1. Сущность планов и прогнозов
Планы и прогнозы являются формами научного предвидения будущего.
Под прогнозом понимают суждение о возможных состояниях объектов в будущем и об альтернативных путях их достижения. В то время, как план — постановка цели и предвидение событий для объекта на определенный срок его функционирования.
План базируется на прогнозе. При разработке внутрифирменных планов широко используют прогнозы, которые ложатся в основу плановых показателей. Поэтому важной задачей является отбор методов прогнозирования, соответствующих специфике хозяйственной деятельности предприятия и содержанию решаемых задач. Рассмотрим основные методы прогнозирования.
Метод прогнозирования — способ исследования объекта, направленный на разработку прогноза. По принципу действия методы прогнозирования подразделяют на две группы — интуитивные и формализованные.
2. Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования
При использовании интуитивных методов в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.
Данные методы применяют в том случае, если объект прогнозирования не поддается математическому описанию, отсутствует достаточная статистическая выборка, нет необходимых средств для проведения формализованных исследований, возникла ситуация, когда требуется принятие быстрых решений.
Все экспертные оценки могут быть подразделены на индивидуальные и коллективные.
2.1. Индивидуальные экспертные методы
Индивидуальные оценки предполагают, что каждый эксперт дает свою личную оценку вероятности события.
При проведении интервью организатор прогнозной деятельности беседует с экспертом, задавая ему вопросы по заранее разработанной программе. При этом эксперт экспромтом отвечает на самые разнообразные вопросы.
При использовании метода аналитических записок, эксперт проводит работы по анализу и прогнозированию объекта исследования. Эксперт может иметь доступ к необходимой информации. Полученные результаты эксперт направляет инициатору разработки прогноза.
Построением сценариев занимается высококвалифицированный эксперт, который в своей работе способен объединить ряд разрозненных прогнозов и метод согласования мнения экспертов. Для построения прогноза необходимо иметь несколько сценариев развития событий - оптимистический, пессимистический и средний.
В экспертном прогнозировании достаточно часто применяют метод анкетирования. Инициатор прогнозы разрабатывает анкету, которая включает ряд вопросов об объекте прогнозирования. К анкете предъявляют требования относительно отсутствия смысловой неопределенности в формулировке вопроса, а также соответствия объекту прогнозирования.
2.2. Коллективные экспертные оценки
Более достоверными являются коллективные экспертные оценки. Эти методы предполагают определение согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования.
Метод «мозговой атаки» применяется, чтобы получить коллективное решение проблемы и определить возможные варианты развития событий. При использовании данного метода формируется группа экспертов из 6 — 12 человек. В начале работы группы ведущий направляет внимание экспертов на определенную проблему, далее он выполняет пассивную роль, а эксперты генерируют новые идеи.
В случае использования метода «круглого стола» назначается комиссия, наделенная правом предварительного или окончательного заключения. Таким образом, работа комиссии позволяет согласовать мнения различных экспертов и выработать правильное решение.
Метод «Дельфы» состоит в проведении анкетных опросов экспертов и имеет три особенности: полная анонимность экспертов; использование результатов предыдущего тура опроса; полная статистическая характеристика группового ответа. Полученный таким образом прогноз содержит усредненную оценку показателей.
Метод «дерева целей» описывает иерархию целей и задач прогноза позволяет создавать систему «взвешенных» по экспертным оценкам связей. Стандартная целевая структура состоит из четырех уровней.
Построение целевой структуры, как правило, начинается сверху вниз, отражая логику продвижения от общего к частному.
Матричный метод используется когда возникает необходимость согласования прогнозов отдельных компонентов и установления связей между ними. Вначале дается прогноз развития события во времени, потом выявляется перекрестное влияние одних событий на другие. Характер влияния может быть определен как негативный, нейтральный и позитивный. Интенсивность воздействия может определяться в процентах или баллах.
Эвристическое прогнозирование основывается на обобщении суждений высококвалифицированных специалистов в узких областях знаний, т.е. используется профессиональный опыт и интуиция выдающихся ученых.
Вывод
Отечественная и зарубежная теория и практика прогнозирования располагают богатым инструментарием, который позволяет решать широкий круг задач. Ряд рассмотренных методов носит универсальный характер и применяется при решении многих экономических и управленческих задач.
Различные методы могут использоваться в комплексе, что создает проблему их совместимости. Не все методы могут сочетаться друг с другом. Кроме того, затраты на применение тех или иных методов различны. Целесообразность их применения может изменяться в зависимости от установленного времени и решаемых задач.
Напишите в комментариях, какие методы прогнозирования вы используете при разработке для своей организации прогноза потребительского спроса, прогноза продаж, прогноза закупочных цен и т. д.
Если для Вас является актуальной организация и совершенствование систем контроллинга, управленческого учета, бюджетирования, разработка прогнозов и бизнес-планов - мы рады Вам помочь!
Наш сайт: https://finconsalt24.ru/
Сообщество в ВК: https://vk.com/science_and_practice
Понравилась статья? Ставьте like и подписывайтесь на канал.