Найти в Дзене
Офисный рассказчик

То и дело оказывались в центре скандалов: 5 склочных актеров СССР, которые любили разборки

В золотую эпоху советского кинематографа родились фильмы, которые мы до сих пор пересматриваем с наслаждением. За каждым незабываемым персонажем стоял актер — человек со своим темпераментом, амбициями и, увы, нередко непростым характером. Сегодня я приглашаю вас заглянуть за кулисы советского кино и познакомиться с пятью яркими звездами, чья репутация за пределами съемочной площадки была такой же громкой, как и их талант. Когда на экране появлялся Олег Даль, зрители замирали, пораженные его магнетизмом и глубиной. "Земля Санникова", "Старая-старая сказка", "Отпуск в сентябре" — каждая его роль становилась откровением. Но мало кто знал, какая буря бушевала в душе этого удивительного актера. В эпоху, когда в театре и кино царила жесткая субординация, Даль оставался непокорным бунтарем. Режиссеры одновременно восхищались его талантом и опасались его непредсказуемого характера. Особенно сложными становились отношения с коллегами, когда Олег "прикладывался к бутылке" — в такие моменты мас
Оглавление

В золотую эпоху советского кинематографа родились фильмы, которые мы до сих пор пересматриваем с наслаждением. За каждым незабываемым персонажем стоял актер — человек со своим темпераментом, амбициями и, увы, нередко непростым характером.

Сегодня я приглашаю вас заглянуть за кулисы советского кино и познакомиться с пятью яркими звездами, чья репутация за пределами съемочной площадки была такой же громкой, как и их талант.

Олег Даль: гений с бескомпромиссным характером

Когда на экране появлялся Олег Даль, зрители замирали, пораженные его магнетизмом и глубиной. "Земля Санникова", "Старая-старая сказка", "Отпуск в сентябре" — каждая его роль становилась откровением. Но мало кто знал, какая буря бушевала в душе этого удивительного актера.

В эпоху, когда в театре и кино царила жесткая субординация, Даль оставался непокорным бунтарем. Режиссеры одновременно восхищались его талантом и опасались его непредсказуемого характера.

Особенно сложными становились отношения с коллегами, когда Олег "прикладывался к бутылке" — в такие моменты маски слетали, и он без обиняков высказывал все, что думал о людях и их работе.

Что отличало Даля от других "трудных" актеров — он никогда не считал нужным извиняться за свою прямоту даже протрезвев. В его понимании, правда была важнее дипломатии, а искусство не терпело компромиссов. "Я не хочу улыбаться тому, кого презираю", — эти слова как нельзя лучше характеризуют его жизненную позицию.

Трагедия Даля заключалась в том, что этот бескомпромиссный подход в конечном итоге стоил ему многих ролей и отношений. Алкоголь, ставший его способом уйти от разочарования в окружающей действительности, сократил не только его кинокарьеру, но и жизнь — Олег Даль ушел в 39 лет, оставив после себя невероятное кинонаследие и репутацию гения с невыносимым характером.

Михаил Светин: маленький рост, большие амбиции

-2

Вы наверняка улыбаетесь, вспоминая его персонажей — неуклюжих, забавных, часто нелепых героев из фильмов "Афоня", "Не может быть!", "Чародеи". Невысокий актер с выразительным лицом и комическим дарованием — таким мы знаем Михаила Светина.

Однако за этим экранным образом скрывался человек с непомерными амбициями и весьма непростым характером.

Парадокс Светина заключался в том, что, играя подкаблучников и простаков, в реальной жизни он демонстрировал качества совершенно противоположные. Манией величия можно назвать то, как он порой вел себя на съемочной площадке — Светин не стеснялся учить режиссеров их ремеслу и настаивать на собственном видении своего персонажа.

История со съемками "Афони" стала хрестоматийной. Георгий Данелия попросил актера задержаться еще на один день, чтобы доснять необходимые сцены, но Светин категорически отказался, ссылаясь на неотложные дела в Ленинграде.

Позже выяснилось, что никаких критических обстоятельств не было, и актер вполне мог пойти навстречу режиссеру. Обиженный Данелия принял радикальное решение — лишил персонажа Светина его настоящего голоса. Именно поэтому в финальной версии "Афони" герой Светина говорит голосом другого актера.

Особенно печально выглядит конфликт с Аркадием Райкиным, который когда-то дал Светину путевку в жизнь. Их ссора была настолько бурной, что у Райкина, у которого и без того были проблемы с сердцем, случился приступ. А работников сцены Светин и вовсе не считал за людей, открыто заявляя о своем превосходстве.

Годы спустя актер признался в интервью, что жалеет о многих своих поступках, и что "звездная болезнь" сыграла с ним злую шутку. Но к тому времени многие режиссеры уже внесли его в свой черный список.

Евгений Моргунов: Бывалый с невыносимым чувством юмора

-3

В знаменитой троице Вицин-Никулин-Моргунов именно Евгений был самым проблемным. Его Бывалый полюбился миллионам зрителей, но коллеги на съемочной площадке частенько вздыхали с облегчением, когда работа с ним заканчивалась.

Моргунов обладал особым "талантом" — умением шутить, пересекая все границы приличия.

Его розыгрыши порой были настолько жестокими, что приводили к серьезным конфликтам. Один из самых известных — ссора с Юрием Никулиным, которого Моргунов подставил во время выступления в цирке.

Эта "шутка" так обидела Никулина, что долгое время он не хотел не только общаться с Моргуновым, но и сниматься с ним в одном кадре.

А во время работы над "Кавказской пленницей" произошел вопиющий случай. Моргунов явился на закрытый показ материалов фильма в компании своих фанаток и начал мешать Гайдаю, всячески демонстрируя свое "особое положение".

Терпеливый обычно Гайдай не выдержал и выгнал актера со съемочной площадки. В оставшихся сценах пришлось использовать дублера похожей комплекции.

Его поведение распространялось и на обычных людей. Знаменитый случай, когда Моргунов громко закричал на улице прохожему, евшему пирожок: "Как вам не стыдно есть пирожок из мусорки!", показывает, насколько далеко могли заходить его "шутки".

Многие объясняют скверный характер Моргунова его болезнью — у него был диабет, а также завистью к более успешным коллегам по троице. Вицин и Никулин были не только популярнее, но и зарабатывали больше, что, вероятно, задевало самолюбие актера.

Александра Яковлева: красавица с капризным характером

-4

Яркая, запоминающаяся, невероятно фотогеничная — Александра Яковлева покорила сердца миллионов зрителей ролями в "Экипаже" и "Чародеях".

Ее стремительный взлет к славе начался почти случайно — расстроенную после неудачных проб на роль в "Осеннем марафоне" девушку заметил режиссер Александр Митта и предложил попробоваться на роль в своем фильме "Экипаж".

Однако первый же крупный успех головокружительно подействовал на молодую актрису. Дисциплина, столь ценимая в советском кинематографе, стала для нее пустым звуком — Яковлева регулярно опаздывала на съемки, считая, что звездный статус дает ей особые привилегии.

Но настоящей проблемой стали внезапные вспышки гнева и скандалы, которые Александра устраивала буквально на пустом месте. Члены съемочной группы старались лишний раз не попадаться ей на глаза, чтобы не стать жертвой очередного выплеска эмоций.

Коллеги-актеры предпочитали общаться с ней только в рамках необходимого для съемок — атмосфера на площадке становилась напряженной, стоило Яковлевой появиться.

Интересно, что в более поздние годы, когда актриса ушла из кино и занялась политической и административной деятельностью, эти черты характера сыграли с ней злую шутку. Ее прямолинейность и неумение сглаживать углы привели к конфликтам уже в новой сфере деятельности.

Михаил Кононов: Нестор Петрович, ненавидевший своего героя

-5

Если есть в советском кино персонаж, который стал символом интеллигентности, доброты и педагогического такта, то это Нестор Петрович из "Большой перемены". Но мало кто знает, что сам Михаил Кононов, блестяще воплотивший этот образ на экране, на самом деле... ненавидел своего героя.

Кононов мечтал о драматических ролях, о глубоких психологических образах, а ему "подсунули недотепу" — так он сам характеризовал своего самого знаменитого персонажа. Это внутреннее противоречие выливалось в постоянное недовольство и конфликты на съемочной площадке.

Как только звучала команда "Стоп!", Кононов тут же дистанцировался от коллег, демонстративно уходил в сторону и погружался в чтение, всем своим видом показывая, что работа над этим фильмом ниже его достоинства. Но порой его поведение выходило за рамки простой демонстрации неудовольствия.

Особенно неприятный случай произошел с актрисой Натальей Богуновой, игравшей учительницу Светлану Афанасьевну. Кононов своими резкими высказываниями довел коллегу до слез. И что самое шокирующее — когда он увидел, что Богунова плачет, это его не только не смутило, но, напротив, привело в хорошее настроение.

Сам актер объяснял такое поведение тем, что конфликты помогают ему "разогреться" и настроиться на нужный лад для съемок. Своеобразный актерский метод, который, увы, создавал невыносимую атмосферу для окружающих.

Звездная болезнь или творческий темперамент

-6

Что объединяет этих пятерых талантливейших актеров? Каждый из них оставил неизгладимый след в истории советского кино, подарил нам незабываемые образы. И каждый страдал от внутренних противоречий, которые выливались в конфликты с окружающими.

Можно ли объяснить их сложный характер исключительно "звездной болезнью"? Вряд ли.

Скорее, мы имеем дело с сочетанием творческого темперамента, перфекционизма и особой чувствительности, присущей многим талантливым людям. В советской системе кинопроизводства, где индивидуальность часто приходилось подчинять коллективным интересам, такие яркие личности неизбежно становились источником конфликтов.

Что любопытно, несмотря на скандальную репутацию, каждый из этих актеров продолжал получать роли — их талант перевешивал сложности в общении. Видимо, в советском кино действовало негласное правило: если ты достаточно гениален, тебе простят даже самый невыносимый характер.

А нам, зрителям, остается лишь наслаждаться великолепными фильмами, которые они нам подарили, помня, что за каждым экранным образом стоит сложная, противоречивая, но безусловно талантливая личность.