Здравствуйте, дорогие читатели!
Последнее время что-то пробило меня на описание всяких разных интересных мест моего родного района. А вот теперь мне хотелось бы написать обзорную статью об этом районе в целом. Потому что не все читатели - это жители Петербурга и не все про него знают. Да и не все петербуржцы глубоко погружены в эту тему. Ну а я стараюсь в каждую тему погружаться по самые уши. С одной стороны это может быть и хорошо для тех, кто хочет разобраться в теме досконально, но уж точно это не хорошо для статей в дзен. Потому что мышление у людей сейчас достаточно клиповое, времени для прочтения объёмных статей у большинства просто нет, да и желания читать такую большую писанину - аналогично. Многобукофф, короче, как мне неоднократно строго указывали. Дочитываний в дзене такие статьи не набирают, а вот трудозатраты на такие статьи просто огромные. На некоторые из них я трачу по несколько дней. Но я своей манере изменять не собираюсь, потому что я в дзене пишу не ради денег, популярность меня особо не волнует, а вот для чего я здесь этой канителью занимаюсь, мне и самому до сих пор непонятно. Но высоким искусством писать коротко и просто на сложные темы я еще не овладел, поэтому, видимо, так и помру в этом неовладевшем состоянии и описать содержание Войны и Мир со всеми нюансами и заложенными там смыслами в трех предожениях, мне, видать, не суждено никогда. Так что к вашему прискорбию должен сообщить, что статья сегодня опять, сердцем чую, получится некороткая. Но если ее прочитает десяток - другой, заинтересованных людей и узнает для себя что-то новое, то буду считать, что труды мои были ненапрасными.
______
Если читатель уже обратил внимание, то я со всеми моими памятными местами толкусь в небольшом Бермудском треугольнике, ограниченном несколькими улицами. Я достаточно подробно писал и про ДК Пищевиков, и про дом Берггольц, и про Толстовский дом, и про мою родную школу на улице Правды, про вновь обретённую мозаичную прекрасную икону опять-таки на улице Правды, про типографию первого номера газеты "Правда" на Социалистической улице, да и много еще про что. Но все эти описания носили несколько фрагментарный характер относительно всего района.
Так что напишу сегодняшнюю статью для того, чтобы у читателей было представление о моём районе в целом.
Иными словами, дам вам, уважаемые читатели, возможность посмотреть на мой район с высоты... буквально с высоты птичьего полёта, и в переносном смысле - с высоты истории.
Как я уже писал, меня с этим районом очень многое связывает. Хоть я и родился на Невском проспекте, но на Загородном в доме 26 я провёл огромный счастливый отрезок своего детства, у меня там жила бабушка, так жизнь сложилась, что некоторое время я жил у нее. В этом районе и пошёл в школу, потом именно там на ул. Правды и купил себе квартиру, в которой я уже живу несколько десятилетий. Кстати, рядом с моим домом по адресу Загородный д. 28, жил наш великий композитор Римский-Корсаков, именно там он и написал значительную часть своих выдающихся произведений, поэтому мне предоставится отличная возможность закончить эту статью его музыкой.
Ну а начну я её, пожалуй, вот с этого. Тем более, что моя преданная подписчица Надежда просила меня показать мой родной Собор Владимирской Иконы Божьей Матери, который в народе именуется "Владимирский Собор".
Это собор совсем рядом от моего дома и я хожу в него уже много -'много - много лет (спасибо любимой жене, что приобщает к вере и сподвигает к мыслям).
Собор назван именем чудотворной иконы Божьей Матери, которую привезли в Петербург в 1763 году.
Мои внуки, да и мои дети крестились именно там. Кстати, рядом с этим собором музей - квартира Достоевского. Фёдор Михайлович всегда снимал квартиры обязательно так, чтобы из окон была видна какая-нибудь церковь. Это у него было обязательным условием. Про историю этого собора я сейчас писать не буду, иначе статья вообще получится неподъёмная. Но и период его упадка до абсолютно унылого полуразрушенного состояния, и период его возрождения до того прекрасного духоподъёмного вида, в котором он пребывает ныне... всё это прошло буквально на моих глазах. Я помню, когда это было абсолютно запущенное здание, в котором хранился цемент и сидели какие-то государственные советские конторки, я помню сбитые на нём кресты и черные купола и я помню, как это здание было возрождено, как его вернули в лоно святой церкви, как там начались службы, как на здание собора с вертолёта устанавливали кресты и как на нем золотили купола. Помню, как над куполами завис вертолёт, как начался страшный ветер, вертолет чуть не потерял управление прямо над храмом и мы все боялись, что сейчас будет что- то страшное. Но как только начали спускать крест, ветер моментально стих до состояние полного безветрия. Вертолёт благополучно установил кресты и как только это произошло, ветер начал дуть с новой силой. Вот так - то! Кто - то скажет, мол бывает, совпадения случаются, ну а я на этот счет промолчу, потому что придерживаюсь иного мнения.
Короче говоря, я лично был очевидцем современной истории собора вот от такого👇
и до такого 👇 состояния
Если читателям будет интересно, то я посвящу большую отдельную статью этому собору. Он того точно стоит, как минимум, по причине того, что его архитектором был никто иной, как сам великий зодчий Джакомо Кваренги!
А на этом ролике вы, уважаемые читатели, как раз и посмотрите на этот собор, послушайте его колокола, звон которых долетает до моего дома и посмотрите мой район с высоты птичьего полёта. Ну а про то, как называется этот район и чем он интересен, я вам расскажу дальше.
Смотровая площадка на колокольне Владимирского Собора
https://vkvideo.ru/video434201945_456239299
Ну а район мой называется 👇
Ямская слобода
Одно из самых старых поселений в Петербурге располагалось здесь – в квадрате со сторонами "Лиговский проспект - параллельно ему - Загородный проспект" и "Кузнечный переулок - параллельно ему - Звенигородская улица". Первыми обитателями этого исторического района были ямщики, за что и прозвали эту местность Ямской слободой.
Невский проспект недалеко, однако в начале XVIII века эти места слыли глухой окраиной.
Предоставлю слово компетентным людям. Ну а когда буду сам бестактно встревать в разговор умных людей, тот буду помечать свои вставные дополнения вот таким обозначением ✅
Андрей Столяров, писатель:
«Там, где находится Ямская слобода, заканчивался город: лес, откуда волки забегали на Невский проспект, болота… Позже вот та внутренняя линия Ямской слободы, которая обращена к центру, стала границей между парадным Петербургом и Петербургом народным. Там окно в Европу, а здесь реальная жизнь, и эти пространства почти не пересекались. Видимо, поэтому в Ямской слободе сохранился настой прошлых столетий».
А возникла Ямская слобода не стихийно, а исключительно по воле Петра I.
Тамара Крашенинникова,краевед:
«Петр I в 1713 году издал указ, в котором повелевал всем губернаторам выбрать из ямщиков «самых добрых, самых семьяниных, самых лошадиных, самых порядочных» – 105 семей. Каждой семье выделили 4 десятины земли, на которой он организовал свой двор. Во дворах были в основном служебные постройки, потому что лошадей во всей этой слободе было около10 тысяч. Дворов примерно 270».
Как известно, труд ямщицкий был нелёгок, и поэтому в праздники народ гулял от души.
Тамара Крашенинникова, краевед:
«Говорят, что праздники заканчивались тем, что вокруг Обводного канала по берегам лежали мертвецки пьяные тела извозчиков. На Масленицу ямщики выезжали на своих только что купленных, хороших, красивых рысаках, запряженных в новые экипажи, в которых сидели жены дородные и богатые невесты».
Надо сказать, что у обитателей слободы была своя Ямская церковь. Этот старейший храм Петербурга был построен на тогдашней набережной Лиговского канала (кстати, весь прилегающий к нему район так и называли: Лиговка-Ямская).
Теперь Крестовоздвиженской церкви дан статус собора, он носит сегодня ещё одно наименование ― Казачий
✅ Кстати, очень строгий собор по отношению к посещающим его. С очень суровыми священниками. Я так и не смог стать его прихожанином. Священники, да и паства, очень подозрительно относятся к пришлым, по-моему там всё как-то "для своих", что для меня не вполне сочетается с таким понятием, как "православная церковь". Но, может быть, мне так показалось. В любом случае, мне наш Владимирский собор как - то роднее.
И маленько дополню уважаемых историков. Так-то наш район был не только ямщиками населён. Если считать Ямскую слободу квадратом, у которого две параллельных стороны - это Загородный проспект и Лиговский проспект, а две других - это Кузнечный переулок и Звенигородская улица, то чем ближе к Загородному, тем цивилизованней был этот район. На Загородном проспекте вообще селились всякие знаменитости и интеллигенция, взять, например, того же самого Римского-Корсакова. Моя улица Правды, которая самая первая от Загородного и параллельна ему - это бывшая Кабинетская улица. На ней жили служащие кабинета двора его императорского величества, то есть те люди, которые заведовали всем императорским имуществом. Но чем ближе к Лиговке, тем район становился все более "народным", а Лиговский проспект и прилегающие к нему места - это вообще был район маргинальный. О лиговской шпане и бандитах ходили целые легенды. В дореволюционном фольклоре им посвящались песни и сказания. Да и на моей памяти - это был очень опасный и неспокойный район, в который без лишних дел вечером, а тем более ночью, лучше было вообще не соваться. Ну а теперь, конечно, всё не так. Как-нибудь, если не забуду, напишу статейку про бандитскую лиговку. Про неё много есть чего рассказать ✅
В конце XIX века Ямскую слободу, представляющую собой ряды извозчичьих дворов с деревянными домами и сараями, стали теснить новые каменные здания, которые и по сей день украшают бывшую Ямскую.
____________
Теперь сам поописываю разные интересные явления моего района, некоторые из которых не слишком знакомы широкой общественности.
«Очень красивый дом, который смотрит на Малую Московскую улицу с Достоевской – это дом Глазера. В нём до сих пор сохранились удивительной красоты старинные витражи.
Путь от метро «Владимирской» до музея Достоевского проходит по Кузнечному переулку. По правой стороне можно увидеть монументальное здание в стиле советский ампир со скульптурами рабочего и крестьянина слева и справа от входа — это Кузнечный рынок. Он появился на месте принадлежавших Владимирской церкви дровяных складов и сараев в 1916—1917 годы и действует до сих пор. Рынок этот и при СССР был недешёвый, а сейчас он, по - моему, вообще самый, дорогой в Питере.
Если приглядеться, на часах можно различить изображения знаков зодиака
Неприметный снаружи трёхэтажный дом напротив рынка — особняк Василия Семёновича Каншина — одного из богатейших людей середины XIX века. Его называли «винным королём» или «содержателем питейных сборов». Всё потому, что Каншин заплатил государству винные откупы и получил право на розничную продажу вина в Петербурге и окрестностях.
Парадная особняка — одна из самых красивых в Петербурге. Её украшает широкая лестница, белая с золочением лепнина, небесно-голубые стены, каменные купидоны и кариатиды. На каншинских балах бывало все высшее петербургское общество, а сегодня попасть туда может любой желающий
Пройдя по Кузнечному переулку до конца, вы увидите жёлтое здание на небольшой площади. В нём находится Музей Арктики и Антарктики — единственный в России и крупнейший в мире музей, который посвящён полярным исследованиям.
Изначально постройка предназначалась совершенно для другого — это была Никольская единоверческая церковь, построенная в 1820—1838 годы по проекту архитектора А. И. Мельникова. В 1934 году она была реконструирована и приспособлена под экспозицию. Мои внуки очень туда любят ходить. Там даже самолет подвешен внутри, тот, который на льдины садился. Ну и всякие белые медведи, моржи, пингвинчики и прочее детишкам тоже нравится.
Вход стоит копейки, по-моему, вообще самый дешевый музей города.
Ну уж если речь зашла о необычных архитектурных решениях, предлагаю пройтись по улице Колокольной — она идёт параллельно Кузнечному переулку. Хотя, строго говоря, Колокольная - это уже не Ямская слобода, поскольку та ограничена Кузнечным переулком, а Колокольная чуть-чуть подальше в сторону Невского проспекта, но давайте заодно и туда заглянем, раз уж в тех краях гуляем. Тем более, что я постоянно туда вожу гостей города, потому что про этот красивый дом немногие знают.
Отыщем доходный дом Никонова или, как его называют, «пряничный дом». Он построен в неорусском стиле и сразу же цепляет глаз разнообразием и красочностью декора. Один из владельцев, Николай Николаевич Никонов, был одним из известных зодчих Петербурга того времени. Он приобрёл это здание и сам придал ему праздничный вид. Дом украшен керамикой, выложенной в мозаику с цветочным орнаментом, кирпичной кладкой, остроконечными крышами и обрамлёнными изображениями цветов наличниками. Эркеры выполнены в виде шатров, а арка украшена ажурной решеткой.
Очень необычный дом. Совершенно не соответствует строгому петербургскому стилю.
А Неподалеку - на улице Достоевского - одно их самых милых для меня мест района. Я гулял здесь и водил детей и внуков смотреть на чудесных медведей, которые держат фонари у входа в бывшее здание Механического завода Курта Зигеля.
Самые милые вещи: медведи у завода Зигеля и лошадиные головы на здании ветлечебницы.
Вот эти знаменитые лошадиные головы 👇
А вот эти чудесные бронзовые медведи. В двух минутах хода дворами от моего дома. На фотографиях - Миша и Лиза. Лиза - это моя внучка. Миша мне вообще не родственник 👇
Снова предоставлю слово умным людям, а сам пока покурю.
Андрей Столяров, писатель:
«Я забрел в конец Коломенской улицы, и вдруг увидел, что из абсолютно белой стены (белый цвет для Петербурга совсем не характерен) высовываются две черные, чугунные, как будто из другого мира, громадные лошадиные морды.
Впечатление было очень сильное, тем более что одна из голов жутковато оскаливалась.
Позже выяснилось, что ничего страшного здесь нет. На этом месте в Ямской слободе находилась конная станция. Здесь перековывали лошадей перед дальней дорогой. А потом отсюда они отправлялись к Московской заставе и двигались дальше по Московскому тракту».
Слободу поэтому так и именовали ― Московско-Ямская. И улицы ― Коломенская, Звенигородская, Волоколамский переулок ― тоже получили свои названия по городам Московской губернии. Название Разъезжей улицы говорит само за себя: здесь ямщики разъезжались кто куда.
Давид Голощёкин, народный артист России:
«Такие названия как Разъезжая улица, Коломенская улица – это старые петербургские названия. Их ни в коем случае менять нельзя, потому что они напоминают нам об истинной истории этого города и этой части города».
Но есть здесь и самая, так сказать, «ямская» улица. Её историческое название, к сожалению, утрачено, но ей было дано впоследствии великое и очень дорогое для каждого из нас имя.
Тамара Крашенинникова, краевед:
«Ямская (под девичьей фамилией) улица стала улицей Достоевского в 1915 году, но старое название до сих пор в памяти у народа».
В доме № 2 на этой улице жил и умер Фёдор Михайлович Достоевский. В его квартире находится мемориальный музей, открытый к 150-летию со дня рождения писателя. А в 1997-м году в начале Большой Московской был установлен долгожданный памятник.
✅ В этой квартире Достоевский действительно создал одно из своих самых известных произведений — роман «Братья Карамазовы». Я у этого памятника обычно встречи назначаю. Что по мне - так очень правильный Достоевский и очень правильное место. 100 метров - Владимирский собор, 300 метров - квартира Достоевского ✅
Андрей Столяров, писатель:
«Именно на этом месте, где стоит памятник, Достоевский, по воспоминаниям современников, очень любил отдыхать на скамейке в сквере. Возможно, поэтому памятник так вписался в петербургский пейзаж. Он стал неким знаковым местом Петербурга. Здесь назначают встречи. И возникает ощущение, что ждешь человека не один, а в компании с Федором Михайловичем».
Тамара Крашенинникова, краевед:
«Улица Достоевского была местом встречи писателей, художников, композиторов… Литературное место».
✅ И ― банное! На улице Достоевской находятся старинные бани, открытые братьями Туляковыми, которые в народе сразу стали называть «Ямскими». Среди знаменитых клиентов бани был, конечно, и Фёдор Михайлович.
✅ Ухх... Сколько же я, времени провел в этих знаменитых банях! Когда-то там был лучший пар в городе. Знатоки об этом знали. Чудное место! Старейшие в городе исторические бани
Галина Илюхина, писатель:
«Историки банного промысла Петербурга рассказывают, что там бывали и Блок, и Николай Гумилев. Места литературно насыщенные; неподалёку жил Куприн».
✅ В этих банях мылся даже Ленин!Там совсем рядом есть и дом, в котором он жил. Владимир Ильич вообще часто менял места своего обитания. Скрывался от царской охранки или от Инессы Арманд, ну а может он вместе с Инессой скрывался от Надежды Константиновны. Я уже наверняка не помню, от кого он и с кем скрывался, но то что скрывался - это точно. Но даже во время скрывания Ильич очень любил помыться в бане! Потому что Ильич любил скрываться исключительно в чистом помытом состоянии. Могут же у человека быть безобидные причуды? Думаю, что могут.
А вообще в нашем районе жило много выдающихся людей. Вот только две мемориальных доски тех, кого я очень сильно люблю и уважаю.
На Разъезжей 👇
На Коломенской 👇
А на углу Марата, Разъезжей и Боровой находится другое историческое здание, шедевр классической архитектуры ― бывший Ямской рынок.
Да, вот так когда-то строили рынки! ✅
А первоначально на этом месте было небольшое строение, не радовавшее глаз.
Тамара Крашенинникова, краевед:
«Его снесли и затем по проекту Стасова построили новое здание, которое стоит здесь и по сей день, является памятником архитектуры».
Галина Илюхина, писатель:
«А в советское время там был знаменитый комиссионный мебельный магазин. Куда ездили все покупать мебель. Я помню шкафы, какие-то полочки, стульчики, которые мы там покупали».
Давид Голощёкин, народный артист России:
«В этом комиссионном было, кстати, очень много мной куплено: столик, два кресла (одно вальтеровское) и тому подобное. Да, это было знаменитое место».
✅ От себя замечу. Это было действительно знаменейшее место и прекрасный комиссионный мебельный магазин. У меня там практически вся мебель была когда-то куплена. Там попадались действительно уникальные экземпляры, чуть ли не пушкинских времен. Сейчас там обыкновенное сборище всяких разнородных магазинчиков, в которых торгуют всякой ерундой.
Но здание, конечно, поражает своей архитектурой. Ну ещё бы. Сам Стасов был архитектором. Там ещё и огромный полуподвал, практически под землёй. Кстати, здание Ямского рынка примечательно еще и тем, что здесь в свое время снимали известный фильм «Собачье сердце». Один из эпизодов фильма, когда профессор Преображенский сходит со ступеней рынка и находит Шарика, снимался именно на Ямском рынке. Так что никая это не Москва, а Питер 👇 ✅
Исторический район Ямской слободы петербуржцы неспроста относят к тем заповедным местам, которые мы обычно называем «старым Петербургом». В этой живописной обветшалости дворов и старинных зданий есть своя правда, своя подлинность.
Тамара Крашенинникова, краевед:
«Здесь сохранился исторической дух этой Ямской слободы. Это дух вольной, свободной жизни, у которой нет границ, здесь трудятся до упора и гуляют весело».
В ленинградское время гуляли весело и «до упора» в ресторане с очень ямским названием ― «Тройка»
Давид Голощёкин, народный артист России:
«Ресторан Тройка – это знаменитое с место; в 70-е — 80-е годы в него можно было попасть только по знакомству или по записи. Надо было лично знать директора. И там собирались все властные структуры, все люди из партийных органов, все доминанты торгового мира… Это было знаковое место. Там было впервые варьете открыто, где были так называемые «girls», и этим оно было привлекательно, хотя ресторан ничем таким не отличался (особенной кухней, например). Только антуражем».
✅ О да!!! В ресторане Тройка реально отжигали. А варьете, кордебалет - был одним из самых первых и лучших в стране! Таким, что Мулен Руж просто завистливо курил в сторонке✅
В 1912-м году в типографии на Ивановской улице (ныне Социалистической) был напечатан первый номер газеты «Правда» ― и это событие было увековечено в названии соседней улицы.
✅ Я про это здание и его невеселую судьбу писал у себя в одной из статей этого цикла ✅
Ленинградцы помнят, что на улице Правды, 10, находился достопамятный Дом культуры работников пищевой промышленности. В обиходе его называли «лепёшкой». Впрочем, были и другие прозвища.
✅ А про это здание у меня было аж 5 статей! ✅
Давид Голощёкин, народный артист России:
«В простонародье говорили – «хлебопёка» (хлебопекарня промышленности). Дом культуры остался бы незамеченным, если бы там не начилась джазовая жизнь нашего города в начале 60-х годов. Там было кафе «Восток». В нём дебютировали знаменитые барды (например, Александр Дольский), были вечера поэтов, где выступал Бродский (я был тому свидетелем), засиживался Сергей Довлатов. Отдельные дни были джазовые, на которых я 17-летним мальчишкой начинал свою карьеру, играя джаз».
✅ Спасибо, Давид Семенович, за ценное дополнение. Про джаз в ДК Пищевиков я забыл написать.
А сегодня джаз в исполнении маэстро и других известных музыкантов звучит на сцене государственной Филармонии джазовой музыки.
Филармония джазовой музыки — единственная в России филармония, деятельность которой сосредоточена целиком на джазовой музыке. Является одной из виднейших джазовых площадок страны. В залах филармонии выступали выдающиеся джазовые музыканты всего мира.
Основатель и собственник - сам Давид Голощекин.
Само же это здание на Загородном проспекте когда-то принадлежало купцу 1-й гильдии Ивану Кузнецову (из знаменитой династии «фарфоровых Кузнецовых»).
А в ленинградское время в этом доме находился кинотеатр «Правда». Кинотеатр "Правда" - это был самым первым кинотеатром, в котором я был в жизни. Не помню о чём был фильм, вроде как про индейцев, мне было года 3, наверное, но я был так сильно поражён, что до сих пор этот момент помню.✅
Школа №321 — с большой историей, которая начиналась с открытия в 1817-м году Благородного пансиона, а затем ― Первой классической гимназии. И что интересно, именно в этой гимназии родилось скаутское движение.
✅ Это моя родная, самая первая школа, про неё у меня была большая статья в этом городском цикле✅
Галина Илюхина, писатель:
«В этой школе есть купол, когда-то это была домовая церковь Преображения. В советское время церковь переделана физкультурный зал. Бассейн и гимнастический зал, которые рядом находится, раньше имели отношение к благородному пансиону».
✅ Дополню. Это был самый первый крытый бассейн в российской империи. Про него я тоже подробно писал в той статье, где писал про свою школу 321✅
Рядом с 321-ой школой находится Государственный университет кино и телевидения, в советское время это был ЛИКИ ― Ленинградский институт киноинженеров. Ещё раньше это историческое здание принадлежало Училищному совету при Святейшем Синоде с церковью Святого Благоверного князя Александра Невского и школой. Сегодня на фасаде главного корпуса университета восстановлена уникальная мозаичная икона начала XX века ― «Иисус, благословляющий отроков».
✅ Чудесному обретению этой драгоценной мозаики мастерской Фроловых я посвятил ранее целую статью ✅
В советские времена в Ямской находилась известная в стране Ленинградская парфюмерная фабрика «Северное сияние». Сияла она на улице Марата, благоухая, в частности, незабвенным одеколоном «Тройной» и духами «Лесной ландыш» и «Красная гвоздика».
✅Фабрики "Северное сияние" в центре давно уже нет. Она давно уже переехала на окраину. Но я это прекрасно помню! Этим запахом был пропитан весь район!
Стоит отметить, что этот исторический район всегда вкусно пах, и сладкий аромат, витавший над бывшей Ямской слободой, тоже не случаен.✅
Галина Илюхина, писатель:
«Здесь Фабрика Крупской расположена. Дети всегда носами поводят от этих вкусных запахов булочек ванильных. Гуляют в нашем историческом центре запахи-облака. По сию пору пахнет сладким в нашей Ямской слободе».
✅ А вот это уже, к сожалению, не так. Сведения эти уже устарели. Ничего у нас уже не витает. Нет уже никакой фабрики Крупской и ничего она не производит. Фабрика была обанкрочена, ликвидирована и снесена. На ее месте построено современное здание, в котором процветает какой-то бизнес. Так что если кто-нибудь купит конфеты вот с таким знаменитым товарным знаком - знайте, что это просто обманка и картинка.
Товарный знак был продан другим кондитерским фабрикам, они просто под ним шлёпают продукцию, которая уже не имеет никакого отношения к знаменитым кондитерским изделиям настоящей фабрики Крупской.
Кондитерская фабрика имени Крупской во времена СССР и даже после его кончины была лучшей в городе и славилась на всю страну. Она действительно выпускала просто превосходную продукцию. Ну, естественно, такого понятия, как пальмовое масло в шоколадных конфетах вместо масла какао - бобов тогда просто не было в природе. Продукция действительно была вкуснейшая и великолепного качества.
На 2010 год фабрика им. Н.К. Крупской была еще самым крупным кондитерским производством Санкт-Петербурга.
В 2006 году фабрика вошла в состав норвежской группы Orkla. С 2015 года предприятие вошло в кондитерский холдинг «Славянка», который вообще не является петербуржским. Корпуса бывшей шоколадной фабрики на Социалистической улице, д. 21 снесли в 2017 г. История Ленинградской шоколадной фабрики им. Н.К. Крупской, которая являлась много лет брендом Ленинграда и Санкт-Петербурга закончилась
50-е годы 👇
Несколько лет назад 👇
Снос 👇
Теперь на месте фабрики Крупской аппарт - отель 👇
Ну уж коль пошла такая тема, то разрешите мне ностальгически вздрогнуть? Действительно, всё моё детство прошло в плотном облаке этого карамельно - бисквитно - шоколадного запаха. Моя школа находилось буквально в паре шагов от кондитерской фабрики Крупской. Да и до моего дома на Загородном этот запах вполне долетал. Да и моего дома на ул. Правды он долетал не так уж и давно. Так что долгие десятилетия обонятельно ежесуточно вкушал эти вкусные ароматы. Они вообще обволакивали весь район. Помню как в классе третьем, наверное, нам, деткам, устроили экскурсию на эту фабрику. Нам там разрешили есть конфет и шоколада, от пуза, то есть сколько душа пожелает, но правда из некондиции. Любые! Хоть конфеты Трюфель, хоть любой самый дорогой шоколад. И пусть конфеты и шоколад были ломаными, и помятыми, но менее вкусными они от этого не становились. И как мы там этим налопались, страшно даже вспомнить. Достаточно сказать, что когда мы вышли с этой фабрики и увидели на углу ларёчек, где торговали в том числе и квашеной капустой с солёными огурцами, то мы на все деньги, которые были у нас для завтраков и обедов, накупили солёных огурцов и кислой капусты. И такого счастья, которое у меня было в процессе лопания этих самых солёных огурцов, я в жизни могу припомнить с большим трудом. Даже первый секс мне потом не принес столь сладостных. ощущений, как лопанье соленых огурцов. Потому что после такого количества сладкого мудрый детский организм строго потребовал кислого и солёного! Я после этой экскурсии год, наверное, не мог на сладкое смотреть.
Небольшой фильм о "Ямской слободе"
Предлагаю читателям посмотреть вот этот фильм.
В нём известные люди расскажут о моём районе.
Ну и заодно можете послушать и посмотреть про те места, про которые я уже рассказывал в своих предыдущих статьях, в том числе и о ДК Пищевиков, о которым я так много рассказывал. О нем расскажет сам маэстро Давид Голощекин, начиная с минуты где-то десятой этого фильма. Ну и мою улицу Правды вы здесь тоже увидите.
https://vkvideo.ru/video-23702661_456261852
_______________
Времена меняются, что-то уходит безвозвратно. Память остаётся: вот эта скульптурная композиция на улице Правды, которая называется «Ангелы» ― знак покаяния об утраченных храмах Ямской слободы…
Андрей Столяров, писатель:
«Как будто возвращаешься в детство, в то время, когда мир был чистым, радостным и понятным».
Да и сама Ямская ― это детство и отрочество Петербурга. И хотя тройки с бубенцами на Разъезжей ― это уже «дела давно минувших дней», но память о них по-прежнему живёт в названиях улиц и переулков, где и поныне витает дух ушедших эпох
_____________________
Понимаю, что о многом рассказать не успел, но пора заканчивать, потому что всех достопримечательностей Ямской слободы всё равно за одну прогулку не осмотришь.
Поэтому, как я и обещал, вернусь на Загородный в дом 28, соседний от моего родного, который под номером 26 и закончу этот рассказ великим композитором Римским - Корсаковым
В конце 1971 – начале 1972 года, по инициативе потомков Н. А. Римского-Корсакова на Загородном проспекте, 28 был открыт мемориальный музей-квартира композитора (филиал музея театрального и музыкального искусства). Наибольший вклад в его создание внесла внучка Николая Андреевича, архитектор Татьяна Владимировна Римская-Корсакова
В пятиэтажном неприметном флигеле во дворе, в квартире № 39 пятнадцать последних лет лет своей жизни жил Николай Андреевич с семьёй. В эти годы им была создана масса музыкальных шедевров, в том числе одиннадцать (11!!!) из 15 его опер. Музей занял часть дворового флигеля бывшего доходного дома.
Вдова, дети и внуки Римского-Корсакова максимально сохранили вещи и предметы обстановки квартиры и передали их музею.
Уникальность музея в том, что его наполняют исключительно подлинные вещи, принадлежавшие композитору и его семье. Директор Театрального музея - Наталья Ивановна Метелица, говорит, что таких (аутентичных) музеев в России насчитывается не больше пяти.
Этот дом был одним из музыкальных центров Петербурга. Здесь собирались знаменитые композиторы, артисты, художники, музыканты. Николай Андреевич Римский-Корсаков на рубеже веков был в глазах современников великим носителем классических традиций в русской музыке.
А до этой квартиры Римский - Корсаков тоже жил в нашей Ямской слободе, неподалёку - с 1883 по 1889 год композитор проживал с семьёй на Колокольной ул., 2 угол с Владимирском пр., 18. Вспоминая эту квартиру, сын композитора В. Н. Римский-Корсаков, отмечал, что она находилась в непосредственной близости от колокольни собора, и перезвоны «врывались в квартиру во всякое время дня и ночи», что не помешало композитору прожить здесь несколько плодотворных лет.
Любопытно, что классы музыкального училища, из которых берёт начало Петербургская консерватория, носящая ныне имя Н. А. Римского-Корсакова (с 1944 года), располагались в 1866-1869 годах в соседнем доме, № 24 (теперь на этом месте бывший доходный дом купца А. В. Дехтеринского, № 26), дом тогда принадлежал Русскому музыкальному обществу.
А в конце 2021 года в Мемориальном музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова в рамках фестиваля «Музею – 50» проводилась выставка «Хрупкое прошлое (Последний петербургский адрес Н. А. Римского-Корсакова в негативах на стекле и фотографиях)». Я на этой выставке был и мне было очень интересно. Там было и про старый город и про старый быт и про наших выдающихся соотечественников . Тем более, что я очень люблю черно-белую фотографию. Ну а старинную - особенно.
И в честь глубокоуважаемого Николая Андреевича Римского - Корсакова заканчиваю эту статью подборкой некоторых его лучших произведений.
_______
Но вот только что мне пришла в голову шальная мысль и я решил забабахать еще одну статью в продолжении этой, в которой я представлю творчество Римского - Корсакова с немного неожиданной стороны. Ну а вы можете пока погадать, что будет в этой статье.
________
Так что надолго не прощаюсь
Всем спасибо за внимание
До встречи!
Удачи!
Пока!
________
(* - все фотографии автора или из открытых источников)
________
А весь мой цикл "Вижу город, которого нет" вот здесь👇. Города нет, а цикл - есть!