Есть мнение, что мамонты сыграли существенную роль в жизни первобытного человека. Человеку, отважившемуся продвинуться далеко на север, приходилось вести упорную борьбу за своё существование в условиях сурового климата, и мясо, жир, шкура, бивни и кости мамонта служили ему материалами для различных целей. И, конечно же, деятельность предков человека ускорила исчезновение мамонтов. Впрочем, роль антропогенного фактора в вымирании мамонтов не стоит переоценивать - ареалы расселения шерстистого мамонта и человека не всегда пересекались. Согласно исследованиям, мамонты вымерли не столько по вине человека, сколько из-за стремительного изменения климата. Учёные считают, что таяние льдов Арктики привело к увеличению влажности, образованию озёр, рек и болот и почти полному исчезновению растительности, которой питались мамонты. Мамонты не смогли быстро адаптироваться к скудному рациону после резкой смены ландшафта, что привело к сокращению их популяции и вымиранию. Крупные травоядные животные на протяжении миллионов лет создавали ключевые условия для глобального биоразнообразия, изменяя всё - от почв и растительности до экологических ниш более мелких животных. Без копытных травоядных, удобрявших почву, погибли травы. Без трав, всасывавших воду, почва стала более влажной. Земля покрылась мхами и деревьями. Этого было достаточно, чтобы кульминацией стала совершенно новая экосистема: на месте богатейшей северной степи сегодня простираются почти бесплодные болота, тундра и тайга, а место злаков заняли мхи.
После исчезновения мамонтовой мегафауны некому утрамбовывать снег, что приводит к таянию вечной мерзлоты и выбросу углекислого газа и метана. Это происходит из-за того, что в составе вечной мерзлоты есть толстые слои ледяных почв, насыщенных останками растений и животных. Когда мерзлота оттаивает и разлагается, микроорганизмы начинают перерабатывать этот органический углерод, высвобождая часть его в виде парниковых газов. Чрезмерное увеличение объёма парниковых газов в атмосфере может привести к негативным последствиям для человека и животных. Но и это ещё не всё! Не менее страшной проблемой могут оказаться вирусы, законсервированные в вечной мерзлоте.
И пока "зелёные" кричат о потеплении климата, ученые вплотную занимаются данной проблемой. В Якутии в "Плейстоценовом парке" российские экологи- энтузиасты пытаются превратить малообитаемую тундру в живую саванну, схожую с биомом позднего Плейстоцена за счёт заселения на территорию тундры крупных травоядных животных. Эксперимент инициирован Сергеем и Никитой Зимовыми и продолжается почти 30 лет.На ограниченной территории в тундре воссоздали утраченную экосистему, выпустив туда травоядных животных: лошадей, бизонов, северных оленей, зубров, яков и других.
Зимовы считают, что увеличение растительности и биоразнообразия может быть ключом к замедлению глобального потепления или хотя бы к смягчению его последствий в будущем. Поскольку высокопродуктивные пастбища лучше балансируют выбросы и поглощают углекислый газ. К тому же земля на пастбищах промерзает больше, чем в лесу. Зимой температура почвы в этих краях существенно выше, чем температура воздуха. При этом слой снега действует как теплоизолятор, не давая холодному воздуху достигать мерзлоты. Когда пасущиеся копытные топчут и разрывают снег в поисках пищи, он теряет теплоизолирующие свойства, и почвы промерзают гораздо сильнее. И действительно, изменения в заказнике уже заметны: земля стала суше, а температура почвы в Плейстоценовом парке на 3-4 градуса ниже, чем за его пределами.
Некоторые учёные высказывают сомнения в эффективности идеи воссоздания среды обитания мамонтов для "охлаждения" планеты. Например, они отмечают, что летом в лесных районах Арктики деревья и мох играют решающую роль в защите вечной мерзлоты от таяния, и вытоптанный мох только усугубит ситуацию. Да, это один из потенциальных побочных эффектов такого подхода. Однако, по мнению исследователей Зимовых, положительное влияние эффекта от разрушения изолирующего снежного покрова зимой в несколько раз больше.
Как видим, разговоры о возможности немного отодвинуть глобальное потепление и о возвращении мамонта как ключевом элементе для восстановления утраченных экосистем и климата уже не звучат "желтовато". И если раньше большинство учёных всё-таки склонялись к тому, что не стоит "играть в Бога", то теперь стремительно меняют своё мнение, ибо восстанавливать имеет смысл только те виды, которые играли ключевую роль в определенных экосистемах.
И само "воскрешение" мамонтов уже не за горами. По информации на март 2025 года, американская генно-инженерная компания Colossal Biosciences планирует представить шерстистого мамонта к 2028 году. Руководитель проекта - уважаемый в мировом научном сообществе генетик Джордж Черч рассказал, что их цель - не просто воссоздать одну особь. Компания намерена вырастить целые стада мамонтов, которые будут самостоятельно жить в тундре.
Надо признать, что уже есть успехи в этом направлении. Выведение "шерстистой мыши Colossal" учёные назвали первым шагом к возрождению мамонта.
И если "шерстистые мыши" пройдут проверку на выживаемость в условиях экстремального холода, то аналогичные генетические модификации будут применены к ближайшим живым родственникам мамонтов - азиатским слонам. И, возможно, что уже скоро мир может увидеть первого мамонтенка, а вернее - морозоустойчивого слонёнка с признаками мамонта.
Целью мамонтовоскрешателей является не точное воссоздание древних хоботных, а создание функционального аналога, который будет хорошо чувствовать себя в условиях до -40 °С и выполнять действия, характерные для этих животных. С точки зрения биосферы он и есть настоящий мамонт, и неважно, это вымерший шерстистый мамонт или модифицированный слон.