Актуальность:
Исследовательский проект - это "важный" этап в жизни каждого школьника. Сейчас этот пункт - обязательный в школьной программе, на него выделяются отдельные часы, а где школа посерьёзнее - и специальный учитель по "проектной деятельности". Но главный показатель "важности" - оценка в аттестат.
Во что превращаются эти проекты в конкретных случаях, я описывал в предыдущей статье. Хотя задумка, разумеется, великолепная. Я ещё раз акцентирую внимание:
Один грамотно организованный проект для ученика может заменить пару лет обычного обучения в школе по конкретному предмету.
Это в контру тем, кто считает, что на проекты не хватает времени. Подтекст: нет времени - тратьте на проекты урочные часы.
Проблема:
Проекты в современном "массовом" виде - это не просто профанация. Это подчас намеренный саботаж. Эти "проекты" не только не выполняют главной своей главной функции - развитие исследовательского стиля мышления у ученика, но и мешают другим аспектам его [ученика] развития. Не говоря уж о том, что создают весьма неприятное состояние стресса (для всех участников - детей, учителей, родителей) со всеми вытекающими последствиями.
Цели:
Очень хочется, чтобы проекты стали хотя бы не вредными. А в идеале - действительно начали выполнять свою функцию.
Задачи:
Я собираюсь предложить ряд мер, которые помогут участникам образовательного процесса совместно достичь заявленных целей.
Ход работы:
Гипотеза. Разумеется, надо понимать, что мои статьи читают в основном учителя или родители. При чём, как это ни печально, именно "ИЛИ". Поэтому и рекомендации буду давать с учётом противления прочих сторон. Это осложняет ситуацию, переводя обучение в режим "двое против одного". На детей, как любят говорить мои читатели, надежды нет совсем, но родитель или учитель вполне может малыми силами организовать проектную деятельность на достаточном уровне.
Давайте ещё раз вспомним, какие основные задачи ставит перед собой проектная деятельность. Не те, что в бумажульках от всяких иро прописаны, а нормальные, реальные (без иерархии, просто перечислю):
- Развитие исследовательского стиля мышления
- Провокация самостоятельной деятельности и принятия решений
- Развитие навыков работы с источниками информации
- Развитие навыков построения экспериментов и обработки результатов
- Обучение "научному" языку в "презентации" - последовательность, логичность, соответствующие клише, визуальность и наглядность. (Заготовка под научные публикации)
Это не все, но основные, которые можно принять за основу. Я сознательно не включил сюда раздел "предметные знания", потому что не считаю предметные знания вообще целью школы.
Здесь родителю или учителю нужно запастись сложной штукой - эмпатией. (Про неё как-нибудь напишу.) Нужно максимально точно оценить уровень развития проектных навыков конкретного ребёнка. Это зависит от многих факторов, например, от возраста, населённого пункта, школы, класса, учителя, семейных конфликтов и так далее. Нас интересует то, что у педагогов умно зовётся "зона ближайшего развития".
Определив уровень ребёнка Вы (уже персонально Вы - тот, кто будет этим всем заниматься) выбираете одну конкретную цель. Например, для пятиклассника это может быть работа и информацией, для второклассника - самостоятельная деятельность, для девятиклассника - эксперименты.
Важно не сваливать на хрупкие плечи школьника всю ношу проекта. Если малыш не опытный исследователь, то он просто сломается под этой тяжестью.
Поэтому Вы всё прочее берёте на себя.
Пример
Скажем, у вас десятиклассник. Вы решили развить в нём навыки экспериментаторской деятельности. Вы подбираете ему литературу. Вы хотя бы в общих чертах планируете эксперимент (ребёнку можно и не сообщать деталей). Вы следите за тем, чтобы у ребёнка "внезапно" оказался под рукой нужный инструмент. Вы же и находите время, когда организовать ребёнка на эксперимент.
В экспериментах важна итеративность. Эксперимент никогда не получается с первого раза (ну если это не лабораторка в школе, которая уже отработана до автоматизма). И ребёнок ДОЛЖЕН это знать. Можете прямо сказать, можете подвести к этому - не важно. Важно, чтобы эксперимент ученик поставил несколько раз, и из них выбрал наиболее удачный.
Сейчас многие родители скажут "да у нас нет времени, чтобы этим всем заниматься". А у учителей ещё круче есть отмазон: "у меня 30 таких детей, я что каждому должен подбирать литературу?".
Резонно, трудно возразить.
Хотя, теперь попробуйте возразить вот на что:
Взрослые (учителя и родители) должны тратить своё время на развитие детей. При чём, скидывать ответственность друг на друга запрещается - даже если один отказывается от ответственности, придётся её брать на себя другому, иначе страдает ребёнок (что на мой взгляд недопустимо)
Так как проектной деятельностью всё равно так или иначе заниматься взрослым, то тут можно дать лишь несколько рекомендаций.
Рекомендации
Родителям: выберете тему проекта, в которой Вы сами отлично ориентируетесь. Ориентируетесь на столько, что можете сказать, что в ней может не понять конкретный ваш ребёнок. Потратьте пару часов личного времени и проанализируйте, что в ВАШЕЙ деятельности смог бы сделать ВАШ ребёнок. Не обязательно брать работу. Это может быть хобби, детское увлечение... Это сэкономит кучу усилий и времени.
Учителям: Вам всё равно так или иначе долго заниматься этой самой проектной деятельностью. Потратьте пару дней (можно в каникулы, когда уроков нет, а на работу всё равно ходить), чтобы набрать список тем, в которых ВЫ ориентируетесь. Под каждую тему можно заранее подобрать литературу, продумать планы экспериментов и так далее. Не обязательно на 30 учеников делать 33 темы (+10% запаса). Можно обойтись десятком, но комбинировать их.
Общие:
Ключевой момент для обеих групп - ВЫ должны хорошо представлять себе, что в теме проекта НЕ СМОЖЕТ сделать ребёнок.
Не бойтесь какие-то вещи делать за ребёнка. Не требуйте от второклассника проекта уровня статьи из physical review. Да и от десятиклассника тоже
Кстати, о physical review - не поленитесь и прочитайте 1-2 статьи из серьёзных научных изданий. Не курсовые студентов, не онлайн-журнал "1 сентября", а серьёзные. Важным критерием является рецензируемость издания. Не обязательно пытаться понять, что там происходит, достаточно просто увидеть общий стиль.
Очень часто я сталкиваюсь с тем, что взрослые отправляют ребёнка "иди делай проект", а он не идёт. Знаете, почему? Потому что
он не знает, с чего начать.
На 90% причина в этом. Начните за него. Лучше, конечно, вместе с ним, но для первого раза сойдёт и "за него".
Учителя часто любят посылать детям "образцы" - проекты предыдущих лет. Но это не совсем хорошо. Надо понимать, что это лишь результат, который получился после упорных проб и ошибок. Образец хорошо показать, когда работа над проектом уже идёт.
Чтобы подтолкнуть к началу работы над проектом, лучше всего дать ребёнку конкретное задание. Например, это может быть задание "найди вот эту книгу и вот ту главу в ней". Задание должно быть заведомо выполнимым даже самым "гуманитарием".
И ещё касательно выбора темы несколько моментов:
Тему проекта разумно менять, даже если она "утверждена". Главное, не за два дня до защиты.
Лучше получается проект, в котором предполагается практическая часть, и именно сделанная руками ребёнка. (тема "ядерное оружие" как бы намекает)
Со всех сторон полезнее будет выбирать тему на стыке наук. Физика-литература, техника-история, музыка-электроника.
Основные результаты и выводы:
Коротенько подведу итоги и ещё раз скажу:
Проект выполняется самостоятельно, но обязательно под руководством взрослого. Нельзя бросать ребёнка наедине с проектом.
Проект должен быть заведомо посильным конкретному ребёнку.
Время, потраченное на хороший проект заведомо ценнее времени, потраченного на обычный урок.
В конце концов, если так получилось, что Вы (взрослый) сейчас занялись проектом, значит это не последний проект в Вашей жизни. Наработки, которые Вы сделаете сейчас пригодятся в будущем и сильно сэкономят время.
И главное: не гонитесь за несколькими зайцами. Выберите ОДНУ над-цель, и планомерно пытайтесь её достичь.
В других статьях я напишу подробнее про то, как выбрать тему, как организовать ребёнка на работу в разном возрасте, как оформить результат, как подготовить презентацию. Чтобы было "хорошо", а не "правильно", потому что правильно всегда нехорошо.