Шесть авиалайнеров МС-21 в 2024 году, 12 – в 2025-м. Два Ту-214 в 2023-м, семь – в 2024-м, а в 2025-м и в последующие годы – по десятку. SSJ NEW: два в 2023-м и по 20 в 2024 и 2025 годах. Ил-114: два в 2024 году, восемь – в 2025-м. На 2025 год программой развития авиатранспортной отрасли была запланирована поставка по 15 самолётов «Ладога» и «Байкал», и даже двух Ил-96. Заявленные чиновниками от авиапрома планы провалены. Но не будем о грустном, а будем о том, сколько наша промышленность сможет произвести гражданских магистральных самолётов в нынешнем году. Реально, а не по утопическим прогнозам.
С русифицированным «Суперджетом», то есть, с SSJ NEW, всё понятно. Его главный импортозамещённый компонент, двигатель ПД-8, на данный момент всё ещё пребывает в стадии испытаний и пока даже не получил сертификата. Получит, конечно: дело движется вперёд, и уже в этом году ПД-8 начнут испытывать под крылом SSJ NEW. А ведь самолёт нужно ещё облетать в варианте с локализованными бортовыми системами и агрегатами. В общем, в лучшем случае несколько серийных ремоторизированных «Суперджетов» авиакомпании получат во второй половине 2026 года. А скорее всего, так и вовсе в 2027 году. Так что, применительно к 2025 году об этом самолёте мы не говорим.
Ил-114. По самой последней информации, все сертификационные работы с ним действительно удастся завершить до конца текущего года. Поэтому первые поставки – 2026 год. То есть, в 2025-м тоже по нулям.
Теперь что касается МС-21-310. Его двигатель ПД-14 сертифицирован ещё в 2021 году и с ним вопрос, слава богу, закрыт. В феврале Иркутский авиазавод получил первую партию этих двигателей. В заводских цехах их ждут девять планеров МС-21 в разной степени укомплектованности и ещё четыре планера – в стадии сборки. Но нельзя просто подвесить двигатели под их крылья и выпустить в небо – перед этим нужно испытать и сертифицировать импортозамещённый вариант самолёта (этим займётся борт 0013). Подобные испытания начнутся только летом и потребуют времени, и совсем не факт, что всё пойдёт как по писанному. То есть, окончательную сборку первых серийных МС-21 в нынешнем году скорее всего начнут (для них законтрактовано семь ПД-14), но вряд ли хотя бы одна из этих машин оторвётся от взлётной полосы раньше 2026 года. Получается, и здесь ноль!
Про Ил-96 в верхах больше не вспоминают ни в каком виде, проект «Ладоги» пребывает в стадии изготовления первого планера, и этот самолёт ждёт ещё долгая дорога испытаний, доводки и сертификации с финишем где-то в 2028 году. У «Байкала» снова обнаружились проблемы, на устранение которых потребуется не менее трёх лет и не менее 10 млрд рублей, которые не запланированы никакими сметами. Но главная беда этого самолёта в том, что перед началом его разработки забыли поинтересоваться, нужен ли он кому-то в принципе. В общем, у российского авиапрома на 2025 год остаётся единственная надежда: Ту-214. Который тоже оказался в отстающих из-за вдруг обнаружившейся в его конструкции зарубежной составляющей, естественно, потребовавшей импортозамещения. Но там её было в разы меньше, чем у «Суперджета» и МС-21, поэтому здесь проблема всё же решается более быстрыми темпами.
Итак, Ту-214. Производственные мощности Казанского авиазавода по состоянию на 2022 год позволяли ежегодно выпускать не более двух-трёх этих самолётов. За три минувших года проделана гигантская работа по расшивке узких мест и модернизации основных производственных направлений, но она ещё не закончена и будет продолжаться до 2026 года. А насыщение необходимым станочным парком завершиться в 2028 году. Вот тогда действительно можно рассчитывать на заложенный в Программу выпуск 10 лайнеров в год. К 2026 году будет готова и версия самолёта с экипажем из двух человек. И всё же, Ту-214ЛЛ с импортозамещёнными 15 основными и 30 вспомогательными системами летает с прошлого ноября, что позволит уже в 2025 году завершить его испытания и запустить в производство. То есть, первые серийные Ту-214 выкатят из сборочного цеха уже в этом году!
В каком количестве? В феврале, в руководящих органах Татарстана, говорили о двух ожидаемых в 2025 году машинах. Но наступил март, и речь идёт уже о четырёх, которые должны получить авиакомпании S7 Airlines, «ИрАэро» и «Якутия». Впрочем, пока испытания Ту-214ЛЛ не завершены, уверенно заявлять об этом, на мой взгляд, преждевременно. Тем не менее, есть довольно высокие шансы, что первые серийные полностью локализованные Ту-214 заказчики получат ещё до наступления следующего года. Значит, общий итог российского гражданского авиапрома в 2025 году – две или три, а при самом благоприятном раскладе – четыре машины. Но, зато, с этого момента их выпуск в стране будет только нарастать: в 2026-м вполне можно рассчитывать на производство не менее 10-12, а в 2027-м – уже не менее 20-25 пассажирских авиалайнеров.
MotorProject© Константин Закурдаев
#Ту-214 #новыйсамолёт #выпусксамолётов #МС-21 #авиация #Суперджет #авиапром2025