Статья про нетуристическую Карелию. Летом прошлого года с друзьями съездили отдохнуть в одно уютное местечко. Потом вспомнилось, что двенадцать лет назад мы были в этих же краях.
Сельга (от финского селькя – водораздельная возвышенность, буквально – спина, позвоночник), гора.
Се́льги, название грядообразных форм ледникового рельефа в России (Карелия), на востоке Финляндии и в Эстонии. Сложены кристаллическими породами или рыхлыми ледниковыми отложениями; покрыты обычно сухими сосновыми борами. Разделены понижениями, часто занятыми озёрами и болотами, в сочетании с которыми сельги составляют т. н. сельговый ландшафт.
Озеро Омояярви и Печная Сельга двенадцать лет назад
Первый раз в этих краях мы оказались в 2012-м году, судя по датам снимков - 25 июля. У нас тогда была цель - найти лесную дорогу из Речной Сельги в Интерпосёлок. Лена рассказывала, что однажды её родственники поехали на машине в лес, заблудились и в конце концов приехали в Интерпосёлок. На карте из Речной Сельги в Интерпосёлок прослеживается маршрут. Дорога в виде двойной линии, на карте означает то, что дорогу не просто протоптали, а её строили! Вопрос только как - это может быть насыпь, а может быть гать. Я встречал остатки гатей - поверх брёвен слой мха в полметра толщиной и молодые сосёнки сверху.
Посещать озеро Омояярви у нас цели тогда не было, просто оно было рядом с дорогой - я прогулялся пешком через лес, вышел на берег и сделал несколько дежурных фоток. Озеро маленькое - ничего интересного. Таких в Карелии много. Три фотографии в галерее почти складываются в панораму.
Стоянку на этом озере мы не искали.
Наша однодневная покатушка двенадцатилетней давности
Летом 2012-го года наша покатушка выглядела вот так. Сейчас в Речной Сельге моста через Мегрегу нет - выбирайте пути объезда!
После того, как мы переехали мостик, нас на лесной дороге обогнал Запорожец! Как видно, номеров на нём нет - машина чисто для поездок в лес. На лесных дорогах, пожалуй, он вне конкуренции! Я даже не пытался за ним угнаться. Запорожец свернул налево, судя по всему, на ту дорогу, которая шла к реке - нам надо было прямо. Так что больше мы его не видели.
Достаточно быстро и без проблем доехали до Печной Сельги. Деревня нежилая. Накатанных съездов с дороги не было - тогда мы проехали мимо.
Постепенно дорога стала интереснее. Рядом с дорогой нашли немножко лисичек.
Потом стали попадаться лужи.
Дальше на пути встретился продавленный мост. Надо заметить, тогда в УАЗе ещё не прописался МТМ, и если бы мы застряли, то я не знаю как бы мы себя вытаскивали. Мост мы преодолели. Если посмотреть на фотографию, то кажется, что не страшно.
После моста дороги стали ветвиться и кружиться. Да! в одном месте мы нарезали круг по лесу! Навигатора тогда у нас не было - ориентировались по бумажной карте. Мостики сгнили, а новых ещё не построили.
Ещё один мост - тут надо точно правым колесом по брёвнышку:
Заехали в какой-то тупик. Точнее не совсем тупик. Переехав через мостик и проскакав по брёвнышкам ...
Мы приехали на поляну. Причём не совсем тупик - в лес уходила ну совсем нетоптаная дорога, и стоял вот такой указатель:
После встречи с этим указателем в нашем словарном запасе прописалось новое выражение: "Е-края".
Карта подсказывала нам, что мы на правильном пути. Следующим пунктом нашего назначения, судя по карте должно было быть озеро Кангаз.
Но, дорога закончилась вот таким разрушенным мостом:
Через некоторое время, примерно через месяц (21.08.2012) мы предприняли другую попытку - поехали этим же маршрутом, но со стороны Интерпосёлка. Доехали до озера Кангаз. Но и с другой стороны я не нашёл дороги! На самом деле, если дорога когда-то была в виде гати, то она просто заросла болотом и на его фоне никак не выделялась.
Ошибки быть не могло - судя по карте, дорога идёт прямо по берегу озера Кангаз. Других дорог нет. Но, как видно по фотке - дорога почти нехоженая. Закончилась полянкой-стоянкой и всё. Кругом лес и никаких признаков дороги.
Есть у меня подозрение, что дороги нет потому, что между районами существует как бы "лесораздел", каждый тянет лес в свой район. С уходом мелких частиков-лесозаготовителей и приходом крупных фирм, постепенно появляются "трансграничные" лесные дороги. Может быть уже можно проехать из Речной Сельги в Интерпосёлк, правда в самой Речной Сельге моста уже нет - надо делать крюк.
В результате из Е-краёв мы выбрались другой дорогой. Крепкие мостики намекали на то, что мы на правильном пути. Правда расслабляться было рано.
Мостики крепкие и дорога хорошая, но как-то на ней почти не было свежих следов И это неспроста! На дороге встретилась длинная такая хорошая лужа - вероятно бобры постарались. Так вот, по этой луже мы проехали без разведки и подготовки. Для понимания ситуации, выглядело это примерно так:
Это был тот случай, когда дорога назад по совокупности выглядит ужаснее, чем ужас впереди. А ещё, пока мы плутали по лесам в поисках дороги на озеро Кангаз, мы встретили какой-то внедорожник, не тюнингованный - он явно приехал по той дороге, по которой мы выезжали.
Расслабились только тогда, когда нагнали лесовоз:
На трассу Кола мы выбрались вот здесь. Сейчас посмотрел карту на Яндексе - от данной точки до озера Кангаз обозначена какая-то дорога. Есть повод проверить.
Отдых на озере Омояярви прошлым летом
А летом 2024-го года мы поехали на Омояярви в компании с двоюродной сестрой Лены Ниной и её мужем Виктором. Печная Сельга - его родная деревня.
Озеро маленькое - крупной рыбы в нём нет. Зато бодренько клюют окушки.
Из окушков была сварена уха. Перед тем, как пить алкоголь - я тщательно искупался. Кстати, вода в озере почти не имеет характерного торфяного цвета. В озеро не впадает никаких ручьёв и речушек, а рядом гора.
Вечером посидели у костра.
Я попробовал пофоткать полную Луну на фоне ёлок, точнее ёлки на фоне полной Луны.
На следующее утро ещё немножко покатались на лодке. Рыба как-то не хотела клевать.
Мы с Виктором сели в УАЗик и прокатились до Печной Сельги - это совсем недалеко. Кстати, место для отдыха обустроил Виктор с приятелями и присматривает за ним.
Печная Сельга
Деревни нет, но кладбище осталось.
С той поры, как мы проезжали мимо, дорогу в Печную Сельгу слегка отсыпали. Правда расслабляться не следует - вроде бы улица, но дорога глинистая. Виктор озвучил версию, что название "Печная Сельга" произошло как раз из-за наличия глины, пригодной для кладки печей или обмазывания печей.
Вот такая улица - пришлось подтыкать передний мост.
А ещё в Печной Сельге сохранилась часовня.
Благодаря тому, что крышу часовни своевременно покрыли (ондулином) - часовня сохранилась хорошо.
Недалеко от церкви растёт яблоня. Как видно,намечается неплохой урожай. Интересно, кому он достался - людям или медведям... Тьфу-тьфу, но явных следов присутствия медведя мы не видели, правда мы и не отходили далеко от нашего лагеря.
Заключение
Что сказать, за двенадцать лет пожалуй не изменилось только озеро, и дорога в сторону Речной Сельги была узнаваема. На том перекрёстке, где мы гадали куда ехать дальше - стоял вагончик лесозаготовителей. Приехали мы по относительно свежей лесовозной дороге. Конечно, у меня была идея прокатиться в ту сторону, куда мы ездили двенадцать лет назад, но у нас была не внедорожная покатушка.
Если двенадцать лет назад мы катались по относительно нетронутым лесам, гнилые мостики тому свидетели, то сейчас ощущение, что лесов-то и нет! Спасибо, что не рубят лес по берегам озёр - водоохранная зона как-никак.
А ещё надо бы возродить однодневные поездки с целью разведки новых мест и микрогеографических открытий. Например, мы до сих пор не побывали в Афанасьевой Сельге!
До новых встреч!