Сегодня, в канун Международного женского дня, так хочется говорить о женской красоте, стати, силе и нежности… А чтобы не быть голословными, мы сделали подборку культовых женских портретов русских мастеров. Через эти яркие женские образы каждый вел свой монолог. Кто-то выражал чувства: страсть, грусть, печаль, восхищение, неразделенную любовь. Кто-то любовался красотой, а кто-то создавал образ матери, кормилицы, хранительницы очага. Итак, совершим небольшое ретроспективное путешествие.
1. Б. Боровиковский. Портрет М. Лопухиной. 1797
Один из самых узнаваемых женских образов, запечатлен на фоне неброского пейзажа, подчеркивающего красоту и нежность девушки из рода Толстых. Эта картина - визитная карточка мастера. На ней изображена 18-ти летняя барышня, готовящаяся выйти замуж. Собственно, по этому случаю и был заказан портрет, предназначавшийся для фамильной галереи. Он должен была соответствовать последним модным тенденциям в живописи, а именно сентиментализму.
Будущая Лопухина здесь подобна античной богине, ее окружает ореол нежности и чистоты, при этом выражение лица ее не поддается расшифровке подобно знаменитой улыбке Джоконды. Земной ее делает румянец, слегка надменный взгляд, расслабленная, но величавая поза. Пейзаж здесь тоже играет важную роль. Приглядитесь, и вы заметите цветовые переклички: шаль того же оттенка, что и роза, туника - стволы берез, пояс - небо и васильки и т.д.
2. О. Кипренский. Бедная Лиза. 1827.
Полотно О.А. Кипренского выполнено на сюжет повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Героиня повести – юная девушка крестьянского происхождения, соблазненная дворянином Эрастом и покончившая жизнь самоубийством.
Художника беспокоила тема бесправия женщин, не имевших возможности выбирать суженного. Героиня Кипренского полна невыраженных чувств, желаний, а, главное, тоски.
По стилю работа близка бидермейеру, соединяющему в себе тщательную прорисовку и достоверность изображения с сентиментальным, лирическим оттенком. В образе Лизы художник, как и писатель в свое повести, стремился показать, что обычная крестьянская девушка может глубоко чувствовать и переживать, при этом выглядеть красиво, изящно, и не менее благородно и возвышенно, чем барышни высокого сословия
3. В. Васнецов. Аленушка. 1881
По-настоящему русский, поэтический и даже сказочный образ девушки, полной печали и безнадежности, чистоты и неистраченной любви.
Свою героиню Васнецов повстречал недалеко от имения Саввы Мамонтова Абрамцево, где он много и плодотворно работал. Там он и увидел простоволосую крестьянскую девушку, очаровавшую его. «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею. Каким-то особым русским духом веяло от нее!» – вспоминал Васнецов.
Дух народного творчества, царивший в Абрамцеве, окружавшие имение леса, реки и пруды нашли отражение во многих работах великого мастера, стали великолепным фоном для известного полотна. Но именно осязаемая созвучность переживаний человека и состояния природы, сочувствующей ему, сближает жанровую картину Васнецова со сказочным сюжетом, и делает ее по-настоящему народной.
4. И. Крамской. Неизвестная. 1883
Один из самых узнаваемых русских портретов, одно время являвшийся символом Третьяковки, окутан тайной и мистификациями. Нынешний символ Третьяковской галереи был безапелляционно отвергнут самим Павлом Третьяковым, который всегда благоволил художнику и имел в своем собрании не одно его полотно.
Картина сразу же привлекла внимание публики не только чистотой своего исполнения, но и загадкой. Петербург ломал голову, кто эта таинственная незнакомка, в которой сразу угадывалось множество черт. Кто-то предполагал, что моделью стала дочь Софья Крамская, кто-то улавливал сходство с княгиней Юрьевской, незаконной женой императора Александра II. Другие были уверены, что перед ними взбалмошная крестьянка Матрена Саввишна, жена дворянина Бестужева.
Одно было несомненно. Изображенная девушка, одетая по моде и во всё лучшее сразу, щеголявшая без сопровождения средь бела дня, была фавориткой, а не светской дамой
5. В. Серов. Девочка с персиками.1887
Картина-маркер, ознаменовавшая приход импрессионизма в Россию. Запечатлеть очарование момента и естественность модели – такой была задача художника. Произведение молодого Серова произвело фурор среди художников.
Модель - Верушка Мамонтова, любимая дочка Саввы Мамонтова, сама душа всего имения Абрамцево. Вбегая с улицы в дом, она поразила своей чистотой и энергичностью молодого Валентина Серова, гостившего и работавшего у друга-мецената. Работа над портретом началась в середине августа 1887 года и длилась больше месяца.Здесь нет случайных деталей, каждый объект имеет значение. Мебель, посуда - все это реальные вещи, располагавшиеся в имении Мамонтовых.
Художник добивался «той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Особых усилий ему стоило уговорить девочку позировать. Лето на дворе, а тут надо сидеть с молчаливым и сосредоточенным Серовым. Как тут не засмеяться и не смутить художника?!
6. З. Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909
Свежесть, очарование, простота, нежность покорили зрителя с первой же выставки.
Картина получилась случайно. Зинаида гостила в Курской губернии. Яркая и холодная зима дарила этот необыкновенный свет поздним утром, а трескучий мороз удерживал от прогулок. Теплый дом, окутывал своим уютом, и молодая художница развлечения ради начала рисовать себя, углубляясь в детали, рисуя все эти баночки и пузыречки на туалетном столике.
Случайная эта картина очень понравилась родному брату Евгению Лансере. Он же настоял на том, чтобы отправить ее на вставку Союза русских художников. "За туалетом" была встречена невероятно тепло. Александр Бенуа затем писал, что Серебрякова «подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой „улыбкой во весь рот“, что нельзя не благодарить её».
7. Б. Кустодиев Купчиха за чаем. 1918
Женщина-почти богиня. Дородная, яркая, праздничная, «кустодиевская». Свой идеал женской красоты Кустодиев нашел в купеческом сословии. Он списывал своих героинь с дам интеллигентного круга, но чья красота была близка к народной.
Дородная фигура купчихи подчиняет себе все пространство картины, композиция выстаивается вокруг ее вальяжной позы, формируя даже пейзажную и интерьерную среду. Моделью послужила баронесса Галина Адеркас, наследница дворянского рода из Астрахани, родины Кустодиева.
Картина написана после Революции, уничтожившей все купеческое сословие старой России, имеет глубокий оттенок ностальгии. Полотно с первой выставки полюбилось как зрителям, так и критикам, побывала на нескольких экспозициях, в том числе за границей, а также на первой персональной выставке Кустодиева.