"Жизнь после пятидесяти только начинается" — так говорил мой дядя Виктор, когда в 58 лет решил круто изменить свою жизнь. Но никто из семьи не ожидал, что эти изменения продлятся всего три недели.
Последний звонок
— Всё, Маш, я закончил. Больше не могу, — голос дяди Вити звучал устало и надломленно в трубке телефона.
— Что случилось? — спросила моя мама у своего старшего брата.
— Домой еду. Расскажу.
Эти три короткие фразы завершили его "блестящую" карьеру таксиста. Карьеру, которая должна была стать золотой жилой для инженера с тридцатилетним стажем, оказавшегося за бортом жизни после сокращения.
А началось всё с той самой фразы, которую мы все слышали не раз: "Пойду в такси, буду сам себе хозяин". Казалось бы, что может быть проще? Сел за руль, включил приложение и поехал зарабатывать.
Инженерный расчёт
Дядя Витя всегда был человеком цифр и точных расчётов. Тридцать лет на заводе не прошли даром. Когда его сократили в рамках "оптимизации производства", он не впал в отчаяние, а достал калькулятор.
— Смотри, Маш, — объяснял он моей маме, разложив на кухонном столе исписанные цифрами листы. — Рабочий день 8 часов, средний чек за поездку 300 рублей, примерно 2 поездки в час. Это 4800 в день, минус бензин и комиссия приложения — чистыми выходит около 3000. За месяц — 90 тысяч! Да я на заводе столько не получал за свои чертежи!
Мама кивала, но в глазах читалось сомнение. А дядя Витя уже мечтал, как через полгода накопит на ремонт в квартире, а через год сможет помочь внуку с первым взносом за ипотеку.
Инженерный расчёт выглядел безупречно. На бумаге.
Первый день — полёт нормальный?
Свой первый рабочий день в качестве таксиста дядя Витя вспоминал с улыбкой. Машина блестела после мойки, в салоне пахло новым освежителем воздуха с ароматом хвои, а в кармане лежал новенький смартфон с установленным приложением агрегатора.
— Я чувствовал себя как космонавт перед стартом, — рассказывал он за семейным ужином после первой смены. — Нажимаю кнопку "на линии" и жду первого заказа. А он приходит моментально! Не успел даже кофе из термоса налить.
В тот день он выполнил 14 заказов и вернулся домой уставший, но довольный. Расчёты начали оправдываться. Первый пассажир даже оставил щедрые чаевые, похвалив чистоту в машине.
— Вот видишь, — говорил дядя Витя жене, — людям нравится, когда за рулём солидный человек, а не какой-нибудь сорванец. Чувствуют надёжность.
Когда жизнь вносит коррективы
Но уже через неделю в его рассказах появились новые нотки. Инженерный расчёт начал трещать по швам при столкновении с реальностью.
— Ты представляешь, Маш, — жаловался он в телефонном разговоре, — сегодня два часа простоял в пробке на Садовом. Два часа! А приложение считает только километраж, время никак не учитывается. Пассажир нервничает, я нервничаю, а на счётчике копейки капают.
Потом были истории про клиентов, которые отменяли заказ, когда он уже подъезжал к точке встречи. Про пассажиров, разговаривающих по телефону на повышенных тонах весь путь. Про тех, кто садился в машину с едой и оставлял после себя крошки и пятна.
— А один вчера сел пьяный и всю дорогу рассказывал, как его жена ушла к лучшему другу. Я ему что, психолог? — вздыхал дядя Витя.
К концу второй недели его расчёты претерпели серьёзную корректировку. Оказалось, что расходы на бензин выше, чем он предполагал, особенно когда приходилось подолгу стоять в пробках с работающим двигателем. Комиссия агрегатора оказалась плавающей и иногда доходила до 30% от стоимости поездки. А износ автомобиля — это вообще отдельная статья расходов, о которой он поначалу даже не задумывался.
Встреча, изменившая всё
Но не финансовые расчёты стали последней каплей. А случай, произошедший на третьей неделе работы.
В тот вечер дядя Витя получил заказ от приложения — нужно было забрать пассажира из ресторана в центре города. Он подъехал к указанному адресу, и в машину сели трое молодых людей. Двое мужчин и женщина. По всем признакам — изрядно навеселе.
— Куда едем, ребята? — спросил дядя Витя, хотя адрес уже был указан в приложении.
— Братан, давай сначала в магазин заедем, добавить нужно, — ответил один из пассажиров, положив руку ему на плечо.
— Извините, но маршрут указан в приложении, изменения нужно вносить через него, — вежливо, но твёрдо ответил дядя Витя.
То, что произошло дальше, заставило его пересмотреть все свои планы на "лёгкий заработок". Пассажиры начали спорить между собой и с ним, один достал бутылку из кармана и открыл её прямо в салоне. Когда дядя Витя попросил не распивать алкоголь в машине, в его адрес посыпались оскорбления.
— Слышь, дед, тебе что, жить надоело? — прозвучала фраза, которая окончательно выбила его из колеи.
Ситуацию спасло то, что один из пассажиров оказался более адекватным и утихомирил своих спутников. До места назначения доехали в напряжённом молчании. Но этот случай стал переломным.
Цена лёгкого заработка
Когда дядя Витя приехал к нам тем вечером после своего последнего звонка маме, он выглядел постаревшим лет на десять.
— Понимаешь, Маша, дело даже не в деньгах, — говорил он, грея руки о чашку с чаем. — Я понял одну простую вещь: нет такого понятия как "лёгкий заработок". За всё в этой жизни приходится платить. И иногда цена оказывается слишком высокой.
По его подсчётам, за три недели работы он заработал около 40 тысяч рублей. Но какой ценой? Постоянное напряжение за рулём, непредсказуемые пассажиры, отсутствие перерывов на обед, боли в спине от долгого сидения, и главное — постоянный стресс.
— Я же инженер, Маш. Я привык создавать что-то своими руками, видеть результат своего труда. А тут что? Крутишь баранку, развозишь людей по городу, а в конце дня что остаётся? Усталость и пара купюр.
Согласно исследованию Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, около 67% работников такси в России — это люди, для которых этот вид деятельности является вынужденной мерой после потери основной работы. И почти треть из них покидает эту сферу в течение первых трёх месяцев.
Жизнь после такси
История дяди Вити не закончилась на грустной ноте. Через месяц после "таксистского эпизода" его бывший коллега предложил ему место в небольшой инженерной фирме. Зарплата была ниже, чем его теоретические расчёты доходов от такси, но работа приносила удовлетворение.
— Теперь я понимаю, что деньги — не главное, — признался он на семейном ужине полгода спустя. — Главное — просыпаться с желанием идти на работу, а не с ощущением, что идёшь на каторгу.
А что же случилось с его расчётами и мечтами о "лёгком заработке"? Они остались на тех самых исписанных листах бумаги, которые теперь лежат в ящике письменного стола как напоминание о том, что жизнь всегда сложнее любых расчётов.
Вместо эпилога
Когда я спросил дядю Витю, не жалеет ли он о своём опыте работы в такси, он неожиданно улыбнулся:
— Нет, не жалею. Этот опыт стоил потраченных нервов. Теперь я точно знаю, что такое настоящая работа таксиста, и с каким уважением нужно относиться к людям этой профессии. И ещё я понял, что в 58 лет не поздно пробовать что-то новое. Просто нужно выбирать то, что действительно по душе, а не гнаться за призрачной лёгкостью.
История дяди Вити — это история о том, как важно не верить в красивые сказки о лёгких деньгах. О том, что любой труд требует уважения. И о том, что никогда не поздно начать всё сначала, даже если тебе уже за пятьдесят.
А вы сталкивались с ситуациями, когда реальность оказывалась совсем не такой, как в ваших расчётах? Делитесь своими историями в комментариях и подписывайтесь на канал — впереди ещё много историй о неожиданных поворотах судьбы, финансовых ловушках и о том, как найти своё место в постоянно меняющемся мире.