Найти в Дзене
Области тьмы

«Здесь "ЧАЙКОВСКИЙ" конечно же, не был»

Оглавление

Его называют «городом в голубом ожерелье», «городом-полуостровом», окруженным рекой Камой с трех сторон, и даже «жемчужиной Прикамья». Сегодня мы с вами прогуляемся по небольшому уральскому городу. Небольшому, но красивому, ухоженному и достаточно богатому городу.

Добро пожаловать в Чайковский, молодой город с интересной историей. Устраивайтесь поудобнее, заваривайте чай с малиной и поехали)

Город молодой, но с богатой историей

Чайковский – молодой и динамично развивающийся город на юге Пермского края, административный центр Чайковского городского округа. Основан в 1955 году как рабочий поселок гидростроителей в связи со строительством Воткинской ГЭС на реке Кама. Статус города Чайковскому присваивают в 1962 году. Город-сказка, названный в честь великого русского композитора Петра Ильича Чайковского славится красотой своей природы и экологически чистым воздухом. Чайковский находится в 280 километрах от краевого центра, города Пермь.

Чайковский основан на место села Сайгатка, первое упоминание о котором датируется еще 1646 годом. В 1926 году в селе проживало более 1100 человек и после основания города, Сайгатка стала его составной частью. Так что люди жили на этой земле почти 400 лет. Кстати от этой деревни сохранилось несколько домов, один из них превращен в музей (ул. Гагарина, 98). Это дом Щелкановых конца XVIII века, срубленный топором, самое старое здание города. В доме сохранилась старая планировка и даже мебель. По соседству стоят избы XIX и XX века. Немного архивных фотографий для атмосферы)

Поскольку Чайковский в основном строился в 1960—1980-х годах, в нём среди жилых домов велика доля хрущёвок, есть небольшое количество кирпичных домов, панельных почти не имеется.

Город активно развивался, развивалась и инфраструктура. Вскоре появилась первая школа в 1959 году, затем аэропорт, училище, музей, порт. В 1970-е годы появляется поликлиника, дворец молодежи, кинотеатр, школа искусств и дом спорта. Незадолго до распада СССР появляется горнолыжный комплекс, бассейн и новый автовокзал. Население достигло пика, как ни странно в 2001 году – более 90 тысяч человек. Оно росло все 90-е годы. По состоянию на 2024 в городе живет примерно 75 тысяч. Сейчас это современный и комфортный для жизни город:

Основой для города послужило строительство Воткинской ГЭС, строительство которой было закончено в 1961 году. Строительство плотины подняло уровень воды в Каме на 23 метра, также был построен шлюз для теплоходов.

Основа экономики города – газотранспортная отрасль – Газпром Трансгаз Чайковский. Это крупнейший налогоплательщик в Чайковском. Так же в 90–е годы был основан завод газовой аппаратуры, который успешно производит газовый плиты под маркой Darina. В городе развита нефтехимическая отрасль в виде предприятия Уралоргсинтез, действует мясокомбинат и молокозавод, налажено производство текстильной продукции. Сегодня Чайковский – энергоизбыточная территория (то есть производит больше электроэнергии, чем потребляет) с профицитным бюджетом (часть денег идет в краевой бюджет)

Вот в такой город мы и отправились.

Прогуляемся по городу

У меня было не очень много времени для путешествия по самому городу, поэтому удалось посетить только центр и некоторые наиболее интересные объекты. Сейчас мы посмотрим город глазами обывателя, так сказать. Без красивых ракурсов, без фильтров). Чайковский глазами туриста. Я прогулялся по некоторым главным улицам, увидел кладбище кораблей, городской порт и бывшее казино РИО. Но обо всем по порядку.

Центр города не выделяется чем-то особенным среди городов аналогичного размера в России. Аккуратный и ухоженный, производство вынесено в основном за пределы города и я в основном погулял по "спальным" кварталам. В летние месяцы, конечно, города расцветают, но я там был в феврале. Так что настоящую красоту увидеть конечно не получилось.

Есть квартал старых домов, постройки, приблизительно, конца 1950-х годов - они уже под расселение и скоро квартал будет рекультивирован (ну хотелось бы верить)

И посмотрим на заброшки

Ну как и в любом городе, в Чайковском тоже есть свои проблемы. Немного расскажу про городской порт и посмотрим, что происходит на его территории сейчас.

Многие жители еще помнят, что между Пермью и Чайковским до 2000-х годов действовало речное сообщение. По воде неслись суда на подводных крыльях - «Метеор», «Ракета» и «Восход». Честно говоря, я и сам с удовольствием прокатился бы на таких, но теперь это уже история…

Чайковский речной порт начал свою деятельность почти с момента основания города – в 1965 году. Он был построен для обслуживания судов внутреннего водного плавания. Два причала работали отдельно с пассажирскими и грузовыми судами. Когда перевозки по Каме на судах с подводными крыльями прекратились порт начал приходить в упадок и сейчас пассажирский причал обслуживает только круизные теплоходы из Перми. Тем не менее он все еще живой и закрываться не собирается. Но по информации из неофициальной группы в ВК здание речного вокзала было заброшено до 2016 года, потом его снесли.

Вокзал незадолго до сноса
Вокзал незадолго до сноса

Но грузовые перевозки не прекращались и порт в Чайковском сохранил свою производственную базу и возможности. Сейчас осуществляются перевозки руды, песчано-гравийной смеси, гравия и прочих грузов.

Прогуляемся по границе территории порта. Периферия в основном заброшена, здания заколочены наглухо, а здание речного вокзала уже снесено. Проникнуть внутрь я не нашел возможности, но в каком-то смысле может оно и к лучшему. Если ситуация измениться – их можно будет восстановить, поскольку разграбить законсервированные здания непросто. Раньше, когда объемы и грузовых и пассажирских перевозок были значительно больше территория активно использовалась, сейчас это уже никому не нужно:

Возможно бывший производственный либо бытовой корпус
Возможно бывший производственный либо бытовой корпус
Бывшее административное здание
Бывшее административное здание
-10

Так же в год основания самого порта была создана РЭБ – Ремонтно-эксплуатационная база флота, на которой осуществляется ремонт всех видов судов.

Суммарная выручка порта и ремонтной базы в 2023 году составила примерно 25 млн. рублей, и последняя много лет как в «минусе». Численность сотрудников составляет несколько десятков человек. Понятно, что это официальные данные и они могут быть занижены, но как-то так…

Финансовая отчетность порта
Финансовая отчетность порта
Финансовая отчетность ремонтной базы
Финансовая отчетность ремонтной базы

Судя по постам официальной группы порта в ВК к навигации готовят и ремонтируют в основном круизные суда в период зимних стоянок. Состояние большинства кораблей на ней удручающее, восстановлению они не подлежат. Судя по имеющейся информации, еще 3-5 лет назад туда можно было проникнуть достаточно спокойно, сейчас какое-то оживление идет, за территорией следят. Есть немного фотографий тех времен, когда туда можно было залезть:

В общем, у меня складывается впечатление, что «пациент скорее мертв, чем жив», но это мое мнение. К тому же за все эти годы порт не закрылся, не обанкротился, а в последние годы, как говорится, началась какая-то «движуха» на его территории. Так что не будем поминать раньше времени, возможно все наладится.

Бывшее казино РИО

На территории города также есть одна известная заброшка. Изначально это типовой проект советского кинотеатра (в Чайковском он назывался"Горизонт"), затем полулегальное казино (которое прикрыли после запрета на игорные зоны), затем большой знак вопроса для городской администрации. Никто в итоге не знает, что делать с этим зданием. Разбитый фасад просто прикрыли баннером, все входы заварили и заколотили. Попасть туда я бы никак не смог (дырка 50 на 50 сантиметров через подвал ни в счет). Но для понимания его разгрома - приведу фотографии из группы города в ВК. Раньше туда попасть было легко и его очень быстро изуродовали, ловить там сейчас уже нечего.

----- / ----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /-----

Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад вашим комментариям и лайкам. Кому нравится подобная тематика - ПОДПИСЫВАЕМСЯ НА КАНАЛ. Самое интересное еще впереди!

❗❗ Также предлагаю посмотреть видео из поездки на ЮТУБ канале: