Мудрая Шахерезада, дочь визиря, каждую ночь рассказывает царю Шахрияру увлекательную историю, и каждый раз на самом интересном месте её "застигает утро", и она "прекращает дозволенные речи".
Помимо скромных домохозяек и дам с сомнительной репутацией, на Востоке существовал особый "сорт" женщин — кайны. Если европейские куртизанки блистали в королевских спальнях и интригах, то их арабские "коллеги" были чем-то вроде роскошных умных колонок с функцией юмора и сарказма.
Правда, вместо Wi-Fi у них был хозяин, а вместо зарядки — надежда не угодить на невольничий рынок, когда красота и обаяние начнут иссякать.
Школа рабынь. Между покорностью и искусством
Девочек-кайн растили как элитных котят для выставки: учили музыке, стихам и светским беседам. Скажете мечта для "женщины Востока"? Нет, это жесткий бизнес-план.
Большинство попадало в трактиры развлекать пьяных купцов, но топовые выпускницы шли "в элиту", — на неофициальные "маджлисы", — этакие мужские посиделки с чаем, философией и… и, как говорится, с продолжением. В отличие от "благородных женщин", кайны могли свободно общаться с мужчинами, демонстрируя ум, творческий дар и прочая прочая...
На этих собраниях рабыни декламировали стихи, играли на музыкальных инструментах, участвовали в дискуссиях. Главное — не заснуть, пока седые муллы три часа спорят о том, сколько ангелов помещается на кончике иглы.
С возрастом карьера кайн шла под откос. Представьте: вчера ты сочиняешь хит про любовь под луной, а сегодня обучаешь юных рабынь, как не переборщить с тушью для ресниц. Неудивительно, что многие кайны мечтали о принце на белом верблюде. Ну или хотя бы о богатом старике, который не забудет их в завещании.
Рождение ребенка всё же гарантировало содержание, но клеймило мать как "бесстыдницу". Тем не менее некоторые кайны сумели оставить след в истории.
Кайна Сакан. Преданность вопреки условностям
Сакан была "тихоней" среди кайн — выделялась мягкостью характера, предпочитала лирику сарказму, что в их среде считалось недостатком.
Когда её хозяин, философ аль-Варрак, разорился, девушка, не стала искать другого "сахарного" папика, а, только чтобы её философ не помер с голоду, написала письмо халифу: "Ваше Величество, выкупите меня пжлст, а то мой босс уже ест жареную саранчу вместо ужина". Халиф, конечно, только посмеялся "Ты кто вообще такая?". История стала мемом, но Сакан не растерялась — сочинила дерзкую касыду про недавно казнённого бунтаря Бабека. Все ахнули: "Ух ты, она еще и про политику троллить умеет!". В итоге бедный философ Аль-Варрак, тронутый ее преданностью, прослезился, даровал Сакан свободу и женился на ней.
Кайна Ариб. Бунтарка
Дочь визиря и рабыни христианки. Папаша продал её в школу рабынь ни капли не смущаясь. Ариб прославилась независимым нравом.
Сбежала с бедуином, потом бросила его, как старые сандалии. После поимки ею обладали несколько халифов. Последним, или крайним, был халиф аль Мутасим, тот самый, который посмеялся над Сакан. Он выкупил её и даровал ей свободу.
Талант певицы и поэта обеспечил ей безбедную жизнь. Получив свободу, Ариб сама выбирала любовников, собирала маджлисы и влияла на политические беседы "Приходите, мужики, тут и политику обсудим, и в нарды проиграете".
В 96 лет она умерла, оставив после себя семь халифов-любовников, подругу-любовницу, тоже поэтессу, и легенду в стиле "А что, так можно было?".
Кайна Фарида. Жертва жестокости
Судьба Фариды отразила мрачную сторону жизни кайн. Приобретенная халифом аль-Васиком, она страдала из-за его ревности. Ревнуя к поклонникам он однажды, во время концерта, пнул её в грудь. После смерти правителя Фарида перешла к новому хозяину, но петь уже боялась. Тот решил, что плеть — лучший "мотиватор" и забил рабыню до смерти.
Кайна Инан. Королева остроумия
Инан, наполовину испанка, покоряла острым умом и поэтическим талантом. Ее словесные дуэли с поэтом Абу Нувасом стали легендой, а едкие эпиграммы в адрес любовников — "визитной карточкой". Из-за этого "маджлисы" с кайной Инан были очень популярны и собирали поэтов и любителей горячих дискуссий.
Даже халиф Харун ар-Рашид, герой сказок, не устоял перед ней. Но из-за своей скупости не выкупал её у жестокого хозяина до самой его смерти, и купил её лишь когда она уже стояла на аукционе, как часть реализуемого имущества покойного. Пережив унижения и наказания, Инан попала в его гарем, где ее следы теряются — участь, типичная для кайн, исчезавших в тени власти.
Вывод
Если европейские куртизанки становились фаворитками и строили замки, то кайны арабского Востока исчезали в гаремах, как чебуреки в голодную пятницу. Их истории — микс из таланта, дерзости и абсурда, с бо́льшим количеством поэзии и меньшим количеством туалетного юмора. А главное — напоминание, что даже в цепях можно оставаться ироничным.
...«А по прошествии 1000 и одной ночи Шахерезада пришла к царю с тремя сыновьями, рождёнными за это время, "один из которых ходил, другой ползал, а третий сосал грудь". Во имя них Шахерезада попросила царя не казнить её, на что Шахрияр ответил, что помиловал её ещё раньше, до появления детей, потому что она чиста, целомудренна и невинна.»...