Найти в Дзене
Юрист на связи

Мать требовала с дочери деньги за то, чтобы она сидела с ее ребенком. Но дочь не забыла старые обиды и ответила матери тем же

Алексей Викторович, 59 лет. Работяга, всю жизнь за рулем – то дальнобойщиком, то водителем на муниципальном предприятии. Жена его, Галина Сергеевна, 54 года, домохозяйка, занимается хозяйством и небольшим подсобным хозяйством – выращивает цветы, продает рассаду, держит птицу. Вроде бы классическая семья советского воспитания, где ценности – это труд, помощь родным и взаимовыручка. Но не все так просто. У них есть дочь – Светлана, 29 лет, бухгалтер, замужем за Никитой, простым работягой. Молодые живут в ипотечной квартире, растят ребенка. Казалось бы, классическая ситуация – дочь, зять, внук, все друг другу помогают. Но Галина с самого начала не одобряла выбор дочери. Ей хотелось для Светы «кого-то получше» – обеспеченного, с квартирой, перспективного. А Никита – обычный парень, работает на заводе, зарплата средняя, ипотека давит. Но Светлана все равно вышла за него, и хотя отношения с матерью были напряженные, контакт поддерживали. Все изменилось, когда родился внук. Ребенок оказался «
Оглавление

Алексей Викторович, 59 лет. Работяга, всю жизнь за рулем – то дальнобойщиком, то водителем на муниципальном предприятии. Жена его, Галина Сергеевна, 54 года, домохозяйка, занимается хозяйством и небольшим подсобным хозяйством – выращивает цветы, продает рассаду, держит птицу. Вроде бы классическая семья советского воспитания, где ценности – это труд, помощь родным и взаимовыручка.

Но не все так просто.

Мать требовала с дочери деньги за то, чтобы она сидела с ее ребенком. Но дочь не забыла старые обиды и ответила матери тем же
Мать требовала с дочери деньги за то, чтобы она сидела с ее ребенком. Но дочь не забыла старые обиды и ответила матери тем же

Муж не пара дочери

У них есть дочь – Светлана, 29 лет, бухгалтер, замужем за Никитой, простым работягой. Молодые живут в ипотечной квартире, растят ребенка. Казалось бы, классическая ситуация – дочь, зять, внук, все друг другу помогают. Но Галина с самого начала не одобряла выбор дочери. Ей хотелось для Светы «кого-то получше» – обеспеченного, с квартирой, перспективного. А Никита – обычный парень, работает на заводе, зарплата средняя, ипотека давит.

Но Светлана все равно вышла за него, и хотя отношения с матерью были напряженные, контакт поддерживали. Все изменилось, когда родился внук.

Бесплатный бабушкин труд? Нет, спасибо

Ребенок оказался «не садовский» – частые болезни, пропуски. Светлана вышла на работу, но ей нужно было, чтобы три дня в неделю кто-то присматривал за малышом. Тогда Светлана обратилась к матери:

– Мам, ты могла бы три дня в неделю помогать с малышом?

Ответ Галине был прост:

– Конечно, могла бы. Но няня стоит 1000 рублей в день. Давай хотя бы по 800 платить – это тебе скидка.

Дочь опешила. У них и так тяжело с деньгами: ипотека, коммуналка, кредиты. Зять получает 35 тысяч, Светлана – 15 тысяч после декрета. Отдать 10 тысяч матери – значит остаться без еды. Но Галина стояла на своем. Разговор закончился ничем. В итоге нашли няню за 600 рублей в день, а Алексей Викторович тайком подкидывал дочери деньги.

Так прошло несколько лет. Внук подрос, пошел в садик, проблемы с болезнями ушли. Казалось бы, конфликт утих. Но не тут-то было.

"Хочешь заботы? Плати!"

Однажды случилось несчастье – Галина сломала шейку бедра, упав в погреб. Долгое лечение, операции, в результате – частичная утрата трудоспособности. Первое время ухаживала сестра Галины, но вскоре они поругались, и помощь прекратилась. Тогда Галина обратилась к дочери:

– Света, мне тяжело, мне помощь нужна.

Но Светлана не забыла старые обиды и ответила матери ее же словами:

– Конечно, мам. Но сиделки берут по 150 рублей в час. Давай по 100 – тебе скидка.

Начался скандал. Крики, обвинения, угрозы. Галина даже зятю звонила, требовала, чтобы он "вразумил жену". Никита спокойно ответил:

– Можем 2-3 тысячи в месяц доплачивать, но больше – увы.

Галина взбесилась. Она решила пойти на крайние меры – подать на дочь в суд за алименты на содержание нетрудоспособного родителя. Ведь по закону она имеет на это право. Если докажет свою нуждаемость, с дочери могут взыскать сумму до прожиточного минимума.

Алексей Викторович был в шоке. Он поддерживал дочь, пытался вразумить жену:

– Ты забыла, как сама деньги за внука требовала? Теперь ты в той же ситуации!

Но Галина была непреклонна. Она готовилась к суду.

Юридическая сторона вопроса

Согласно статье 87 Семейного кодекса РФ, нетрудоспособные родители действительно могут требовать алименты от детей. Но есть нюансы:

  1. Родитель должен доказать свою нуждаемость – например, маленькую пенсию, высокие траты на лекарства.
  2. Если у родителя есть имущество, приносящее доход, суд может посчитать, что он сам себя обеспечивает.
  3. Суд учтет, помогал ли родитель детям раньше. Если дочь докажет, что мать отказывалась от помощи или требовала оплату за заботу о внуке, суд может снизить размер алиментов или вовсе отказать.

Исход был непредсказуем. С одной стороны – формально закон на стороне Галины. С другой – ее поведение может сыграть против нее.

Как вы думаете, справедливо ли требование Галины? Или Светлана права, отвечая матери той же монетой? Обсудим в комментариях!