Этот дом на берегу Тарсы в ожидании скорого приезда своей хозяйки. Ангелина Семеновна Павлова живет в Тульской области, но каждый год на все лето возвращается в родительский дом на улице Чкалова в селе Ямщина Инсарского района, который сама и восстановила. Приедет, как всегда, 9 мая, и первым делом навестит на сельском кладбище могилу отца – Семена Михайловича Ладанова.
По Висле за «языком»
В семейном альбоме Ангелины Семеновны есть его фронтовая фотография. А в середине 80-х годов увидела она отца и на кадрах документальной киноэпопеи «Стратегия Победы». В тринадцатой серии фильма кинооператор всего на несколько секунд запечатлел Семена Михайловича в кругу разведчиков в минуты короткого отдыха в крепости Модлин. Там Ладанов добыл «языка», за которым охотились и поплатились жизнями бойцы нескольких разведгрупп.
Главным препятствием на подходе к Модлину, затормозившим войска на пути в Берлин, стали реки Висла и Нарев, каждый сантиметр которых немцы простреливали. Но разведчикам нужно было добыть языка.Перехитрить фашистов удалось разведгруппе старшины Ладанова. Плененный немецкий обер-лейтенант выложил на допросе план и сведения о вооружении, схему огневых точек крепости Модлин. Этот боевой эпизод из жизни отважного разведчика был отмечен уже второй благодарностью Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1945 года С.М. Ладанов награжден орденом Красной Звезды. Но орден ему вручили лишь в 1957 году. Обрадованный известием о своем награждении, сельский ветфельдшер был, однако, огорчен тем, что поездка в Кремль сорвала график прививок животным. Человеком он был дотошным, для которого дело - превыше всего. Даже во фронтовых окопах, когда другие бойцы спали в перерывах между боями, он все четыре года войны аккуратно вел дневник.
Подвиг при Модлине – не единственный во фронтовой биографии Ладанова. Еще раньше, попав с полком в окружение, он вывел из него с боями 26 бойцов. После этого смельчак и оказался во фронтовой разведке.
«Георгий» за отца
Возможно, в те самые минуты, когда старшина Ладанов скрытно переправлялся на занятый немцами берег Вислы, а затем возвращался с «языком» назад, его маленькая дочка Ангелина стояла на коленях в адашевской церкви, держа перед собой в вытянутых руках Георгиевский крест своего деда Михаила Ивановича, проявившего храбрость в Русско-японской войне. Принеся драгоценную награду в жертву церкви, Ангелина попросила у Всевышнего сохранить жизнь отца. Девочку послала в церковь обеспокоенная долгим отсутствием в самом конце войны писем от сына бабушка. И весточка от него пришла! А по осени вернулся домой и сам фронтовик. Услышав о пожертвованном «Георгии», он до конца своих дней не переставал верить в чудо, благодаря которому помог наступлению армии, и, возможно, выжил сам.
Семейные реликвии
А «Георгий» из церкви пропал. Но в роду Ладановых и поныне остаются другие реликвии, почитаемые как семейные обереги: тульский самовар, серебряный рубль, кедровый шкафчик, старинный подсвечник. В Ямщину раритеты прибыли из Суздаля перед началом Великой Отечественной войны вместе с тетей Семена Михайловича, монахиней. За ней и этими семейными оберегами Семен Михайлович ездил на станцию Кадошкино на лошади.
Самовар вместе с серебряным царским рублем был подарен в 1908 году тульскими мастерами новорожденному Семену, род которого зародился в Туле. Как и самовар, рубль должен был стать для младенца оберегом. Так случилось, что в семье родителей Семена Михайловича родилось 16 детей, а выжили только трое. Семен Михайлович – единственный из оставшихся в живых мальчиков. Родился он в Ямщине, куда еще в 19 веке переехал на государеву службу земским начальником прадед.
Кедровый настенный шкафчик, как и старинный подсвечник, стоял раньше в монашеской келье. После смерти монахини шкафчик остался в семье Ладановых, и хозяин дома хранил в нем бинты, вату и марлю, не разрешая, класть пахучие вещества. Шкафчик и сегодня хранит в себе запах кельи и ладана.
Когда в декабре 1941 года Семен Михайлович уходил на фронт, тетя дала ему и серебряную ложку. Однако та не уберегла старшину от трех тяжелых ранений, осколки от которых носил в костях головы до конца жизни.
- До семидесяти лет отец продолжал работать, - рассказывает А.С. Павлова. – После войны приняли его ветсанитаром, затем был он ветфельдшером, заведующим ветеринарным участком.
Родина – прежде всего!
И сама Ангелина Семеновна хотела стать ветврачом. Но уехала в 1957 году в Тулу.Выучившись на художника-модельера одежды, со своими моделями одержала даже победу во всесоюзном конкурсе. Поляки, закупившие ее модели, подарили их автору швейную машинку «Радом», о которой Ангелина Семеновна и мечтать не могла. Но у нее был одержимый наукой муж. Он работал в закрытом институте руководителем служившей мирным целям гамма-установки. Работа мужа была связана с поиском новых методов консервации продуктов, в том числе, разработкой питания для космонавтов. С помощью установки делали вино, сохраняли без применения холода свежими мясо, фрукты, стерилизовали кожевенное сырье. Муж заменил некоторые части швейной машинки на отечественные, а «родные» использовал в своей установке. Он, говорит Ангелина Семеновна, отдавал и большую часть зарплаты, лишь бы быстрее внедрить то, что придумывал для решения государственных задач: «Деньги его не интересовали, при высокой зарплате мужа жили мы очень бедно. Почти все заработанное уходило на реконструкцию установки. Разрабатывая проекты, с такими же одержимыми идеей сподвижниками, муж не жалел себя, сам загружал в установку радиоактивный материал. Сильно облучившись, умер в 36 лет. В живых нет уже и никого из тех, кто работал с ним».
Дочь Павловых Людмила, в совершенстве изучившая два иностранных языка, родилась инвалидом, болезнь настигла с рождения и ее сына Юрия. Ангелина Семеновна и сама поменяла работу модельера. Окончив Технологический институт и Институт управления пищевой промышленности, она стала начальником спецчасти в НИИ, где работал муж. Ради интересов государства Павловы оставили в Туле и городскую квартиру, переехав в поселок в лесной местности.
Памятника не заслужил?
Вся послевоенная жизнь С.М. Ладанова была связана с ветеринарией. Он не любил вспоминать при народе о фронтовых буднях, и даже об эпизоде с захватом «языка» рассказал дочери после долгих ее уговоров. В Ямщине все знают, что Семен Михайлович воевал, однако бывший фронтовик продолжает лежать на местном погосте под простым крестом. Умер он в 1981 году, а памятники государство ставит лишь скончавшимся после 1992 года ветеранам войны. Рядом лежит и его супруга, во время войны едва не погибшая от бандитской руки в родном доме. Односельчане доверили ей собирать масло, которым темной ночью захотели завладеть грабители. Но, пробравшись в дом, ушли без добычи. Уже после войны один из бандитов признался: «Хорошо, что тогда вы нас не увидели. У нас ножи были наготове».Но если бы грабители унесли тогда даже килограмм масла, маму Ангелины Семеновны все равно бы расстреляли: суровые были до и после войны законы! Супруги Ладановы довольствовались в жизни малым. Их дочь Ангелина тоже не стала богатой, но не перестает мечтать о скромном памятнике для отца. Не получал он при жизни большой пенсии, не пользовался и льготами, которые порой достались и не нюхавшим пороха. Но памятник на свою могилку заслужил! Если нет денег в районном бюджете, может, найдется хоть один предприниматель, который в благодарность героическому земляку поставит ему заслуженное надгробье?
Валентин ПИНЯЕВ.
--
В дополнение к опубликованному:
Журналисты «Известий Мордовии» помогли установить памятник защитнику Отечества Семену Ладанову
09:00, 11 мая 2025, сайт газеты "Известия Мордовии":
Накануне 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне на кладбище села Ямщина Инсарского района установлен памятник местному уроженцу С.М. Ладанову. Ветеринар в мирной жизни, Семен Михайлович ушел на фронт в декабре 1941г., закончил боевой путь в мае 1945 г.
Старшина С.М. Ладанов много раз отличался в боях. Попав с полком в окружение, он с боями вывел из него 26 бойцов, и после этого оказался во фронтовой разведке. А в январе 1945 года в районе крепости Модлин под ураганным огнем добыл «языка», за которым охотились и поплатились жизнями многие его боевые товарищи. Плененный обер-лейтенант выложил на допросе план и сведения о вооружении, схему огневых точек крепости, и это помогло нашим войскам организовать успешное наступление.Как раз в районе крепости Модлин старшину Ладанова в кругу разведчиков в минуты короткого отдыха запечатлел на несколько секунд фронтовой кинооператор, и эти кадры вошли в серию «Победная весна» документальной киноэпопеи «Стратегия Победы».
Ратные дела нашего земляка отмечены многими наградами, в числе которых две Благодарности Верховного главнокомандующего И.В. Сталина, орден Красной Звезды. Вернувшись с фронта, он остаток жизни посвятил ветеринарии.
Умер С.М. Ладанов в 1981 году, был похоронен в Ямщине под обычным крестом. Его дочь Ангелина Семеновна Павлова, которой исполнилось 87 лет, долго хлопотала о памятнике для отца-фронтовика. Но по существующему положению памятники полагаются только умершим после 1992 года защитникам Отечества.
Рассказав 5 марта этого года в газете о С.М. Ладанове и его боевых делах, журналист «Известий Мордовии» обратился к предпринимателям: «Давайте уважим героя, поможем установить памятник на его могиле!».
К сожалению, в Инсарском районе на призыв газеты никто не откликнулся. Спонсор нашелся в Саранске. Прочитав очерк о С.М. Ладанове, предприниматель по имени Михаил (он попросил не называть его фамилию) пожертвовал на памятник Семену Михайловичу 50 тысяч рублей.
— Дай Бог, здоровья и всех благ Михаилу, — сказала Ангелина Семеновна Павлова, узнав о благородном поступке пожелавшего остаться неизвестным спонсора. – Пока жива, я каждый день буду за него молиться