Последний татарский набег
Генерал-губернатор Малороссии забеспокоился еще до получения известий о войне. В октябре 1768 года Румянцев докладывал Екатерине о необходимости обустройства магазинов поближе к рубежу. Дескать, если надумаете воевать турка, ваше величество, к тому предприятию всё будет готово.
Оно вскоре и понадобилось. Только не Румянцеву (о чем он наверняка надеялся), а его шурину Голицыну, возглавившему Первую армию. Она из Киева должна была в кампанию 1769 года действовать на Хотин и дальше в Молдавию.
Назначенный командовать Второй армией Румянцев должен был прикрывать действия первой армии. Но до этого еще следовало дожить. А пока шла зима, собирались полки, заготавливались припасы.
И вдруг в начале 1769 года из Крыма вылетела в набег орда. Давненько уж русские окраины не видели татар. Но оборонительную линию по старой привычке держали. От Днепра ниже Кременчуга до Изюма (видно на прилагаемой карте).
Здесь-то и расположил главные силы Румянцев, выслав вперед линии подвижные отряды. И угадал.
Татары попытались ударить по флангам, чтобы оттянуть туда русские силы, ослабив центр линии. Но поскольку русские оказались готовы, никакого ослабления не произошло. Набег не удался.
Из реляции Румянцева Екатерине II 4 (15) февраля 1769 года:
«Сии открывшиеся виды кажут намерение неприятельское, что он на левый и правый наш фланг сделав вдруг нападение, думая отвлечь в одно место все наши силы, и открыть себе путь или в той или в другой стороне к впадению в границы; однако ж на левом крыле противостояли и вдруг сдержали его военные с нашей стороны приготовления так, что он не мог устоять против малой части войска, и прежде обратился в бегство, нежели все прочие учинили на его движение».
Здесь еще можно отметить манеру руководства Румянцевым войсками. Он располагается где-то в тылу. Далеко, за десятки и сотни верст от передовых корпусов. И рассылает приказы, собирает донесения, обдумывает обстановку и рассылает новые приказы.
Точно так большую часть времени он будет руководить нашими войсками на Пруте и на Дунае. Это уже полководец оперативного, стратегического уровня. Ему не нужно видеть всё поле боя. Да его и не увидишь. Боевые действия идут на фронте в сотни верст.
Кампания Голицына
В общем, зимой 1769 года Румянцев свою часть задачи выполнил, оборонил окраины империи, склады и магазины в глубине нашей территории. Далее основной удар наносила армия Голицына.
В задачу очерка не входит подробно разбирать действия Александра Михайловича Голицына. Достаточно того, что императрица сочла их недостаточно удачными.
Имея до 65 тысяч человек (в том числе 9 тысяч казаков), Голицын 14 (25) апреля переправился через Днестр, начав кампанию против крепости Хотин. А уже 25 апреля (6 мая) он переправился обратно.
Простояв два месяца в Подолии, Голицын вновь пошел вперед. Но к тому времени и турки уже подтянули большие силы в Молдавию. Повоевав с месяц под Хотином, Голицын вновь отступил за Днестр.
В это время Вторая армия Румянцева прикрывала действия соседа. Сам генерал-аншеф с приблизительно 40 тысячами (половина – иррегуляры) расположился у Елисаветграда (до недавнего времени Кировоград). Отсюда он наблюдал за турецкими крепостями Бендеры и Очаков.
Отдельный корпус Берга (22 тысячи), так же подчиненный Румянцеву, выдвинулся от Бахмута к Сивашу и наблюдал за Крымом, страхуя армию от татарского набега.
Качели Голицына под Хотином закончились его победой в сражении в Рачевском лесу и захватом оставленной турками крепости (сентябрь 1769 года). Но для самого Голицына было уже поздно. В середине августа Екатерина приняла решение о смене командующих.
Главнокомандующий Первой армией
Генерал-аншефу Румянцеву указ военной коллегии от 14 (25) августа 1769 года:
«Как по высочайшему ее императорского величества соизволению поручается вам, господину генерал-аншефу и кавалеру, 1-я ее армия, о чем вам именным же ее величества указом знать дано и Военной коллегии сего августа 14-го таковым же объявлено».
А между тем, еще не зная о своем новом назначении, румянцев действует небольшими отрядами в направлении Бендер и Очакова. 23 августа (3 сентября) рапортует он императрице об успешном деле казаков в районе Джемерлей. Докладывается о потере турками до 200 человек.
Вторую армию Румянцев сдал Петру Панину. Тому самому, которому он в 1762 году сдавал армию в Померании.
18 (29) сентября Румянцев принял Первую армию. И тут же, конечно, проинспектировал ее части. Обычное дело упрекнуть предшественника в дурном состоянии принятых войск. Вывод ожидаем: 22 сентября (3 октября) докладывает новый главнокомандующий о невозможности переправы на тот берег Днестра всей армии.
Тем не менее приказ действовать наступательно никто не отменял. И Румянцев двигает вперед отдельные относительно небольшие корпуса. Их общая численность колебалась от 14 до 20 тысяч человек. Корпуса за осень-зиму в принципе занимают всю Молдавию.
В октябре заняты Яссы. Румянцев рапортует императрице: Молдавия покорена. 4 (15) января 1770 года корпуса Потёмкина и Подгоричани разбивают турок у Фокшан. 4 (15) февраля корпус Штофельна взяли Журжу.
И тут надо признать, что успех корпусов армии Румянцева – следствие предыдущих побед Голицына. Если бы Александра Михайловича не сняли с должности, он и сам совершил те же самые завоевания.
В феврале Румянцев отослал в Петербург трофеи. Но заявлять о покорении Молдавии было рано. На 1770 год турки готовили мощный ответ. Начиналась самая главная кампания в жизни Румянцева.
Продолжение:
------
Все материалы рубрики "Фельдмаршалы России":