Найти в Дзене
Царьград

Почему крутящий момент двигателя зачастую важнее мощности: Объясняю простыми словами

В повседневной жизни многие водители, говоря о мощности автомобиля, имеют в виду лошадиные силы двигателя. Они считают, что чем больше мощность, тем быстрее будет машина. Однако это не всегда так.

Например, автомобиль с 80-сильным дизельным двигателем может разгоняться быстрее, чем аналогичный по массе и приводу, но с бензиновым двигателем мощностью 110 лошадиных сил. Это связано с тем, что для разгона важны не только лошадиные силы, но и максимальный крутящий момент двигателя.

© Petrov Sergey\news.ru\Global Look Press
© Petrov Sergey\news.ru\Global Look Press

Что такое крутящий момент двигателя? Говоря простым языком, это тяга, которую создаёт мотор. Когда двигатель работает, он приводит в движение колёса с определённым усилием. Эта сила, разделённая на единицу длины, например, на радиус колеса, и есть крутящий момент, измеряется он в Ньютон-метрах.

Тяга конкретного мотора зависит от множества факторов: от рабочего объёма до формы кулачков распределительного вала и во многом определяется типом топлива, на котором работает агрегат.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Например, крутящий момент двигателей внутреннего сгорания напрямую зависит от оборотов, и производители обычно указывают, при каком числе вращений он достигает своего пика. В случае с электромоторами ситуация иная — они достигают максимального крутящего момента практически мгновенно, и он остаётся доступным в широком диапазоне оборотов.

Но при прочих равных условиях, у дизельных двигателей крутящий момент обычно выше, чем у бензиновых. Это объясняется высокой степенью сжатия в цилиндрах. Давление в цилиндрах способствует увеличению крутящего момента, а постепенное сгорание смеси усиливает этот эффект. Кроме того, у дизельных двигателей ход поршня обычно длиннее, чем у бензиновых, что также способствует повышению крутящего момента. Поэтому тяжёлую технику обычно заправляют дизельным топливом. Такие машины быстро трогаются с места, но затем медленно набирают скорость. У бензиновых же автомобилей всё наоборот: они развивают большую скорость, но им требуется больше времени для достижения максимальной тяги.

 Двигатель 2.0 TDI Audi Q3. Фото: Audi
Двигатель 2.0 TDI Audi Q3. Фото: Audi

Теперь давайте обсудим, что для водителей важнее: мощность или крутящий момент. От мощности, безусловно, многое зависит, и не зря этот параметр стал одним из ключевых. Однако в реальных условиях эксплуатации для многих водителей более полезным будет высокий крутящий момент, так как в городских условиях редко удаётся достичь максимальной мощности двигателя. Например, у бензиновых двигателей пик мощности двигателя обычно приходится на обороты около 5500 об/мин. Однако мало кто "раскручивают" мотор до таких высоких оборотов, особенно в пробках.

Максимальный крутящий момент, напротив, во многих двигателях достигается уже при 2000-3500 об/мин.

Как видно из всего вышесказанного, именно крутящий момент определяет тяговитость двигателя. На практике это означает, что автомобиль будет более уверенно стартовать с места, особенно если он загружен.

Выходит, что для обычного вождения мощность не так уж и важна. Её по-настоящему смогут оценить только те, кто постоянно "гоняет". При обычной эксплуатации куда более значимым является высокий крутящий момент, особенно если нужно перевезти прицеп или не засесть в грязи.