Над верхушками деревьев бесконечного машукского леса взмывают руины таинственного замка. Он неизменно притягивает взгляд, когда любуешься окрестностями с Перкальских скал.
"Замок" в этой глухой местности появился не случайно. Район Перкальских скал давно был излюбленным местом загородных прогулок водяного общества. В эту отдалённую окраину Пятигорска добирались на конных экипажах, чтобы полюбоваться здесь видами, испить прохладной воды родников - ну или согреться горячим чаем в деревянном домике кафе-ресторана.
Популярность среди отдыхающих этому месту принёс казённый Перкальский питомник, который был заложен ещё в 1878 году. И только спустя 30 лет здесь приступили к строительству благоустроенного дома "для чинов пятигорского лесничества".
Выбор места на высоком холме, очевидно, был очень удачным. Из окон дома хорошо просматривалась "подведомственная" территория питомника, открывались замечательные виды на Бештау и Машук. А сказочная внешность самого "замка на горе" должна была привлекать сюда курортную публику.
Строительство, правда, затянулось - возникли проблемы с финансированием. Несколько лет "замок" простоял без окон и дверей, прежде, чем его завершили окончательно. Для постройки использовали, конечно, пятигорский травертин, который добывался в каменоломнях по соседству.
Эти травертиновые стены, собственно, и всё, что теперь осталось от некогда живописного строения среди зелёных угодий машукского леса. Пустые глазницы окон, обрамлённые нестареющим травертином, смотрят вдаль на синие вершины Бештау.
Внутри здания не осталось междуэтажных перекрытий, а деревья в "комнатах" достигают высоты третьего этажа. Закопчённые пожарами балки хаотично громоздятся во внутренних помещениях.
Без крыши, без окон и дверей старый дом внутри устелен белым одеялом свежего снега, скрывая под ним от любопытных глаз разруху гнилых досок. Не знаю, можно ли считать, что этот белый снег немного смягчил скорбный вид почерневших руин?
По свежему снегу тянутся цепочки следов: по разрушенному дому бродят только кошечки и собачки (может, ещё и лисы) в поисках какого-нибудь укрытия от холода. А нам страшно даже ступить ногой дальше порога: не видны под снегом опасности, подстерегающие в руинах старого дома любопытного вторженца.
Под ногами хрустят остатки фигурной штукатурки с потолков. Деревянные рамы, перекрытия и дранка сгнили. И только травертину ничего не стало за эти годы забвения! В ясный день он как будто светится уютным жёлтым цветом - и мог бы служить ещё долгие годы!
Всё, что было ценного в доме, украдено. Даже стены раскурочены так, чтобы выкрасть всю проводку, заделанную в штукатурку. Гадкие ручонки не дотянулись только до самого верха, на котором видны ещё остатки металлических труб.
Но понятие "ценного" у каждого своё... Я не могу оторвать взгляд от пористого камня, не перестаю касаться его руками... Очень хочется унести с собой на память какой-то кусочек. Но они как назло все огромные и тяжёлые - обтёсанные "кирпичики", выпавшие из оконных и дверных проёмов.
И тут я случайно замечаю маленький камушек, отколовшийся от травертинового крыльца. Хвать в карман! Я буду беречь его и знать: когда этого здания больше не будет, у меня останется его маленькая частичка, частичка истории длиной более чем в сотню лет...
Заброшенный "замок" возвышается над маленькими домиками, гнездящимися у подножия холма - они окружили его как свита. Наверно, это остатки детского лагеря, который располагался в Доме лесничества до того, как всё было кончено.
Домики эти совсем в ужасном состоянии: с грузно нависшими дырявыми потолками и провалившимися полами. Исследовать их неприятно и очень опасно. Интересующей меня истории здесь всё равно нет.
Только бродячие котики чувствуют себя в этом хаосе как дома: судя по мискам, их здесь подкармливают, поэтому они могут себе позволить сыто и беззаботно греться на весеннем солнце.
Хронология старого "замка" более-менее предсказуема, не слишком разнообразна и не богата на интригующие события. После постройки здесь квартировало лесничество, позже располагался Дом отдыха работников земли и леса. Долгие годы в доме существовал "Лесной музей", который служил экскурсионным объектом у посетителей Перкальского питомника.
После войны был детский дом, в котором проживали сироты, чьи родители погибли в боях за Родину. В 1980-ых разместилась молодёжная туристическая база "Ровесник", а в 1990-ых оборонно-спортивный лагерь. А после, как и многое в стране, крепкий и красивый "замок" стал "вдруг не нужен".
Переходя от одного заброшенного домика к другому (главное, не наступать на жёлтый снег), я мысленно сокрушалась от бессилия и невозможности дать новую жизнь этому "замку"... Какой бы славный был отдых в уединённой тишине старинных стен!
Сгорбившись над лесным массивом, "замок" с немым укором глядит на нас. Скоро деревья его совсем поглотят... И только травертиновые стены ещё долго будут напоминать о счастливых временах, в которых новенький дом, увитый плющом, был местом притяжения отдыхающих и гармоничной частью природного пейзажа.