Серьёзно раскрыта малоизвестная тема Серых Ангелов.
Сериал «Азазель» (2001) интересен, прежде всего, своей близостью к оригинальной книге Бориса Акунина. Это редкость для экранизаций, когда режиссер так точно передаёт атмосферу.
Кроме того, сериал затрагивает малоизвестную и редко упоминаемую тему Серых Ангелов.
Кто знаком с апокрифической «Книгой Еноха», тот знаете, что восстание Люцифера раскололо ангелов, не на две части: сторонников Бога и сторонников Люцифера, а на три. Серые Ангелы решили, что не правы ни Бог, ни Люцифер, более того, их восстание, так сказать, в пассивной форме началось даже до восстания Люцифера. Они пришли на Землю и стали учить людей наукам, искусству, медицине и магии, что привело к конфликту с Господом Богом. Их деятельность стала причиной Потопа, но творец уничтожил посредством Потопа людей, ангелов он уничтожить не мог. И Серые Ангелы, по сей день, живут на Земле, скрывая свою истинную природу. Они рождаются от обычных женщин, воплощаясь в тела людей через реинкарнацию. Главой Серых Ангелов и был Азазель.
Доктрина Серых Ангелов, которая отвергает традиционные понятия добра и зла, также активно раскрывается в сериале. Ангелы считают, что эти категории не имеют объективного значения и являются лишь субъективными человеческими. И именно поэтому главным принципом действий для «Азазеля» стал принцип «Цель оправдывает средства». Кстати, этот принцип, на мой взгляд, куда удачнее сформулировал Иван Ефремов, в романе «Час Быка»: «Руководствуясь достойными намерениями, я смею всё!». Иван Ефремов, что я уже неоднократно говорил, тоже писал об этом же, кроме того, в «Часе Быка» он прямо использует словосочетание «Серые Ангелы».
Всего этого, к сожалению, не смог понять юный Эраст Фандорин, и он искренне считает членов «Азазеля» страшными преступниками и самоотверженно с ними борется. И ему, благодаря своей гениальности, удалось сделать, казалось бы, невозможное, уничтожить вернее, почти уничтожить организацию «Азазель», за что ему пришлось невероятно дорого заплатить.
Акунин так же сумел создать очень удачный образ роковой женщины, Амалии Бежецкой, которая в сериале хорошо воплотила Лариса Борушко. Её персонаж – это профессиональная искусная соблазнительница, воспитанная по строгим правилам организации «Азазель».
Таким образом, «Азазель» – это не только криминальная драма, но и глубокие размышления о философии, морали и власти, что делает сериал интересным и многослойным для вдумчивых зрителей.
И очень жаль, что тема Серых Ангелов и, самое главное, их конспирологической философии, у Б. Акунина, после «Азазеля» затихла, и вновь к ней он вернулся только в «Алмазной колеснице», на примере ниндзя. Ну и, понятно, тем более жаль, что эта тема не получила серьёзного развития в кинематографе.
Нужно так же добавить, что и в «Алмазной колеснице» Э. Фандорин, увы, многого так и не понял, хотя в этот раз к пониманию кое-чего важного он, таки, пришёл.
Первая публикация в моём аккаунте на «Я рекомендую» здесь.
Мои отзывы на «Я рекомендую» здесь.