Равель родился 7 марта 1875 года в городке Сибур, расположенном на побережье Атлантического океана на границе Франции и Испании.
Атлантическое побережье, на границе между Францией и Испанией. Он был первенцем в семье Пьера-Жозефа Равеля и Мари Делуар. Его отец, родом из Швейцарии, в то время работал в Испании, а его мать происходила из старинной баскской семьи. Таким образом, Равель был наполовину баскского происхождения, что отразилось в его внешности, психологическом складе и артистическом темпераменте.
Отец Равеля, талантливый изобретатель, посвящал свободное время музыке. Морис приобщился к музыке в раннем возрасте. Примерно в возрасте cистематические уроки музыки Морис получил в возрасте 6-7 лет. Сначала его учил композитор и пианист Анри Гис, который отзывался о маленьком Морисе как об «умном». С 1887 года музыкальное образование мальчика продолжил Шарль Рене (ученик Делиба). Он не только обучал Равеля технике исполнения, но и давал ему первые уроки гармонии, контрапункта и даже композиции, интерес к которой пробудился в нем еще в раннем возрасте. Во время занятий с Рене Равель сочинил вариации на тему Шумана и первую часть фортепианной сонаты, которые Рене позже назвал «действительно интересными экспериментами».
К 1889 году Равель был достаточно подготовлен, чтобы поступить в Парижскую консерваторию. Равель был достаточно подготовлен, чтобы поступить в Парижскую консерваторию. Там он обучался игре на фортепиано сначала у Ш. Антьома, а с 1891 года у Ш. Берио, и гармонии у Э. Пессара. Равель делал успехи в игре на фортепиано и даже получал награды на внутренних конкурсах консерватории. Однако постепенно истинное призвание Равеля - композиторское - становилось все более очевидным.
Первые сохранившиеся произведения Равеля датируются 1893 годом, и все они содержат четко выраженные черты его стиля. И все же, самокритичный до беспринципности, Равель позже отмечал, что в них он испытал влияние музыки двух композиторов - Шабрие и Сати. Молодой Равель восхищался уникальностью этих творческих натур. Его привлекали их независимость, смелость и нестандартность.
В 1897 году Равеля приняли в класс композиции Габриэля Форе, и в том же году он начал изучать контрапункт у Ан-Дре Жедальжа. Равелю очень повезло, что он учился у этих музыкантов.
Форе усилил лирическую сторону таланта Равеля, вдохновил его на работу над масштабными жанрами. Он ввел своего ученика в артистические салоны Сен-Марсо и де Полиньяка, где сам был желанным и почетным гостем. Он горячо рекомендовал произведения Равеля для исполнения в концертных залах, где он имел влияние.
Равель, формировавшийся не только как музыкант, но и как личность, страстно желал создать найти среду единомышленников, объединенных общими интересами, в которой можно было бы вести дискуссии об искусстве, о мнениях без оглядки на авторитеты. Он нуждался в компании, которая была так важна для трудного пути, по которому он преодолевал.
В начале 1900-х годов Равель входил в недавно образовавшийся кружок, который вбирал в себя цвет молодой художественной интеллигенции и называл себя «Апачи». Броские и дерзкие, с оттенком эпатажа, «Апачи». Апач - буквально бродяга, бандит, человек, который не в ладах с законом. Очевидно, что именно последнее. Именно последнее значение этого слова, очевидно, имели в виду члены кружка, сделав его своим девизом: Борьба с окаменевшим эстетическим каноном.
В этот кружок входили композиторы (Ф. Шмитт, А. Капле, М. Делаж, позднее М. де Фалья и И. Стравинский), пианисты и музыкальные критики. На заседаниях кружка, музыкальных премьерах, новостях из художественной жизни. Новости из художественной жизни, представлялись новые произведения членов кружка. С некоторыми «Апачи» Равеля будут связывать узы дружбы на всю жизнь.
Равель завершил обучение в консерватории в 1900 году. Среди молодых композиторов обычно принимали участие в конкурсе на высшую награду, Гран-при Рима.за высшую награду, Гран-при Рима. Весной 1901 года Равель начал серьезную подготовку к этому конкурсу. В том же году он предпринял свою первую попытку завоевать Римский приз, и ему это почти удалось. Равель почти удалось убедить жюри правильным стилем своей кантаты «Мирра». Ему была присуждена вторая премия. Затем Равель пробовал свои силы на конкурсах в 1902 и 1903 годах, но безуспешно. В 1905 году, когда Равель смог в последний раз принять участие в конкурсе по возрастным причинам (ему было 30 лет). Когда он попытался принять участие в конкурсе в последний раз, его не допустили.
Параллельно с конкурсными кантатами Равель создал «Игру воды» (1901) и Квартет (1903), в которых в полной мере продемонстрировал независимость своих музыкальных идей. В результате композитор, который уже был хорошо известен в музыкальном Париже, не был признан жюри конкурса. Эта очевидная несправедливость вызвала бурную реакцию: Известные музыканты выступили в защиту Равеля.
Струнный квартет - первое развернутое четырехчастное произведение Равеля. Равель Композитор посвятил квартет Габриэлю Форе, подчеркнув не только свое особое уважение к учителю, но и то, что пример учителя был примером. Он подчеркивал не только свое особое уважение к учителю, но и то, что пример учителя был примером. Учитель, активно работавший в жанре квартета, пробудил у Равеля интерес к квартету. Мелодия квартета либо нежно-мечтательная, либо бурная и взволнованная.
«Игра воды» - новое произведение для Равеля и для всех французских композиторов. Новое для Равеля и для всей французской фортепианной музыки произведение - таинственно-программное, красочное, виртуозная. «Вассершпиль» стал предтечей целого ряда пьес, написанных Равелем в последующие годы. В последующие годы Равель написал ряд пьес, вошедших в циклы «Зеркала» (1905) и «Ночной Гаспар» (1908).
«Зеркала« - это сборник из пяти произведений Четыре произведения представляют собой музыкальные зарисовки природы, и только одно - жанровую зарисовку (»Альборада").
Четыре пьесы представляют собой музыкальные зарисовки природы, и только одна - жанровую зарисовку («Альборада»). Эти зарисовки обогащают выразительную палитру Равеля. Он развивает технику тончайшей фактуры («Ночные бабочки»), создавая «чащу» из слоев звука. Заросли«, в которых дремлют птицы (»Грустные птицы"), полнозвучные гармонии и размашистые фигурации. Полнозвучными гармониями и размашистыми фигурациями он рисует картину моря и лодки, качающейся на поверхности Лодка, качающаяся на поверхности воды («Лодка в океане»), имитирует звуки гитары и кастаньет, сопровождающих танец, и воспроизводит вокальный монолог. («Альборада»), разрезает и сгущает волны колокольных звуков ("Долина колоколов"). Равель называет сборник циклом, но как цикл «Зеркала редко можно услышать как цикл. С другой стороны, «Альборада» прочно вошла в репертуар пианистов.
1906-1908 годы - период освоения новых и новых жанров, расширения художественных горизонтов. В эти годы, словно из волшебного рога изобилия, появились вокальные «Естественные истории», оркестровые «Испанская рапсодия» и опера «Испанский час», фортепианные «Ночной гаспар» и «Матушка гусыня». В эти же годы Равель начал работу над эскизами к балету «Дафнис и Хлоя» и задумал планы трио и вальса, которые впоследствии были доработаны.
Поражает не только обилие творческих тем в эти годы, но и выбор самих тем, изменения в эстетических принципах Равеля. Например, в «Естественных историях Ж. Ренара, Равель ставит сюжеты об обычных, а не экзотических птицах и других существах. Экзотические птицы и другие существа. Он ищет «форму музыкальной декламации, тесно связанной с интонациями французского языка».
С 1905 года Равель на три года прекращает писать для фортепиано. Очевидно, что большая часть его творческой энергии уходила на работу в симфонической и оперной сферах. Только в 1908 году Равель вернулся к своему любимому инструменту и создал три фортепианные поэмы «Ночной Гаспар» - блестящий шедевр. Одна из вершин виртуозной фортепианной игры в музыке XX века.
Вершиной предвоенного творчества Равеля стал балет «Дафнис и Хлоя» (1912). Композитор создал его по заказу С. Дягилева, либретто и хореография принадлежат М. Фокину, сценография и костюмы - Л. Баксту. А многие элементы балета дорабатывались в тесном сотрудничестве с русскими художниками.
Для Равеля, который был большим поклонником русской музыки, концерты, театральные постановки и выступления русских переводчиков, которых он старался избегать были настоящим праздником. В интервью с корреспонденту «Утра России» в 1910 году Равель сказал: «Мы в Париже в последнее время очень заинтересовались русской музыкой. Она часто исполняется в концертах, и всегда с успехом. Русский балет... произвел на меня такое сильное впечатление что теперь я мечтаю увидеть своего «Дафниса» в России. Увидеть его в исполнении ваших артистов». Музыкальное решение балета было новаторским. Равель определил его как «хореографическую симфонию», в которой особое значение придается непрерывной симфонии. Важное значение придается ей. Он писал: «Это симфоническое произведение, построенное по строгому тональному плану на нескольких тем, развитие которых достигает единства целого». Это решение соответствовало прогрессивным тенденциям музыкального театра XX века, проявившимся в балетах. Это было решение, которое отражало прогрессивные тенденции музыкального театра XX века, проявившиеся в балетах Стравинского, Бартока и Фальи.
После «Испанской рапсодии», «Ночи Гаспара», «Дафниса и Хлои». Равель был признан одним из самых оригинальных и ярких представителей современной французской музыки. Каждое из его новых сочинений не оставляло равнодушными ни прессу, ни музыкантов. Самые влиятельные критики посвящали ему обширные статьи, а в 1914 году вышла первая монография о нем композитора и музыковеда Ролана Манюэля. Первая монография о нем, опубликованная в 1914 году композитором и музыковедом Роланом Мануэлем, заканчивалась словами: «...прислушайтесь к этому голосу одного из самых привлекательных гениев, расцветших на земле Франции».
Начало войны стало для Равеля глубоким потрясением. В первые дни войны Равель работал, по его признанию, как никогда раньше, «с бешеным, героическим неистовством». С неистовым, героическим неистовством». План Равеля был таков, хотя официально он был освобожден от военной службы в действующей армии. Получив отказ в военкомате, он попытался поступить на службу. Это свидетельствует о его бесстрашии, ведь на заре авиации каждый полет был связан с большим риском. В первые дни существования авиации каждый полет был связан с большим риском. Но врачи отказали ему по состоянию здоровья. Тогда он записался добровольцем в армию и с октября 1915 года по весну 1917 года он переносил все тяготы войны и находился на самых опасных участках фронта. Только благодаря тяжелой болезни (общее и нервное истощение, обморожение ног) Равель был отправлен в тыл. И это во время войны. Равель не переставал сочинять, хотя многие причины мешали ему это делать: во-первых, трудности поступления в армию, а затем, конечно, сама служба, которая практически не оставляла возможности писать музыку. Возможность писать музыку. Тем не менее, он думал об этом и набросал оперу, симфоническую поэму, фортепианные пьесы и другие произведения! В 1916 он написал: «Меня переполняет вдохновение, и я могу взорваться, если мирное соглашение в ближайшее время не снимет крышку с котла».
Помимо трио, в военные годы были завершены «Три песни» (1916), фортепианная сюита «Памяти Куперена» (1917) и несколько позже - в 1920 году - «Вальс», который также был написан в эти годы. «Вальс», который также был написан в эти годы, был завершен в 1920 году. Война повлияла на все эти произведения, которые претерпели значительные изменения первоначального замысла. В 1918-1919 годах Равель пережил очень сложный период в своей жизни. Военные годы настолько измотали его нервы и тело, что в первый послевоенный год своей жизни он не смог сочинять. В первый год после войны Равель пережил длительную психологическую и творческую депрессию. Психологическая и творческая депрессия. Некоторые биографы считают что именно во время войны Равель впервые ощутил страшные симптомы энцефалита, которые приведут его к смерти 20 лет спустя. По совету врачей он уехал в Швейцарию и некоторое время жил у друзей, в полном покое и окруженный их заботой. В покое и окруженный их заботой. Прошло около года, прежде чем он смог восстановить восстановил свою трудоспособность. И в этом процессе, возможно, не последнюю роль сыграл Дягилев. Дягилев, который настойчиво и энергично убеждал его осуществить давно заветную цель и обещал поставить произведение, как только оно будет написано. Произведение, о котором идет про вальс.
Впервые «вальс» упоминается в письмах Равеля в 1906 году. В то время он рассматривал «Вальс» следующим образом: «Произведение, за которое я сейчас берусь, - это не миниатюра, а большой вальс, дань памяти великого Штрауса, только не Рихарда, а другого - Иоганна». В краткой автобиографии 1928 года композитор писал: «Я задумал это произведение как своего рода апофеоз венского вальса, впечатление от круговерти которого фантастично и фатально. Я поместил этот вальс в обстановку императорского дворца, примерно 1855 года».
Форма «вальса» динамична, в духе 20 века. Века. Равеля привлекает не нежное кружение и не радость вальса, его цель - представить вальс деформированным, оборванным, изломанным, бестелесным в общей атмосфере рокового кружения, показать вальс как бы в искаженном зеркале. Зловещий отпечаток призрачности лежит на всем «вальсе». Кружение вальса в «Вальсе» Равеля оказывается крушением целой эпохи. И, возможно, здесь есть особый подтекст: не является ли война также крахом иллюзий довоенной романтической эпохи?
В марте 1920 года Равелю исполнилось 45 лет. Адрес Равеля менялся в течение последних нескольких лет Равель часто переезжал. Он жил в Кларан-Монтре и Межеве (Швейцария), в Сибуре и Сибурге и Сен-Жан-де-Люз (Испания), в Вальвене и Лапрасе (Франция)... После смерти любимой матери в 1917 году (отца он потерял в 1908 году) он больше не мог жить в своей бывшей парижской квартире на улице Карно. Он мог творить только в тишине и покое. Равель иронизировал над тем что ему пришлось жить «отшельником». Блуждания по домам друзей не могло продолжаться вечно. Ему нужен был собственный дом. С помощью друзей Равель выбрал небольшой дом в Монфор-л'Амори, в 50 километрах от Парижа. В 50 километрах от Парижа. Равель торопился переехать в Бельведер, и уже в мае 1921 года он поселился там. Однако композитор не жил в Монфор-Л'Амори.
Он часто бывал в Париже и всегда был в курсе всех последних новостей музыкальной и культурной жизни. А главное, он никогда не переставал сочинять. В 1922 году он выполнил заказ знаменитого русского дирижера С. Кусевицкого, Равель оркестровал «Картинки с выставки» Мусоргского. Оркестровка Равеля была высоко оценена исполнителями всего мира. В восприятии широкой публики она прочно срослась с произведением Мусоргского. Произошло чудо, которое так метко описал Стравинский. Стравинский так метко описал. Отвечая на вопрос «Что такое хорошая оркестровка?», композитор объяснил: »Если вы не понимаете, что это оркестровка, что это инструментарий». Начало 1928 года Равель провел в Новом Свете. Поездка была организована с американским размахом. Равель путешествовал через западное полушарие от Нью-Йорка через Лос-Анджелес до Сан-Франциско. Он дирижировал лучшими оркестрами Америки и был восхищен их исполнением. «Испанская рапсодия» и „Вальс“. Равель также выступает в качестве пианиста и играет Сонатина», фрагменты из „Зеркал“.
22 ноября 1928 года в Гранд-Опера состоялась премьера «Болеро». Премьера «Болеро». Оно было написано по заказу знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн. По заказу знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн. Рубинштейн попросила Равеля оркестровать фрагменты из «Иберии» Альбениса. Композитору понравилась эта идея. Композитору понравилась эта идея, но постепенно она превратилась в идею произведения.
«Болеро», как и многие другие произведения Равеля для музыкального театра, обрело собственную жизнь. Его триумфальное шествие по Триумфальное шествие по концертным площадкам мира сразу после театральной премьеры. Популярность этого произведения поистине не знает границ. Оно вошло в репертуар большинства оркестров и дирижеров мира. Его мелодия стала хитом, который претерпел множество адаптаций в самых разных стилях. В 1935 году Равель путешествовал по Северной Африке, когда он путешествовал по Северной Африке, насвистывая эту песню который не знал ни «Болеро», ни его композитора.
Конец 1920-х годов характеризуется подъемом творческих сил Равеля. Нечто что он испытал, пожалуй, только во время сочинения Испанской рапсодии. Рапсодия. Он размышляет о сценическом произведении «Жанна д'Арк» и работает над двумя фортепианными концертами.
Бельведер уже был полностью оборудован для комфортной жизни и работы. Равель, этот сдержанный, внешне сухой человек, был радушным хозяином. В двадцатые годы круг его старых и верных друзей расширился. К нему присоединились скрипач и музыкальный критик. Э. Журдан-Моранж, певцы М. Грей и М. Жерар, скульптор Л. Лейриц. К середине 1920-х годов вокруг композитора сформировалась группа учеников и последователей которая стала известна как школа Монфора. (Самая известная фигура из нее - композитор М. Розенталь). Равельяны» Бывший член «Шестерки» Ж. Тайфер также обратился к «равельянцам».
Последние годы жизни Равеля были омрачены тяжелым заболеванием мозга, что привело к операции, которую Равель не перенес. Он умер 28 декабря 1937 года.