Найти в Дзене
Офисный рассказчик

Роль Прони фильме «За двумя зайцами» подарила ей известность, но не сделала счастливой

Когда в 1961 году на экраны вышел фильм «За двумя зайцами», советский зритель хохотал до слез. Эта искрометная комедия, снятая режиссером Виктором Ивановым на киностудии имени Довженко, мгновенно стала культовой. А в центре этого вихря смеха и нелепостей стояла она — Проня Прокоповна, сыгранная Маргаритой Криницыной. Ее манерная речь, нелепые ужимки и щербатая улыбка сделали героиню народной любимицей. Но за кадром этой истории скрывается другая — о талантливой актрисе, чья жизнь оказалась полна драматизма, разочарований и неисполненных мечтаний. Роль, подарившая ей славу, стала одновременно и ее проклятием. Почему же Проня, такая яркая на экране, не принесла счастья своей создательнице? Давайте разберемся. 1960-е в Советском Союзе — время, когда страна, пережившая войну и сталинские репрессии, наконец-то начала дышать чуть свободнее. Кино расцветало: на экранах появлялись лирические драмы, военные эпопеи и, конечно, комедии, которые становились отдушиной для миллионов. «За двумя з
Оглавление

Когда в 1961 году на экраны вышел фильм «За двумя зайцами», советский зритель хохотал до слез. Эта искрометная комедия, снятая режиссером Виктором Ивановым на киностудии имени Довженко, мгновенно стала культовой.

А в центре этого вихря смеха и нелепостей стояла она — Проня Прокоповна, сыгранная Маргаритой Криницыной. Ее манерная речь, нелепые ужимки и щербатая улыбка сделали героиню народной любимицей.

Но за кадром этой истории скрывается другая — о талантливой актрисе, чья жизнь оказалась полна драматизма, разочарований и неисполненных мечтаний. Роль, подарившая ей славу, стала одновременно и ее проклятием. Почему же Проня, такая яркая на экране, не принесла счастья своей создательнице? Давайте разберемся.

Эпоха смеха и слез: кино 60-х в СССР

1960-е в Советском Союзе — время, когда страна, пережившая войну и сталинские репрессии, наконец-то начала дышать чуть свободнее.

Кино расцветало: на экранах появлялись лирические драмы, военные эпопеи и, конечно, комедии, которые становились отдушиной для миллионов. «За двумя зайцами» — экранизация пьесы Михаила Старицкого, основанной на произведении Ивана Нечуя-Левицкого, — идеально вписалась в этот контекст.

Легкая, музыкальная, с яркими характерами и тонким юмором, она рассказывала о незадачливом цирюльнике Свириде Голохвастове (Олег Борисов), мечтающем о богатой женитьбе, и его «невесте» Проне — некрасивой, но с приданым в десять тысяч.

Этот фильм был глотком свежего воздуха в эпоху, где драматические сюжеты о героизме и подвигах доминировали. Зритель хотел смеяться, и Маргарита Криницына дала ему эту возможность. Но сама актриса мечтала о другом — о глубине, о ролях, которые бы раскрыли ее душу, а не только комедийный талант.

Рита с Урала: путь к славе

-2

Маргарита Криницына родилась 7 октября 1932 года в небольшом уральском поселке Новая Ляля. Ее детство было далеко от сказки: в восемь лет родители развелись, мать вынуждена была уехать, оставив троих детей с отцом. Вскоре в доме появилась мачеха — строгая, властная женщина, чья суровость заставляла ребят прятаться по углам.

Но даже в такой атмосфере Рита оставалась светлым ребенком: она пела, танцевала, участвовала в школьных спектаклях. Уже тогда в ней горел огонь — тот самый, что позже приведет ее в Москву, к дверям ВГИКа.

На вступительных экзаменах она, деревенская девчонка с акцентом и простецкими манерами, так насмешила приемную комиссию, что ее зачислили без раздумий. «Характерная», — сказали педагоги. И это слово определило ее судьбу.

ВГИК стал для нее домом, а на четвертом курсе она встретила свою любовь — сценариста Евгения Оноприенко. Их роман начался с курьеза: Евгений ухаживал за другой студенткой, Изольдой Извицкой, но Маргарита, с ее живостью и обаянием, «увела» жениха. Дружба с Извицкой, кстати, не пострадала — вот такой была Рита: открытой, искренней, настоящей.

-3

После свадьбы супруги переехали в Киев, где Оноприенко строил карьеру на киностудии имени Довженко. У них родилась дочь Алла, а Маргарита начала сниматься в эпизодах. Но в отличие от мужа, чья карьера стремительно шла вверх, она чувствовала себя ненужной. Ролей не было, режиссеры видели в ней только «характерность», а не глубину. И тут судьба подкинула ей шанс.

Проня: случайность, ставшая легендой

Роль Прони Прокоповны досталась Маргарите случайно. Режиссер Виктор Иванов изначально планировал снимать Майю Булгакову, но та не приехала на пробы. В коридоре киностудии он заметил Криницыну и попросил ее подыграть другим актерам.

Она не готовилась, не гримировалась, просто вышла и заговорила: «Ви, маминька, одягнить чепчика, а ви, папинька, — галстука!» Съемочная группа рухнула от смеха. А режиссер понял: вот она, настоящая Проня.

Для роли Маргариту «изуродовали»: выбеленные брови, пробки в носу, волосы, завитые на гвозди, и заклеенный зуб, чтобы создать щербатую улыбку. Каждый день на грим уходило три часа, а съемки под руководством требовательного Иванова были настоящим испытанием.

-4

Он кричал, бросал хлопушки, доводил актрису до слез. Но результат превзошел ожидания: Проня получилась живой, смешной, трогательной. Ее «Гранд мерси!» и нелепые манеры разошлись на цитаты.

Зрители обожали фильм, но дома Маргариту ждал холодный прием. Дочь Алла сказала: «Мам, ты такая страшная!», а муж Евгений бурчал: «Зачем было себя так уродовать?» и старался не пересматривать картину. Для них Проня была чужой, а для Маргариты — началом конца.

Ярлык комедиантки: драма за кадром

После премьеры «За двумя зайцами» Маргарита проснулась знаменитой. Но эта слава оказалась коварной. Режиссеры видели в ней только Проню — смешную, гротескную, нелепую. А она мечтала о драме, о ролях, где могла бы показать свою душу. В 60-е и 70-е годы в моде были военные фильмы и серьезные сюжеты — «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Восхождение». Комедий снимали мало, а комедийных актрис часто недооценивали.

Криницына снялась в 70 картинах, но почти все роли были эпизодическими: соседка, продавщица, бабушка. Среди них — яркие работы в «Свадьбе в Малиновке» (Рыжая), «Бумбараше» (жена Мелании), «Днях Турбиных» (Ванда). Но зритель помнил только Проню.

Даже муж, известный сценарист, не смог помочь: он писал сценарии, но главные роли в них доставались другим. Маргарита страдала. Она чувствовала себя заложницей одного образа, а попытки вырваться из комедийного амплуа заканчивались провалом.

-5

Ее коллеги по цеху — Олег Борисов, Николай Яковченко — продолжали блистать в главных ролях. А Маргарита оставалась на обочине. В какой-то момент она даже пыталась уйти из жизни — так велико было отчаяние. Но ее спасли. И она продолжала жить, надеясь на чудо.

Вторая волна славы и закат

В 90-е годы, когда СССР распался, а кино переживало кризис, «За двумя зайцами» вдруг обрел новую жизнь. Фильм стали крутить по телевизору, фразы героев ушли в народ. В 1999 году в Киеве, на Андреевском спуске, открыли памятник Проне и Голохвастову.

Маргарита, уже тяжело больная, приехала на церемонию. В элегантном костюме, с тросточкой, она смотрела на бронзовую Проню и тихо сказала: «Гранд мерси за комплимант».

Ее наконец-то признали: она получила звание Народной артистки Украины (1996), Государственную премию имени Довженко (1999), орден княгини Ольги (2002). Но радоваться было поздно. В 1996 году два инсульта приковали ее к инвалидному креслу, отняв речь. В 1997-м умер муж, а в последние годы она жила одна, с домработницей, в маленькой квартире на 17-м этаже. Дочь Алла, ставшая сценаристкой и вышедшая замуж за актера Александра Сурина, звала ее в Москву, но Маргарита отказалась.

-6

В 2003 году судьба подарила ей еще один трогательный момент. Алла Пугачева, снимавшаяся в ремейке «За двумя зайцами», пригласила Криницыну на встречу. Узнав, что их матери носили одну девичью фамилию — Одегова, и были родом с Урала, певица подарила ей колье с изумрудами. Но Маргарита, боясь кражи, продала его.

10 октября 2005 года, через три дня после своего 73-летия, она умерла на руках у дочери, прилетевшей из Москвы. Ее похоронили на Байковом кладбище в Киеве.

Наследие Маргариты: смех сквозь слезы

Маргарита Криницына оставила нам Проню Прокоповну — героиню, которая смешит и трогает уже третье поколение зрителей. Ее талант был больше, чем одна роль, но судьба распорядилась иначе. Она стала символом комедии в эпоху, когда смех был редкостью, и ее образ вдохновляет современных актрис, таких как Валентина Мазунина («Реальные пацаны»), играющих простых, но ярких женщин.

Если вы еще не видели «За двумя зайцами», включите его прямо сегодня. А заодно посмотрите «Свадьбу в Малиновке» или «Бумбараш» — там Маргарита тоже сияет, пусть и в тени. Ее история — это напоминание: даже самая громкая слава не всегда приносит счастье. Но талант, настоящий, неподдельный, остается навсегда.