в карьере Эрнста. После 2014 года его влияние в медиапространстве постепенно трансформировалось. Инцидент с кольцами, по мнению медиа-аналитиков, заставил многих по-новому взглянуть на роль телевидения в формировании национального самосознания.

Наследие и уроки

История с олимпийскими кольцами выходит далеко за рамки простого технического сбоя. Это история о том, как принятое в стрессовой ситуации решение может стать определяющим для репутации даже признанного гения своего дела.

Сам Эрнст позже философски отнесся к произошедшему. В редком откровенном интервью он сказал: «Если бы мне представилась возможность вернуться назад, я, возможно, поступил бы иначе. Но в тот момент я принял решение, которое считал правильным» [РБК, март 2019].

Владимир Путин и Константин Эрнст, 24 марта 2014 года
Владимир Путин и Константин Эрнст, 24 марта 2014 года

Российский продюсер Александр Роднянский отмечал: «Константин всегда был перфекционистом. Его стремление к совершенству создало множество шедевров, но в ситуации с Олимпиадой оно же сыграло с ним злую шутку» [GQ, сентябрь 2018].

Парадоксально, но именно Эрнст, создавший десятки рейтинговых реалити-шоу, в реальной жизни предпочел следовать другому принципу — показывать не реальность, а идеал.

А вы как считаете: что важнее в медиа — красивая картинка или неприкрашенная правда? Стоит ли приукрашивать реальность ради сохранения праздничного настроения или доверие аудитории важнее? Поделитесь своим мнением в комментариях!