Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Режиссер, который перестал снимать и начал сниматься

Приход звука в кино в конце 20-х — начале 30-х разные режиссеры восприняли по-разному. Например, братья Маркс изначально чувствовали себя в звуковом кино как рабы в воде, Чарли Чаплин спокойно продолжил снимать немое, а вот режиссер, о котором мы сегодня поговорим, просто переквалифицировался в актеры Если бы Владимир Гардин жил в наше время, он бы, наверное, стал блогером. Таким, который снимает ролики один за одним, а потом жалуется, что YouTube его недооценивает. Впрочем, в начале XX века блогеров еще не было, зато было немое кино, и Гардин стал одним из его главных героев. Родился Владимир Ростиславович в Твери, в семье гусара. Папаша, подполковник Благонравов, был человеком творческим: пел, играл на рояле и читал стихи. Видимо, именно от него Гардин унаследовал любовь к искусству, хотя сначала решил пойти по военной стезе. Окончил кадетский корпус, служил в артиллерии, но потом понял, что стрелять из пушек — это, конечно, весело, но не так увлекательно, как снимать кино. И вот,
Оглавление

Приход звука в кино в конце 20-х — начале 30-х разные режиссеры восприняли по-разному. Например, братья Маркс изначально чувствовали себя в звуковом кино как рабы в воде, Чарли Чаплин спокойно продолжил снимать немое, а вот режиссер, о котором мы сегодня поговорим, просто переквалифицировался в актеры

Владимир Гардин
Владимир Гардин

Если бы Владимир Гардин жил в наше время, он бы, наверное, стал блогером. Таким, который снимает ролики один за одним, а потом жалуется, что YouTube его недооценивает. Впрочем, в начале XX века блогеров еще не было, зато было немое кино, и Гардин стал одним из его главных героев.

Владимир Гардин за работой в 1914 году
Владимир Гардин за работой в 1914 году

Из артиллерии в театр

Родился Владимир Ростиславович в Твери, в семье гусара. Папаша, подполковник Благонравов, был человеком творческим: пел, играл на рояле и читал стихи. Видимо, именно от него Гардин унаследовал любовь к искусству, хотя сначала решил пойти по военной стезе. Окончил кадетский корпус, служил в артиллерии, но потом понял, что стрелять из пушек — это, конечно, весело, но не так увлекательно, как снимать кино. И вот, бросив военную карьеру, он устроился младшим контролером в Акцизном ведомстве. Ну а что? Все великие режиссеры начинали с чего-то подобного.

Сцена из фильмы "Ключи счастья" (1913)
Сцена из фильмы "Ключи счастья" (1913)

Но душа требовала сцены. Гардин начал играть в любительских театрах, а потом и вовсе ушел в антрепризы. Он колесил по городам и весям, играя в спектаклях, которые ставили то в Риге, то в Гродно, то в Таганроге. В общем, настоящий гастролер, который знал, как выжить на сцене даже в самых экстремальных условиях. А однажды он даже организовал свой театр в Териоках (нынешний Зеленогорск), где ставил пьесы, запрещенные цензурой. За это его чуть не арестовали, но Гардин, как истинный артист, успел сбежать в Париж. Там он организовал русский театр, потому что, видимо, считал, что французам не хватает Достоевского и Чехова.

Кадр из фильмы "Война и мир" (1915), реж. В Гардин и Я. Протазанов
Кадр из фильмы "Война и мир" (1915), реж. В Гардин и Я. Протазанов

С подмостков на съемочную площадку

Но настоящая слава пришла к Гардину, когда он решил заняться кино. В 1913 году он заключил контракт с торговым домом «Тиман и Рейнгардт» и снял свой первый фильм — «Ключи счастья». Бюджет картины превысил все мыслимые пределы, но успех был оглушительным. Ни один фильм до этого не собирал столько денег в прокате. Гардин стал звездой немого кино, а заодно и одним из первых режиссеров, кто понял, что зрителям нужны не только драмы, но и патриотические ленты. Так появились фильмы вроде «Под пулями немецких варваров» и «Подвиг казака Кузьмы Крючкова». Последний, кстати, был снят за один день, что, вероятно, стало первым в истории кино примером «быстрого контента».

"Анна Каренина" (1914), кинодебют Веры Холодной
"Анна Каренина" (1914), кинодебют Веры Холодной

Вера Холодная впервые на экране

Гардин не боялся экспериментов. Он экранизировал классику — «Анну Каренину», где свою первую роль в кино сыграла Вера Холодная, «Дворянское гнездо», — но не чурался и оригинальных сценариев, например «Маска смерти» или «Жребий» по сценарию Ф. Сологуба. Правда, до наших дней они не сохранились, как и многие другие картины Гардина. Видимо, кинопленка в те времена была такой же ненадежной, как современные жесткие диски.

"Дворянское гнездо", 1914
"Дворянское гнездо", 1914

Вихри враждебные

С приходом советской власти Гардин не растерялся. Он стал одним из основателей первой в мире Государственной школы кинематографии (нынешний ВГИК) и продолжил снимать фильмы, хотя теперь уже с идеологическим уклоном. Его картина «Серп и молот» рассказывала о жизни в городе и деревне во время Гражданской войны. А фильм «Призрак бродит по Европе» был снят по мотивам рассказа Эдгара По, но с явным намеком на революционные настроения. Гардин, как истинный мастер, умел адаптироваться под любую власть.

"Петербургские трущобы", 1915
"Петербургские трущобы", 1915

Перестал снимать и заговорил

В 1920-е годы Гардин снимал фильмы на разных кинофабриках — от Ялты до Одессы. Он работал с такими легендами, как Всеволод Пудовкин, и даже снял один из первых белорусских фильмов — «Кастусь Калиновский». Но с появлением звукового кино Гардин отошел от режиссуры и сосредоточился на актерской карьере. Он снялся более чем в 70 фильмах, играя роли самые разные роли. Например, именно он исполнил роль отца изобретателя Джима Рипля в известном фантастическом фильме 1935 г. «Гибель сенсации». В годы Великой Отечественной войны Гардин вместе с женой выступал перед бойцами на фронте, давая концерты в госпиталях и Доме офицеров в блокадном Ленинграде.

"Серп и молот", 1921
"Серп и молот", 1921

Последние годы

После войны Владимир Ростиславович, как и многие артисты, переживал не лучшие времена. Он распродавал картины и антиквариат, чтобы свести концы с концами. Но в 1947 году ему наконец присвоили звание Народного артиста СССР, что, вероятно, стало для него своеобразной компенсацией за все трудности.

В. Гардин оставил после себя огромное наследие, значительная часть из которого, увы, не сохранилась. Он был одним из основоположников отечественного кинематографа, человеком, который не боялся рисковать, экспериментировать и идти против течения.