Найти в Дзене
ВТБ Страна

Царицы и красавицы на коне: образ всадницы в портретной живописи России

Как на портрете изобразить силу, власть и величие? Конечно, посадив модель на коня. Неудивительно, что именно конный портрет стал наиболее выигрышным способом изображения монархов. А если это царственная наездница, то образ притягателен вдвойне. Мы подобрали несколько прекрасных амазонок в русском портретном искусстве 18–19 веков. И начинает наш обзор, конечно, красавица Елизавета Петровна, дочь Петра I, именно с нее и наступает эпоха конного женского портрета в России. Кто изображен и что происходит. На полотне австрийского портретиста Каспара Преннера изображена императрица Елизавета Петровна в интересной компании. Слева на поле можно разглядеть ее племянника Петра III, а справа возле шатра на белом коне его супругу, будущую императрицу Екатерину Великую. Справа и на заднем плане изображена осада русскими войсками турецкой крепости. Интересные детали. Конечно, главная красавица здесь сама Елизавета. Она гордо восседает на вороном коне, облаченная в сияющие доспехи, с орденом Андрея
Оглавление

Как на портрете изобразить силу, власть и величие? Конечно, посадив модель на коня. Неудивительно, что именно конный портрет стал наиболее выигрышным способом изображения монархов. А если это царственная наездница, то образ притягателен вдвойне. Мы подобрали несколько прекрасных амазонок в русском портретном искусстве 18–19 веков. И начинает наш обзор, конечно, красавица Елизавета Петровна, дочь Петра I, именно с нее и наступает эпоха конного женского портрета в России.

Триумф императрицы: Елизавета Петровна в латах

Георг Каспар Преннер. «Конный портрет Елизаветы Петровны со свитой», 1744–1755 годы, Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Георг Каспар Преннер. «Конный портрет Елизаветы Петровны со свитой», 1744–1755 годы, Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Кто изображен и что происходит. На полотне австрийского портретиста Каспара Преннера изображена императрица Елизавета Петровна в интересной компании. Слева на поле можно разглядеть ее племянника Петра III, а справа возле шатра на белом коне его супругу, будущую императрицу Екатерину Великую. Справа и на заднем плане изображена осада русскими войсками турецкой крепости.

Интересные детали. Конечно, главная красавица здесь сама Елизавета. Она гордо восседает на вороном коне, облаченная в сияющие доспехи, с орденом Андрея Первозванного на синей ленте. Над головой императрицы парят орлы, держащие скипетр и оливковую ветвь как символы власти, мудрости и гармонии. Ее указующий перст направлен в сторону турецкой крепости. Вся композиция символизирует славу русского оружия и восточную политику России.

Вершительница судеб России: Екатерина II со шпагой

Вигилиус Эриксен «Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте», 1778 год, Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Вигилиус Эриксен «Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте», 1778 год, Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Кто изображен и что происходит. Датский портретист Вигилиус Эриксен изобразил Екатерину II в переломный момент для ее жизни и истории России: на полотне она возвращается из Ропши после отречения супруга Петра III. По этому случаю на ней мужской мундир Семёновского полка и обнаженная шпага в руке.

Интересные детали. Чтобы точно определить момент, которому посвящена картина, художник указал на стволе дерева дату (28 июня 1762 года). Екатерине на полотне 33 года, она молода, смела и уверена в будущем. Любопытно, что это портрет не только Екатерины, но и ее любимого коня по кличке Бриллиант интересной масти — серая в гречку. Конечно, с натуры его никто не писал, потому что в 18 веке сложились представления о том, как должна выглядеть идеальная лошадь: лебединая шея, тонкие ноги, вытянутая изящная морда.

Прекрасная дама: Александра Фёдоровна в средневековом платье

Орас Верне. «Царскосельская карусель», 1843 год, Государственный музей-заповедник «Царское Село» © Public domain
Орас Верне. «Царскосельская карусель», 1843 год, Государственный музей-заповедник «Царское Село» © Public domain

Кто изображен и что происходит. На работе французского художника Ораса Верне представлен необычный сюжет: император Николай I с супругой Александрой Фёдоровной и дочерями Ольгой и Александрой на заднем плане совершают выезд в средневековых костюмах. Этот тип царских костюмированных развлечений назывался каруселью, он включал маскарад и рыцарские турниры. Впервые его предложила русской публике Екатерина II, а вот особенный шарм карусели приобрели при Николае I, большом любителе рыцарской культуры.

Интересные детали. Александра Фёдоровна с детства увлекалась рыцарскими романами и балладами и даже получила в детстве прозвище Белая роза. Николай I окружил ее поистине царскими знаками внимания и создал вокруг жены культ Прекрасной Дамы. Изображенное событие происходит 23 мая 1842 года в Царском Селе. Его главным украшением, безусловно, была императрица в платье из золотой парчи и синего бархата, изображенная на переднем плане. На картине все выглядит пышно и парадно, на деле же участники действа описывают его почти как комическое: лошади пугались людей в странных костюмах, от лат отваливались куски, а забрало у шлема Николая I постоянно падало. И только Александра Фёдоровна была прекрасна и мила.

Незнакомка на прогулке

Карл Брюллов. «Всадница», 1832 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Карл Брюллов. «Всадница», 1832 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Кто изображен и что происходит. На портрете изображены воспитанницы графини Юлии Самойловой, возлюбленной Карла Брюллова и его главной музы. Старшая из них, шестнадцатилетняя Джованнина, легко и играючи восседает на лошади, которая готова встать на дыбы. Младшая, Амалиция, восхищенно на нее смотрит. Эта работа стала триумфом молодого художника и первой ступенью к его славе.

Интересные детали. Художник превращает парадный портрет в веселую прогулку. Детали прописаны мастерски, но картину нельзя назвать реалистичной. Ведь Брюллов совмещает на полотне несовместимое: легкую грацию девушки и вздыбленную позу лошади, порывы почти ураганного ветра на заднем плане и спокойно лежащие складки платья модели. На ошейнике черной собачки выгравировано имя заказчицы, а вторая собачка, левретка, недвусмысленно намекает на аристократический статус и роскошь, в которой растут девочки. Эта картина о красоте цветущей юности и уверенности в себе, о бурных страстях и романтических идеях. Насладиться этой и другими работами великого живописца Карла Брюллова можно на выставке «Великий Карл», которая проходит в Русском музее при поддержке ВТБ. К 225-летию со дня рождения художника музей подготовил настоящий подарок зрителям, собрав 300 работ знакового русского мастера.

Жена и друг: новая пастораль

Борис Кустодиев. «Прогулка верхом (Автопортрет с женой)», 1915 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Борис Кустодиев. «Прогулка верхом (Автопортрет с женой)», 1915 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Кто изображен и что происходит. Борис Кустодиев изобразил себя в компании верной соратницы, супруги Юлии Прошинской, на конной прогулке. Несмотря на то что работа продолжает тему конных императорских прогулок, парадный пафос здесь меняется на камерность и интимность.

Интересные детали. Как многие работы художника после 1910 года, эта картина полна радости, воздуха, открытых просторов и свободы движения. К несчастью, именно этого Кустодиев был лишен, ведь болезнь, приковавшая художника к инвалидному креслу, только прогрессировала. Но чем яростней мучил его недуг, тем радостней и светлей становилась живопись. Это полотно — картина-мечта, полная воздуха, света и пространства. Это и картина-подарок. Кустодиев как бы говорит любимой супруге, музе и другу: пускай мы не можем совершить прогулку в реальности, но я нарисую для тебя идеальный променад.