Найти в Дзене
Школа «Летово»

В помощь учителю | Урок-выставка: просто, ярко, результативно

«На первый взгляд, все, что делают ученики на таком уроке — просто ходят и смотрят. Но на самом деле, пока они ходят и смотрят, они отрабатывают необходимый целевой язык». Как провести урок в формате Gallery Walk и адаптировать его для отработки актуальной для класса темы, рассказывает учитель английского языка Андрей Михайлович Фетисов. — Урок, о котором я рассказываю, был проведен в 8 классе, однако формат Gallery Walk — давно известный формат для учителей иностранных языков, «рабочий» для учеников любых возрастов. Мои ученики должны были, во-первых, отработать вокабуляр по теме Symbolic Value в рамках концептов Change, Point of View и Message (тема четверти — Things That Matter), и, во-вторых, повторить и закрепить использование определенных и неопределенных артиклей. Самое простое, но самое неестественное, что можно сделать для работы с новыми словами — «садимся и делаем упражнение». Формат Gallery Walk позволяет выполнить эту работу максимально естественным образом. Такой формат х

«На первый взгляд, все, что делают ученики на таком уроке — просто ходят и смотрят. Но на самом деле, пока они ходят и смотрят, они отрабатывают необходимый целевой язык».

Как провести урок в формате Gallery Walk и адаптировать его для отработки актуальной для класса темы, рассказывает учитель английского языка Андрей Михайлович Фетисов.

Фото из школьного архива: Андрей Михайлович проводит урок в формате Gallery Walk
Фото из школьного архива: Андрей Михайлович проводит урок в формате Gallery Walk

— Урок, о котором я рассказываю, был проведен в 8 классе, однако формат Gallery Walk — давно известный формат для учителей иностранных языков, «рабочий» для учеников любых возрастов.

Мои ученики должны были, во-первых, отработать вокабуляр по теме Symbolic Value в рамках концептов Change, Point of View и Message (тема четверти — Things That Matter), и, во-вторых, повторить и закрепить использование определенных и неопределенных артиклей.

Самое простое, но самое неестественное, что можно сделать для работы с новыми словами — «садимся и делаем упражнение». Формат Gallery Walk позволяет выполнить эту работу максимально естественным образом. Такой формат хорошо известен педагогам — если описывать его максимально просто, это выглядит так: на дисплее или дисплеях транслируются какие-либо вещи, ученики рассматривают и обсуждают их — класс превращается в галерею по которой ходят ученики-посетители.

Ранее, изучая нашу тему, мы говорили о таких понятиях и явлениях, как консюмеризм, хординг, «старые деньги», скрытое богатство, говорили о том, как потребление отражается на экологии, как люди используют вещи, чтобы демонстрировать свой статус. А еще поговорили про музеи — потому что в музее выставляют вещи. И в рамках этого мы обсудили понятие символической стоимости: что это такое, что на нее влияет. В одном из текстов, которые мы изучали, было дано разъяснение аспектов, формирующих символическую стоимость того или иного объекта. Один из этих аспектов — твоя собственная эмоциональная привязанность к объекту. А такие объекты, такие вещи есть у каждого: то, на что не позарится никакой воришка, но что важно именно для тебя.

В данном контексте работа в формате Gallery Walk напрашивается сама собой — мы с классом придумали сделать выставку значимых объектов. Примерно неделю ребята думали, что могут предложить в качестве экспонатов. Те, у кого была такая возможность, принесли свою вещь на урок, другие ребята — у нас есть ученики, живущие на полном пансионе, и значимая для них вещь может находиться дома, — пришли с фотографиями.

В процессе работы мы решили, что к каждому экспонату нам нужно подготовить карточку с совсем краткой информацией — что это такое, для чего, — и более подробное описание, аннотацию. Если вы располагаете временем, при подготовке такой выставки вы можете вместе с учениками изучить, как организуется экспозиция, посмотреть примеры разных выставок. Ребята могут сами придумать дизайн карточек и аннотаций, и тогда эта работа может вырасти в междисциплинарный проект. Наш временной ресурс был ограничен, поэтому я заранее приготовил шаблоны для карточек к выставке.

Нашу выставку мы назвали It’s Personal — спонтанная выставка бесполезных и глубоко ценных личных объектов, имеющих символическую силу над их обладателями и историю, которую можно рассказать.

Чтобы устроить выставку, мы сдвинули парты в центр кабинета (мы называем такую расстановку «колбаской») и вдоль стен расставили экспонаты и развесили фото. Кстати, такую выставку можно устроить и в коридоре или рекреации школы и даже оставить там на какое-то время. Можно также сделать настоящее открытие выставки и, например, раздать участникам ролевые карточки («художник», «критик», «простой посетитель»), чтобы они действовали в соответствии со своими ролями — всё зависит от воображения и целей урока.

Фото из школьного архива: ученик изучает выставку на уроке
Фото из школьного архива: ученик изучает выставку на уроке

Перед началам урока-выставки я дал ученикам краткие инструкции: у нас должно быть три раунда обсуждений, три подхода к каждому из экспонатов, и для этой работы мы должны разбиться на малые группы по два-три человека. Работа с инструкциями — это отдельная методическая тема: важно не столько выдать инструкцию, сколько помочь ученикам ее сформировать, задавая вопросы («Как вы думаете, что логично сделать в первом раунде? для чего?» и т.п.) и получая на них ответы.

Первый раунд: у каждого экспоната висит карточка с кратким описанием, и ребята в группах, прочитав ее, должны задать вопросы об этом предмете — при этом вопросы должны быть связаны с темой нашей выставки, с символической стоимостью. При этом во время обсуждения необходимо использовать функциональный язык уже изученных ранее тем: выстраивание предположений (looks like, seems like and etc) и язык дискуссии (to my mind, according to and etc). Все вопросы записываются — в нашем случае на магнитно-маркерных досках, но можно использовать просто листы бумаги.

Второй раунд: хозяева экспонатов вывешивают более подробные аннотации. Ученики изучают их и отмечают, на какие из ранее заданных вопросов они получили ответ, прочитав аннотацию. Такие вопросы можно вычеркивать. Также ученики отмечают, какие аспекты формирования символической стоимости отражены в аннотации (например, помимо эмоциональной привязанности, шарф футбольной команды может быть редкостью и имеет социальный контекст).

Фото из школьного архива: ученица на уроке в формате Gallery Walk
Фото из школьного архива: ученица на уроке в формате Gallery Walk

И наконец третий раунд: ученики подходят к своим экспонатам, смотрят, какие вопросы остались без ответа, и кратко рассказывают каждый о своей вещи. Здесь я предложил ученикам использовать так называемые бинго-боксы, чтобы сфокусироваться на вокабуляре темы. Бинго-бокс — это маленькая табличка с произвольным количеством ячеек, в каждую из которых нужно вписать лексическую единицу. Мои ученики заполняли свои таблички сами, сверившись с vocabulary bank и взяв оттуда как минимум шесть языковых единиц. И, рассказывая о своем экспонате, каждый должен был использовать отобранные единицы.

Чтобы сделать выставку по-настоящему личной, эмоционально заряженной, учитель тоже может участвовать в ней как хозяин экспонатов. Я принес на выставку проигрыватель и виниловые пластинки, «сотки», которые собирал в детстве — так выставка стала нашей общей.

Урок в формате Gallery Walk может быть самодостаточным, но летовцы, чтобы обобщить все полученные знания, по итогам и мотивам выставки написали статьи о символической стоимости — их примеры вы можете найти в карусели ниже (авторские орфография и пунктуация сохранены).