Найти в Дзене
Библиогид Книжный Червячок

Три книги о том, как люди попадают внутрь литературных произведений. По-всамделишному

Попасть в мир своей любимой книги? Мы это делаем постоянно при помощи фантазии. А каково было бы физически очутиться внутри придуманного кем-то мира? «Попаданцы». Неблагозвучный нелепый термин, который стихийно оформился в читательской среде – он жутко мне не нравится, но он весьма точно передает смысл этого направления в литературе: книги о людях, которые куда-либо попали – в прошлое, в иной мир, другую реальность. Существует довольно много книг, в которых герои попадают в художественный мир картины. Еще в детстве я читала повесть Александра Якубенко «Волшебные перья Арарахиса». В ней главный герой – мальчик Михрютка, нарисованный художником, отрывался от листка бумаги, общался с героями детских книжек, когда они устраивали собрания, выходя из своих книг. А потом Михрютка отправился в путешествие вместе со своими друзьями в страну, нарисованную на картине. У Стивена Кинга есть хоррор-роман «Роза Марена», где женщина попадает внутрь картины. А еще есть «Портрет» Гоголя, «Дориан Грей» О
Оглавление

Попасть в мир своей любимой книги? Мы это делаем постоянно при помощи фантазии. А каково было бы физически очутиться внутри придуманного кем-то мира?

«Попаданцы». Неблагозвучный нелепый термин, который стихийно оформился в читательской среде – он жутко мне не нравится, но он весьма точно передает смысл этого направления в литературе: книги о людях, которые куда-либо попали – в прошлое, в иной мир, другую реальность.

Существует довольно много книг, в которых герои попадают в художественный мир картины. Еще в детстве я читала повесть Александра Якубенко «Волшебные перья Арарахиса». В ней главный герой – мальчик Михрютка, нарисованный художником, отрывался от листка бумаги, общался с героями детских книжек, когда они устраивали собрания, выходя из своих книг. А потом Михрютка отправился в путешествие вместе со своими друзьями в страну, нарисованную на картине. У Стивена Кинга есть хоррор-роман «Роза Марена», где женщина попадает внутрь картины. А еще есть «Портрет» Гоголя, «Дориан Грей» Оскара Уайлда… Подобные сюжеты отнюдь не редкость.

В 2005 года режиссер Дейв Мак Кин снял фильм «Зеркальная маска» - по одноименной новелле Нила Геймана. Это завораживающая история о девушке из семьи циркачей по имени Хелена, которая однажды попадает в мир собственных рисунков и фантазий, стала одной из тех культовых картин, которые не окупаются в прокате, но очень ценятся зрителями, врезаясь в память навсегда.

Еще один необычный фильм на тему попадания внутрь рисунков - «Бумажный дом», британская картина 1988 года, была снята по роману Кэтрин Сторр «Мечты Марианны», написанному в 1958 году. Это молодежное темное фентези. На русский книгу не переводили, но по ней есть манга на русском в сети. Здесь тоже история любопытная – заболевшая одиннадцатилетняя Анна рисует в альбоме домик, а в нем – мальчика. И засыпает. В своем сне она попадает в тот самый бумажный дом и встречается с его обитателем и узнает, что Марк тоже болен, у него мышечная дистрофия. Постепенно Марк становится ее другом. Однажды Анна узнает, что он – реальный человек. И его жизнь и здоровье зависят от рисунков и фантазии Анны. Этот фильм тоже когда-то произвел на меня сильное впечатление.

Интересно такое взаимовлияние творчества и реальности.

Но если о художниках и рисунках таких сюжетов много, то почему-то истории о попадании в мир книги, мир слов и букв встречаются реже. Я нашла три книги об этом, но, может быть, вы, дорогие читатели, вспомните еще?

Корнелия Функе «Чернильное сердце»

12+

496 страниц

Обложка книги Корнелии Функе с кадрами из фильма "Чернильное сердце" 2008 года
Обложка книги Корнелии Функе с кадрами из фильма "Чернильное сердце" 2008 года

Я узнала об этой книге после того, как посмотрела фильм – экранизацию 2008 года с Бренданом Фрейзером и Полом Бетани в главных ролях. Сюжеты о книгах меня всегда вдохновляют, а эта история очаровала наличием страшной тайны – загадочного исчезновения матери девочки по имени Мэгги.

Прошло девять лет с тех пор, как Мэгги лишилась матери. Теперь Мэгги двенадцать, она живет с отцом. Мортимер – книжный переплетчик и когда-то очень любил читать дочке книги вслух. Но после того, как мать девочки пропала, он отказался от этой привычки. Здесь кроется тайна Мортимера: оказывается, он – Чтец, Голос, «Волшебный язык». Тот, кто способен, читая книгу вслух, вызывать к жизни ее персонажей. Но взамен кто-то из реального мира должен отправиться в мир книги!

Однажды в доме Мортимера и Мэгги появляется странный незнакомец и он просит отдать ему книгу, которую многие годы хранит книжный переплетчик. Незнакомец надеется с ее помощью найти свою пропавшую возлюбленную. Книга называется «Чернильное сердце».

Таким образом, история закольцовывается: книга «Чернильное сердце» рассказывает о книге с таким же названием, и читатель, следуя за персонажами, попадает вместе с ними в мир, о котором написано в ней. Это сказка, а сказки бывают мрачными и очень опасными.

«Чернильное сердце» - история вполне законченная, но это первая часть трилогии. Есть еще две книги – «Чернильная кровь» и «Чернильная смерть».

Горан Петрович «Сеансы одновременного чтения»

16+

352 страницы

-5

На эту книгу пока оформляется только предзаказ, но в марте она уже должна поступить в продажу. До сих пор книг никаких других сербских авторов, кроме хорошо известного у нас постмодерниста Милорада Павича, мне не попадалось. А тут целую «Балканскую серию» Эксмо неожиданно решило выкатить. И вот книга, которая меня заинтересовала.

Петрович в Сербии считается знаковым автором, представителем магического реализма. На русском языке уже выходили его романы «Осада церкви святого Спаса», «Атлас, составленный небом» и сборник «Остров и окрестные рассказы».

Герой его нового романа Адам Лознич – необыкновенный читатель, который способен, читая книгу, видеть других ее читателей. Адам был уверен, что он – единственный в своем роде, что его способность уникальна. Но однажды убеждается, что это не так.

Адам входит в текст книги неизвестного ему автора. В этом романе нет действия, нет сюжета, нет персонажей – есть только сад и большой двухэтажный дом. Внутри этой книги есть еще читатели – эскаписты, покинувшие мир реальности ради этого книжного бытия. У автора книги есть какая-то тайна, и она известна этим людям.

«Местные» читатели не рады встрече с Адамом, потому что он пытается внести правки в текст и «выселить» их из книги. Он делает это по просьбе своих заказчиков. Местные читатели сопротивляются, так что Адам оказывается в опасности: в мире книги читателя может настичь как любовь, так и смерть. И это будет смерть реальная.

Чертовски завлекательный сюжет.

Хатльгрим Хельгасон «Автор Исландии»

18+

544 страницы

-6

С исландскими авторами (после авторов исландских саг) я знакома еще менее, чем с сербскими. Хельгасон по образованию художник, он и сейчас продолжает заниматься творчеством и организует свои выставки по всему миру. Но в 1990 году он дебютировал также и в литературе романом «Хелла». Однако писательская известность пришла к нему после публикации романа «101 Рейкьявик», по мотивам которого в Исландии сняли одноименную картину.

Несколько книг Хельгасона вышли на русском в издательстве Corpus: «Советы по домоводству для наемного убийцы», «Женщина при «Женщина при 1000 °С» и «Шестьдесят килограммов солнечного света» (книга отмечена тремя литературными премиями – исландской Литературной и аудио, и как Лучшая переводная книга в Германии).

Роман «Автор Исландии» оказался как раз на интересующую меня тему.

В аннотации сказано, что Хельгасон написал его по мотивам собственного сна. Ему приснилось, что исландский писатель классик Хальдоур Кильян Лакснесс, нобелевский лауреат 1955 года, социалист, поэт, драматург, переводчик после смерти попадает в написанный им роман «Самостоятельные люди». Лакснесс – реальное историческое лицо, выдающийся исландский автор, чрезвычайно интересная личность. Его роман «Самостоятельные люди» - это героическая сага о выживании, произведение трагическое, наполненное идеями антикапитализма.

Лакснесс, страдавший болезнью Альцгеймера, умерший в доме престарелых, прямо из своего кресла-каталки попадает в мир собственной книги. В мир, где трава шелестит, как бумага, а небо белое и почти бесцветное, хотя и пасмурное. Здесь все какое-то обескровленное и птиц не слышно. Писателя будит маленький мальчик – он тычет пальцем в щеку старика и говорит, что хотел бы научиться читать.

« - А? Что? Читать?
А я читать никогда не умел. Я писал. Книги.»

Отличное признание для нобелевского лауреата! 😊

Книга, написанная Хельгасоном – очень исландская, очень атмосферная, исследует взаимоотношения выдумки, творчества, искусства и реальной жизни. Мне кажется, это интересно.

-7